Сегодня Украина занимает первое место в мире по потере трудовых ресурсов. По предварительным подсчетам за последние двадцать лет за границу выехало более 7 миллионов украинцев. PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что такая тенденция сохранится и в дальнейшем. Нехватку специалистов испытывают все отрасли промышленности и сферы деятельности, но критичнее всего обстоит ситуация в тяжелой промышленности. Рабочих профессий горно-металлургического сектора просто нет в карте предпочтений молодежи. Квалифицированные специалисты уезжают за рубеж и на их место никто не приходит. Подобная ситуация наблюдается на всех основных предприятиях Украины. И.о. директора по персоналу крупнейшего в Украине горно-металлургического предприятия АрселорМиттал Кривой Рог Юлия Чермазович делится опытом команды, который позволил им удержать уровень текучести персонала и сохранить коллектив в период турбулентности. А начальник управления по внутренним и внешним коммуникациям предприятия Татьяна Левченко рассказывает о креативных решениях в рекламе, которые помогли зацепить внимание молодежи и привлечь на предприятие. 

На сегодняшний день уровень текучести персонала на нашем предприятии составляет всего 0,3%. Это говорит о том, что мы имеем естественный отток и набор значительно превышает количество увольнений с предприятия. При этом мы видим, что на других предприятиях горно-металлургической отрасли страны эти цифры достигают 8-10%, что говорит о реальном кризисе. 

Как нам удалось удержать ситуацию?

На самом деле непросто. За этими цифрами стоит колоссальный труд и отлаженная система работы с персоналом. АрселорМиттал Кривой Рог – это огромное предприятие, в прошлом известное как государственный меткомбинат «Криворожсталь». Сегодня это часть международной компании АрселорМиттал. У нас работает более 29 000 человек, включая подрядчиков. Думаю, вы понимаете, как сложно управлять таким большим коллективом, тем более в период экономической и политической нестабильности. 

Поэтому, чтобы сохранить наших людей, мы сделали ставку сразу на два направления – удержание и комплектацию персонала. До недавнего времени наше производство вообще не испытывало проблем с персоналом, люди работали здесь десятилетиями и поколениями. Но после принятия «безвиз» специалисты получили возможность беспрепятственно выезжать на заработки в Польшу, и мы стали терять профессионалов. С одной стороны, мы понимаем, что таким образом люди приобретают опыт, новые знания, зарабатывают деньги, в конце концов, а с другой стороны, нашей задачей было сделать так, чтобы они захотели к нам вернуться. К слову, многие комбинаты допускают ошибку, закрывая возможность повторного трудоустройства своим бывшим работникам, которые уезжали на заработки и вернулись. Мы же с радостью принимаем людей обратно. Единственное, им предлагаются имеющиеся на данный момент вакансии, не факт, что удастся вернуться на свое прежнее рабочее место. 

Итак, что касается направления по удержанию персонала. Мы составили портрет нашей целевой аудитории – сотрудников и условно разделили их на три группы – молодежь до 35 лет, сотрудники в возрасте 35-55 лет и старшее поколение. После этого мы провели исследование и определили ценности каждого поколения. 

Так, наше поколение Х (37-56 лет), а их оказалось 63% от общего количества работников, нуждается в стабильности, официальном трудоустройстве, последовательном росте заработной платы, социальных гарантиях, уважении и признании, а также надежных коллегах рядом. И мы разработали программу с проектами, которые удовлетворили все эти запросы в полной мере. Как и раньше, у нас работают детские здравницы, пансионаты, турбазы, профилакторий, действует медицинская страховка, конкурсы профмастерства, различные корпоративные праздники. Помимо этого, мы запустили целый ряд проектов для детей сотрудников. Это бесплатное изучение английского языка, ИТ, школа юных инженеров, проекты «Каникулы с АМКР» и «Будь в теме», направленные на развитие творческого потенциала, способностей и организацию досуга детей. 

Для молодежи, безусловно, важнее эмоции. Они, прежде всего, хотят получать удовольствие от своей работы и чувствовать, что они влияют на результаты компании. Они не просто выполняют свои обязанности, а создают большее – сталь, которая окружает нас вокруг, начиная от мобильных телефонов и заканчивая небоскребами и самолетами. К сожалению, в последние годы металлургия перестала пользоваться популярностью среди выпускников учебных заведений и это стало проблемой многих предприятий. Поэтому нужно возобновить связь поколений и сделать промышленность снова модной.  

Мы промониторили рынок и обнаружили, что все объявления о вакансиях настолько шаблонные и проходные, что создавалось впечатление, будто на макетах просто менялось название предприятия и номер телефона отдела кадров. Поэтому нам нужна была яркая картинка с эмоциями и меткие, с юмором цитаты. 

Но при этом оставалась доля сомнения в том, а заинтересуется ли нашим предложением молодежь. Да, они заметят оригинальный дизайн, смелые месседжи, но что они получат взамен, после трудоустройства? Есть ли на предприятии ценности, которые им важны? 

Фокус-группы среди молодежи показали, что для них приоритетны самореализация, развитие, обучение, возможность неформального общения в социальных сетях, путешествия и яркий досуг. Каждой из их потребностей соответствовал уже существующий на предприятии проект – это и изучение английского языка, и мастер-классы, тренинги, и курсы лидерства, и проекта «Путевка к отпуску» (льготные поездки за границу), и неформальные встречи с топ-менеджментом, и открытое общение на различных площадках, в том числе в социальных сетях. 

Таким образом, нам оставалось лишь заинтересовать и слегка подтолкнуть молодых ребят к выбору нашего предприятия. 

Итак, что мы сделали: определили 12 основных профессий на предприятии и объявили конкурс на фотосессиию для рекламы «Робота для справжніх». Выстроилась очередь из желающих попробовать себя в роли настоящего героя на билбордах и плакатах. 

Параллельно с этим мы покреативили на тему лозунгов и подобрали цитаты, которые будут не просто отвечать сути профессии, но еще и поднимут ее статус, покажут гендерное равенство в промышленности и затронут тему патриотизма. Вот несколько слоганов для примера: «Вогнетривник: Давай – ти зможеш! Ти – агонь!», «Машиніст крану (дівчина): Завжди на висоті! Насправді керуєш ти!», «Електромонтер: Збери свою схему майбутнього», «Сталевар: ми не варимо воду, ми варимо сталь!», «Сталевар (дівчина): Хтось варить борщ, а я варю сталь. Моє місце не на кухні!» и так далее – всего 12 сюжетов. 

 

В итоге в конце прошлого года по всему Кривому Рогу были расклеены билборды с этими сюжетами. Они тут же вызвали немало обсуждений в социальных сетях и местных СМИ. Помимо этого, мы выпустили настенный, перекидной календарь «Робота для справжніх» и запустили серию рекламных роликов перед показами в кинотеатрах сети «Мультиплекс». И это дало свой результат. В начале этого года на предприятие пришла молодежь и в конце первого квартала мы запустили еще один рекламный проект «Створи свій світ», уже с участием новичков. Теперь нашей целью было показать, что их ожидания оправдались и здесь на предприятии есть все, ради чего стоит учиться, работать и оставаться в Украине. У молодежи есть будущее в нашей стране, особенно на таких предприятиях, как АрселорМиттал Кривой Рог.

«Универсальных решений по удержанию и привлечению персонала нет. Каждая компания справляется с проблемой трудовой миграции по-своему. Но для всех без исключения действует правило: «К разным поколениям и аудиториям должен быть разный подход. Не стоит мерить всех под одну гребенку. Не забывайте запрашивать обратную связь и выходить „в поле“. Только от вас зависит, где поставить запятую во фразе „Удержать нельзя отпустить“. Мы свой выбор сделали», — отметила Юлия Чермазович.