23 Июн 2009, 11:57

Срджан Трифунович, директор фестиваля Magdalena

Срджан Трифунович, директор фестиваля Magdalena

Молодая, капризная, умная и очень юная особа. Весьма зрелая для своего возраста, но совсем не старомодная. Изысканно-сексуальная провокаторша, искушенная в горячих трендах и сумасшедших идеях. Дружелюбная и веселая, обожает вечеринки, но никогда не выглядит «помятой» с утра. Любимый месяц – май, любимая компания – молодые креативщики. И, конечно же, она постоянно ищет Его – самого лучшего!

По мнению организаторов фестиваля Magdalena, именно так выглядел бы их бренд, если бы он был человеком. На самом деле Magdalena – неприбыльный фестиваль креатива, созданный юными рекламистами для юных рекламистов. Он проходит каждый год в мае в городе Марибор (Словения) и является своеобразным ответом на пафосные и претенциозные рекламные фестивали. Безупречная организация, интересные гости и неформальная обстановка – это главные качества Магдалены.

По счастливому стечению обстоятельств, порталу PULT удалось пообщаться с директором фестиваля Срджаном Трифуновичем.

1.    Срджан, скажи, чем Магдалена выделяется среди других рекламных фестивалей Европы?
Мы отмечаем не агентства, а реальных людей, которые создали ту или иную работу:) В этом – главное наше отличие.

На самом деле, мы представляем международный фестиваль дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов, режиссеров, веб-хакеров, мобильных маньяков, юных профессионалов, аматоров, студентов… – всех креативщиков младше 30, которые живут в мире общественных коммуникаций. Магдалена поклоняется качественным практическим примерам, свежим идеям, оригинальным стратегиям и новым видам медиа. Наша цель – найти и наградить самые лучшие проекты в области коммуникаций, созданные молодыми авторами.

Говоря «коммуникации», я имею в виду не только рекламу, ведь на ней сфера коммуникаций не заканчивается. Я считаю, что этот факт тоже выделяет нас среди других фестивалей.

Мы стараемся быть открытыми для всех авторов, поэтому стоимость участия у нас намного меньше других фестивалей. Оплата работ по самому раннему дедлайну у нас – €25 за серию работ (до 5), а самому последнему – €40. И самая важная наша отличительная черта – это то, что фестиваль работает на неприбыльной основе. Поэтому стоимость участия такая низкая.

2.    Какова была география фестиваля в этом году? Как много стран представлено в конкурсе?
В этом году на наш фестиваль подали работы конкурсанты из 12 стран. Но когда я смотрю статистику посещения нашего сайта, количество стран увеличивается до 80. Так что наша задача – превратить всех их в участников фестиваля. В этом году на Магдалене были представлены молодые креативщики из Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Австрии, Сербии, Италии, России, Польши, Латвии, Голландии, Македонии и Франции. В прошлом мы также принимали участников из Чехии, Словакии, Саудовской Аравии, Австралии и многих других стран.

3.    Молодость – это отсутствие опыта. Почему вы предпочитаете незрелые спорные работы солидному профессиональному опыту?
Я бы не сказал, что работы молодых авторов – «незрелые и спорные». Конкурсанты нашего фестиваля вполне могут соперничать со многими из лучших «взрослых» авторов. Мы всегда получаем свежие идеи, примеры использования новейших технологий, а также качественно выполненные работы. Если сравнивать с работами других фестивалей, то я отмечу, что видел намного больше «зрелых» работ, выполненных молодыми авторами, нежели старыми «орденоносцами». К тому же мы хотели создать платформу именно для молодых авторов, позволить им самовыразиться и помочь продвинуться по карьерной лестнице. Многие из словенских рекламных «гуру» начинали свою карьеру на нашем фестивале и получили работу благодаря заслуженным ими наградам.

4.    Магдалена проводит множество обучающих программ для молодых креативщиков. Какие известные люди участвовали в ваших семинарах?
Для нас очень важно привозить известных и противоречивых личностей, поднимать редко обсуждаемые и неудобные темы, распознавать новые тренды в области коммуникаций, отмечать свежий и яркий креатив. В разные годы к нам приезжало много особенных людей со всего мира. Среди них Фредерик Бегбедер, автор бестселлера «99 Франков», Энн Телфорд из всемирно известного журнала Communication Arts (USA) и многие, многие другие.

В этом году к нам приезжали Артемий Лебедев, Энрик Брегман, фриланс-режиссер, арт-директор и копирайтер, Боян Хаджихалилович, профессор Академии искусств Сараево, Кристофер Пирсон, специалист по видео, Эрик Санделин и Магнус Торстенссон, основатели интерактивной студии Unsworn Industries, Иэн Виллингем, директор по развитию Firsthand, Ивица Митрович, ученый и лектор в области дизайна, Майкл Смит, профессор интерактивного дизайна и многие другие.

Мы попытались смешать и реализовать много полезных программ. Вначале – брейнсторм-воркшоп по интерактивному дизайну, который прошел за неделю до фестиваля. (Его результаты можно увидеть тут). После этого был проведен двухдневный воркшоп по графическому дизайну, который пользовался ошеломительным успехом. Раскачать публику удалось при помощи курсов по фотографии обнаженной натуры, а также мастер-класса по собственноручному изготовлению камеры-обскуры. Затем следовал курс лекций в самых необычных местах. Мы организовали своеобразную дизайнерско-культорологическую и этнологическую поездку из Утрехта (Голландия) в Путници (Сербия). Останавливаясь в таких живописных городах, как Сараево, Путници, Приштина, мы изучали окружающий мир 🙂

5.    Фестивалю уже 11 лет! Расскажи, пожалуйста, о его росте и изменениях, которые проходили из года в год.
Вначале Магдалена задумывалась как разовый ивент, но впоследствии участники потребовали повторить. И пошло-поехало… Кроме того, в первый год было подано столько работ, что у нас сразу же появилась мысль устроить ежегодный слет молодых креативщиков. С 2001 года фестиваль начал превращаться из национального в международный, покрыв почти весь Балканский полуостров. После этого мы начали расти в как в географическом, так и в концептуальном смысле. Изначально мы проводили фестиваль в культурном центре «Pekarna» (www.pekarna.org), но потом поняли, что его инфраструктура не соответствует новым требованиям фестиваля. С тех пор мы работаем почти со всеми арт-галереями города, лекции проходят в холле культурного центра «Narodni dom», который вмещает около 500 человек.

 
В последние годы в программу фестиваля вошли «гостевые выставки». Таким образом, мы не только показываем работы, поданные на фестиваль, но и организовываем выставки других интересных проектов в области визуальных коммуникаций. В прошлом году у нас была большая выставка Джонатана Барнбрука «Сопутствующие потери» (Collateral Damage). В этом году – ретроспектива Марко Илича, в которой мы показали более 500 работ из его 30-летней практики. У нас также была организована выставка фоторабот Сюзанны Селец, сделанных при помощи камеры-обскуры. Дело в том, что каждый год мы пытаемся балансировать между искусством и индустрией визуальных и креативных коммуникаций. Я считаю нашим большим достижением то, что некоторые работы, которые подаются на фестиваль, признает национальный музей и арт-галерея государственного уровня. Я считаю, что это большой шаг в самоопределении сферы креативных коммуникаций.

6.    Магдалена постоянно растет, не так ли? Как тебе кажется, не утратит ли фестиваль интерес к молодым креативщикам и свой юношеский дух со временем? Не пополнит ли список солидных, но закостенелых творческих конкурсов для «старперов»?
Хм… Вы правы, Магдалена действительно подрастает год от года, но мне все-таки кажется, что она никогда не утратит своей направленности на молодежный креатив. У нас существует неписаное правило, в соответствии с которым организационный комитет должен обновляться каждые семь лет. И всегда предпочтение при выборе кандидатов отдается молодежи. Текущий состав оргкомитета впервые занялся организацией фестиваля в 2006 году. Часть комитета, если не все из нас, останутся активными как минимум до 2012–2013 года, поскольку на 2012 году Марибор выбран культурной столицей Европы, а Магдалена является одним из его самых интересных и туристически привлекательных событий. Но все равно, мы постоянно привлекаем молодежь к организации фестиваля, учим их разным премудростям, чтобы затем передать организацию Магдалены в их обученные руки. Думаю, интерес к молодежному креативу мы не утратим хотя бы потому, что нам очень нравится все новое и свежее. Это как выбирать яблоки на рынке: вы же всегда предпочитаете то, что посвежее, а не морщинистое, лежалое☺.

 
Мне также кажется, что рекламистам-«старперам», как вы их называете, неплохо было бы приехать на Магдалену, чтобы поохотиться за молодыми головами, – а здесь появляется масса талантливой молодежи. Кто знает, возможно, именно у нас на фестивале опытные «старики» смогут найти своих будущих копирайтеров, арт-директоров, креативных директоров и т. д. Если посмотреть на балканскую рекламную индустрию, можно заметить, что большинство талантливых креативщиков «родом» именно из Магдалены – здесь они начинали, здесь их заметили и пригласили в агентства, где они сейчас работают.

7.    Как научить молодого креативщика создавать рекламные сообщения, близкие и понятные людям? Как Магдалена учит молодежь социальной ответственности? Есть ли какие-либо специальные методы?
Интересный вопрос. М-да… Наверное, этого можно достичь постоянным воспитанием, образованием и убеждением. Иногда это нелегко, поскольку молодые креативщики, работающие в нашей индустрии, зависят от желаний и уровня мудрости своих клиентов, и так и не получают шанса стать социально ответственными, если клиент не заинтересован в этом☺. Наверное, это и есть один из способов обучения – заставить креативщиков убедить своих клиентов в необходимости быть социально ответственными. В прошлом году мы начали сотрудничать с Институтом развития социальной ответственности, и они учредили специальный приз за лучшую социально ответственную работу.

 
Думаю, это хорошо и правильно – награждать людей за умение строить социально ответственную коммуникацию. Но, может быть, еще действеннее – отмечать тех, кому эта ответственность вообще безразлична (смеется). Мы также стараемся приглашать лекторов и гостей, которые не говорили бы постоянно только о деньгах, деньгах и еще раз деньгах. Они обращают внимание на более важные вещи – ведь, в конце концов, деньги так или иначе приходят, а вот счастье – не всегда. Поэтому мы стараемся убедить креативщиков в том, что нужно быть правдивыми и делать то, во что они по-настоящему верят; мыслить масштабнее и использовать новые подходы к привычным вещам.

8.    Артемий Лебедев – человек, хорошо известный как в России, так и в Украине. А что ты мог бы рассказать об остальных членах Международного жюри Магдалены?
Оно состоит как из профессионалов, которые уже успели проявить себя в области креативной коммуникации, так и тех, которые только начинают свой путь, но обещают стать яркими звездами. Но прежде всего мы собрали необычных людей! Я очень благодарен судьбе за то, что нам постоянно удается собирать самых чокнутых (в хорошем смысле этого слова), способных вдохновлять и легких в общении профессионалов для нашего жюри.

Иэн Виллингем, председатель жюри – партнер Firsthand, где он занимается вопросами развития бизнеса. Имеет за плечами огромный опыт в таких разнообразных областях как социология, этнография, образовательные стратегии, планирование, дизайн, реклама, сельское хозяйство, краеведение. Один из его любимых текущих проектов – «Манифест в форме человека», призывающий дизайнеров и производителей совершить «перезагрузку» своей практической деятельности.

До Firsthand Иэн на протяжении шести лет занимался студенческими призами в D&AD, а еще раньше успел поработать в музыкальной индустрии в качестве байера. Кроме рутинной профессиональной деятельности он активно участвует в музыкальной жизни Европы, участвуя в доброй дюжине проектов.

Картикея Ачарья – исследователь дизайна, параллельно работающий в Хельсинки и Бангалоре. Чем он занимается, до конца непонятно, но обучался он архитектуре и закончил архитектурный факультет индийского университета в Манипале, а затем получил степень магистра интерактивного дизайна в академии IDII+Domus в Милане. Картикея работал в исследовательском центре Nokia в Индии, сейчас он готовится к защите докторской диссертации в Университете искусств в Хельсинки. Область его научного интереса – мобильные технологии. Кроме занятий научной деятельностью Картикея увлекается искусством – его инсталляции выставлялись в ведущих музеях и галереях мира.

Владан Срдич длительное время работал арт- и креативным директором в рекламных агентствах Saatchi & Saatchi, Y&R, Bates, Ogilvy и др. В его послужном списке – опыт работы с клиентами из Словении, Сербии, Германии, Канады, Венгрии. На протяжении последних 10 лет Владан живет и работает в Любляне, столице Словении. С 2005 года он руководит работой агентства Studio 360. Работы Владана удостоены множества наград различных конкурсов и фестивалей, включая ADC NY, D&AD, European Design Awards, Golden Griffon, Golden Drum, Brumen, Best of Bates, Magdalena, SOF, Nagoya Design Do, Golden MM, May exhibition, EPICA, Mladina. Поскольку Владан является признанным мастером в области визуальных коммуникаций, он часто печатается в таких солидных изданиях как Graphis, Taschen, Novum, Print, New Moment, Kvadart, This is a Magazine, No Name Magazine, PIE Books, Rockport Publishers, Rotovision, Harper Collins и др. Его работы также принимали участие в более чем 45 выставках по всему миру, включая 5 индивидуальных авторских экспозиций. Владан является членом ULUPUDS, ICOGRADA, D&AD и ADC Serbia.

Никола Дьюрек – гуру графического дизайна и типографики. Он руководит Typonine и студией графического и типографического дизайна, отделения которой действуют в Хорватии и Нидерландах. Никола получил обширные знания и опыт, обучаясь премудростям дизайна в высших учебных заведениях Хорватии, Италии и Нидерландов. Он преподает в нескольких учебных заведениях Сплита и Загреба, а также в Академии искусств DVK. На протяжении нескольких лет подряд Никола удостаивался звания лучшего типографа мира. Он представляет Хорватию в ATypI – Международной ассоциации типографики, наиболее значимой международной организации в этой сфере.
 
Кристофер Пирсон – художник и дизайнер, пионер в области цифровых технологий. Кристоферу свойственно концентрировать свое внимание на потенциале вещей и явлений – нереализованные возможности интересуют его гораздо больше, чем очевидные характеристики. Работая над ординарными проектами, он достигает высочайшего уровня мастерства и то и дело переходит грань, за которой ремесло становится искусством.
Одна из известнейших работ Кристофера – Animated Wallpaper. Его серия из четырех «Анимированных обоев» экспонировалась в Милане, Майами, Париже, Сеуле, Амстердаме, Далласе и Лондоне. British Airways установила три работы из этой серии в аэропорту Хитроу, на 5-ом терминале. Клиенты Кристофера, с которыми он работал на протяжении последних пяти лет, – Александр МакКуин, MTV Studios, Coutts, ICA, Британская библиотека, AMEX, BBC, Кессон Манн и Хьюстонский музей изобразительных искусств.

9.    В этом году на Магдалене появилось четыре новых конкурса. Как и зачем они были придуманы?
Мы пришли к мысли о создании новых конкурсов после того как проанализировали весь спектр работ, которые подаются на наш фестиваль в последние годы. И сделали вывод, что для того чтобы охватить все работы, нужно открыть еще как минимум четыре новые категории. Категории требуют непрерывного обновления. Именно это мы и стараемся делать постоянно – пытаться охватить все новые формы креатива, визуальной и массовой коммуникации. Рассмотрев категории, в которых соревнуются наши участники, мы пришли к убеждению, что очень сложно отразить все разнообразие форм креативной мысли, и что мы поневоле пропускаем целый пласт работ, не вписывающихся в те или иные категории. Поэтому мы поставили себе целью расширить рамки областей, из которых состоит современная креативная коммуникация. И это, кстати, тоже одна из прекрасных возможностей роста для нашего фестиваля. Сегодня мы уже думаем над теми изменениями, которые необходимо внести в структуру фестиваля в будущем году.

10.    Что тебе известно об украинском рекламном сообществе? Как вы оцениваете шансы наших агентств по участию в вашем творческом конкурсе?

Нужно признать, что большую часть своих знаний об украинском рекламном рынке я получил от своего друга Анже Йереба.
Агентства не имеют ни малейших шансов☺, поскольку наш фестиваль – это не соревнование агентств. Насколько я знаю со слов Анже и судя по тому, что я видел своими глазами, с креативом у вас все отлично. Мне почему-то кажется, что восточноевропейская ментальность вообще порождает намного более сильный креатив, чем западная. Мы с вами имеем опыт жизни в гораздо более трудных условиях (о’кей, Словении это не касается☺), и этот исторический факт снабдил нас прекрасным основанием для развития креативности. Потому что если у вас в детстве было мало игрушек, то вам не оставалось ничего другого, как идти и придумывать свои собственные игры и игрушки, и развлекать себя самому. Так что, думаю, украинцы действительно имеют неплохие шансы на Магдалене. Просто подавайте свои работы – и посмотрим, что из этого получится!

PULT

Расскажите друзьям про новость

Новое видео