Как мы уже отмечали ранее, в этом году украинский клуб арт-директоров ADC*UA исследует тему гендерного равенства и создал совместно с образовательным проектом BH UNI лекционный курс Тамары Марценюк «Stop Sexism». В интервью MMR Тамара остановилась на теме гендера, гендерных стереотипов и негативном тренде в рекламе. В новой беседе с Татьяной Лукинюк, СЕО международной компании в Украине, мы поговорили на тему гендерного неравенства и что является его причиной в Украине и о том, что может помочь побороть её. 

Как вы считаете, ваша профессия относится к стереотипно мужской или женской? Почему вы пришли именно в эту профессию? Что больше всего вызывает драйв в вашей работе?

Моя нынешняя должность относится к стереотипно мужской. Начнём с того, что её названия не существует в женском роде.

Профессионально же я выросла из маркетинга — там преобладают женщины. В начале 2000-х, на распутье своей карьеры, я определила три направления, где легче добиться успеха, если ты женщина — это HR, финансы и маркетинг. Так что моё движение в сторону маркетинга было осознанным и имело долгосрочные цели.

Кому легче реализоваться в ней — мужчинам или женщинам? И если бы вы были мужчиной, вы бы легче или, наоборот, сложнее достигали целей? Хотелось ли вам когда-либо стать мужчиной, хотя бы на один день?

Я не могу ответить на вопрос, кому легче реализоваться в должности генерального менеджера или в любой другой должности. Если хочешь реализоваться — реализуешься независимо от пола. То же касается достижений целей. От пола не зависит. Зависит от личности. Много раз видела доказательства этому в бизнесе.

Мужчиной стать не хотелось даже в минуты чёрного отчаяния. Мне слишком нравятся платья и туфли.

Если хочешь реализоваться — реализуешься независимо от пола

Сталкивались ли вы когда-либо с дискриминирующими (сексистскими)  высказываниями?

Конечно. В продажах люди откровеннее, и я часто слышала комментарии, что это не женская работа, и даже фразы «я бы тебя на эту должность не взял». Ребята признавались, что у них были опасения из-за того, что я женщина. Но такие откровения обычно уже имеют характер комплимента: «Мы переживали, что руководителем будет женщина, а это значит, что будут эмоции и хаос, но ты оказалась нормальной». 

Я рада, когда опасения и дискриминационные утверждения высказывают вслух. Тогда с ними можно работать, спорить, опровергать примерами. Гораздо хуже, когда все происходит неосознанно. 

Мне встречались коллеги-мужчины, у которых жены никогда не работали. Они сидели дома, растили детей и обеспечивали тыл. Я заметила, что мужчины с такой моделью семьи относятся к женщинам заботливо и снисходительно, как к существам более слабым. Вот им как раз сложно воспринимать на равных женщин, у которых есть своё сильное мнение, позиция, амбиции, самостоятельность. Они и сформулировать своё отношение не могут, и изменить его не в силах.

Что, на ваш взгляд, является основной причиной гендерного неравенства в Украине? И какими были ваши действия в случае столкновения с проявлениями сексизма?

Наверное, единственный аспект, в котором нам очень повезло с Советским Союзом – это как раз гендерное равенство. Равные возможности женщинам и мужчинам в Советском Союзе были предоставлены гораздо раньше, чем в тех же США.

Так что я считаю, что нам чертовски повезло. Женщина в Украине может делать, что она хочет со своей жизнью. Полная свобода выбора.

Мы можем выбирать – работать или нет, сидеть дома или развивать свои проекты. Никто не будет в нас тыкать пальцем, если при этом мы ничего не зарабатываем. Мы можем поменять фамилию, если хотим, и это не будет выглядеть странно. Мы решаем, хотим мы детей или нет. И можем выносить и родить самостоятельно. 

В чем я вижу основное неравенство – это в уровне оплаты. Когда я стала руководителем, то увидела, что при прочих равных женщины получают более низкие зарплаты – вот тут я была возмущена. Это точно результат того, что женщины хуже отстаивают свои интересы, так что им надо помогать понимать, сколько они на самом деле стоят.

Как вы считаете, сексистские реклама и сообщения легче достигают целевой аудитории?

Без сомнения. Инстинктам сопротивляться сложно. Особенно мужской целевой аудитории, где реклама апеллирует к более ярко выраженным древним инстинктам. 

Делали ли вы когда-либо рекламу или принимали решение о ее выпуске, которая имеет отношение к объективации женщин?

Я работала в сфере косметики – там вся реклама направлена на объективацию женщин. Пикантность в том, что объективация происходит в глазах других женщин. А вот в том, что касается пива – категории, которая должна была быть как раз на гребне сексизма – мы в Украине сознательно избегали объективации женщин, чтобы не отталкивать женскую аудиторию. 

Я работала в сфере косметики – там вся реклама направлена на объективацию женщин.

Что, на ваш взгляд, может помочь побороть сексизм и гендерное неравенство или хотя бы уменьшить его присутствие?

Сформулировать для себя, что мы хотим в жизни и перестать ссылаться на сексизм и неравенство. Ни один вменяемый мужчина не приходит на работу с мыслью: «Сегодня я буду дискриминировать женщин». Мы сами формулируем неравное отношение, когда в оправдание невыполненного задания ссылаемся на «женскую логику», детей, домашние заботы. Мы ставим себя в неконкурентные условия, когда хотим всегда уходить с работы в 18.00, не ездить в командировки, потому что муж против. Когда уходим в декрет на три года – это ваш абсолютно понятный и естественный выбор. К успешной карьере, конкуренции, достижениям и бизнесу  это отношения не имеет. И гендерное неравенство или сексизм тут совершенно ни при чём. 

Больше примеров адекватных женщин-руководителей. А это значит меньше эмоций – больше логики и рацио. В рабочих условиях это именно тот подход, который приносит понимание и уважение в глазах коллег-мужчин. А когда логика и ум облекаются в платья и туфли на каблуках – это вообще убийственное сочетание. Так что еще вопрос, какому полу в Украине сложнее.

Мы сами формулируем неравное отношение, когда в оправдание невыполненного задания ссылаемся на «женскую логику», детей, домашние заботы