Украинские РА и MMR нашли способы очищения тендеров
56% тендеров на европейском рекламно-коммуникационном рынке являются оплачиваемыми. В России этот показатель составляет около 15%, в Украине в процентах не измеряется.
Такой печальной статистикой делились участники круглого стола . Но делились не в формате жалоб и сожалений, а в формате профессионального диалога, полного конструктива и желания, наконец, начать движение в сторону решения извечных тендерных проблем.
Сначала были кратко обозначены основные проблемы, которые мешают тендерам стать более прозрачными и понятными как исполнителям, так и заказчикам. Затем участники незамедлительно перешли к разработке стратегии и тактики, чтобы начать движение «в светлое и этичное» тендерное будущее.
Первым шагом на этом пути должно стать объединение сначала сильнейших, а со временем и всех игроков всех сегментов рекламно-коммуникационного рынка (под эгидой профильных ассоциаций), вторым — выработка адекватного своей специфике свода тендерных правил и подписание этого документа главами и владельцами агентств. Базовые элементы будущих регуляторов тендерных взаимоотношений с корпоративным маркетингом таковы:
- не больше четырех равных по уровню агентств-участников тендера;
- оплата клиентом участия в тендере всех агентств (независимо от того, кто выиграет);
- единый шаблон брифа (с четкими критериями выбора победителя и желательно сменой очередности этапов тендера. Сейчас сначала идет креативный, но на круглом столе его участники единогласно решили, что первым должен быть ценовой) и пр.
Эти моменты обсуждались и фиксировались не раз и не одним отраслевым объединением. Однако за строгим следованием вроде как принятых норм и правил до сих пор никто не следил.
О готовности взять и качественно исполнять роль «смотрителя» и постоянно информировать рынок о неэтичном поведении сторон во время тендеров на рекламно-коммуникационном рынке заявила и команда MMR.
«Мы готовы оперативно и качественно проводить журналистские расследования при первом же сигнале. Причем в своей работе не будем ограничиваться общением с маркетинг- и PR-топами. Не видим сложностей и препятствий в обращении и получении ответов на интересующие нас вопросы у глав и собственников бизнесов. Более того, мы готовы создать и постоянно актуализировать black&white списки клиентов», — отметила Ирина Рубис, главный редактор MMR.
С тем, что потенциальные репутационные риски способны стать еще одним инструментом регулирования сложившегося «практически беспредела», согласились все присутствующие. Руководители некоторых агентств предложили, чтобы в «черные списки» попадали не только недобросовестные клиенты, но и подобные им агентства, которые, подписав отраслевое соглашение, продолжат нечестную игру и не станут придерживаться перечисленных в нем пунктов.
Собравшиеся агентства-члены ВРК выразили готовность вынести вопрос скорейшего создания внутриотраслевого соглашения о правилах и стандартах участия в тендерах на повестку дня ближайшего заседания правления рекламной коалиции (14.10.2010).
После того, как документ будет составлен и подписан, он будет распространяться среди компаний-клиентов и компаний-исполнителей. MMR также объявил о готовности устраивать и освещать публичные подписания этих соглашений членами всех профильных ассоциаций.
Озвученная программа-максимум — опубликовать свод креативных, PR, event и маркетинг-сервисовых соглашений в ближайшем — ноябрьском — номере MMR.
А далее совместными усилиями будут создаваться и «черно-белые» списки, и освещаться в СМИ темы и кейсы недобросовестно проведенных тендеров.
Более подробный репортаж с круглого стола (в лицах и ярких цитатах) — в ноябрьском MMR, посвященном тендерингу и откатингу.
Ирина Рубис, Дарья Черкашина