08 Окт 2007, 21:00

Спящий сезон в Одессе

MMR начинает публиковать серию материалов о региональной наружной рекламе в Украине. Мы покажем проблемные срезы и особенности рынков, а также отношения местных операторов с властями

Спящий сезон в Одессе

MMR начинает публиковать серию материалов о региональной наружной рекламе в Украине. Мы покажем проблемные срезы и особенности рынков, а также отношения местных операторов с властями.Одесский рекламный рынок уже долгое время удерживает вторую позицию в списке городов-лидеров рынка по объемам наружки в Украине. По насыщенности он не уступает киевскому. И, как рассказывают местные операторы, выход новых компаний в нынешних условиях на него возможен лишь путем покупок уже действующих на рынке местных операторов. Даже из национальных крупных компаний в Одессе присутствуют лишь Poster, BigBoard и РТМ, и далеко не на лидерских позициях (см. Таблицу).Такую насыщенность рынок показывает уже больше четырех лет, но, несмотря на это, крупные иностранные инвесторы все-таки делают попытки самостоятельного выхода. К примеру, французский JCDecaux, помимо присутствия в регионе через BigBoard, пытался напрямую договориться с городскими властями о своем выходе. По неподтвержденной информации, французы предлагали установить уличную мебель в городе взамен на некоторые скидки для себя.Правдивость таких переговоров Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы Одессы отказалось прокомментировать MMR, однако совсем недавно JCDecaux установили в Одессе презентационную конструкцию — уличнyю мебель. «Скорее всего, этот шаг был приурочен ко Дню города», — предполагает Игорь Клименко, вице-президент Ассоциации рекламистов Одессы, директор компании Бомонд (местный оператор наружной рекламы). Пока наиболее удачно из зарубежных операторов наружки закрепилась немецкая компания Wall. Она раньше других оценила возможности инвестирования в уличную мебель, разместив в городском парке и на Соборной площади свои конструкции: киоски прессы, ситилайты, урны и туалеты.В числе других иностранцев, интересовавшихся южным курортом, есть и немецкий Stroer. Представители компании приезжали в Одессу, ими была проведена презентация. Впрочем, пока ни одна местная фирма не огласила о покупке доли своих активов или заключенных договорах с каким-то зарубежным оператором. Как это, например, было в Киеве с компанией Perekhid Outdoor. Впрочем, признаются участники рынка, немцы уже долгое время ведут переговоры со всеми компаниями региона.Контролеры наружкиПолучить разрешение на установку рекламной плоскости в Одессе не легче, чем в Киеве, — алгоритм оформления разрешительной документации тот же, что и в столице Украины. Правда, здесь немного меньше административных инстанций, вовлеченных в процесс. «В отличие от Киева, в согласовании установления новой рекламной конструкции у нас не принимают участие районные администрации», — уточняет Клименко. Выдачей разрешений в Одессе занимается КП Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы, которое выполняет те же функции, что и КП «Киевреклама».Среди общественных организаций здесь действует только Ассоциация рекламистов Одессы (АРО), которая, как утверждает г-н Клименко, не является ответвлением Ассоциации наружной рекламы Украины. Сейчас работа АРО находится в подвешенном состоянии, как и весь рекламный рынок этого региона. По разным оценкам, от двух до трех лет здесь действует мораторий на размещение новых рекламных конструкций. По словам Клименко, вице-президента АРО, этот запрет является негласным. «Я не могу назвать это мораторием, так как гласно он никак не объявлен. Но на самом деле уже длительное время нет возможности получить ни разрешение, ни установить новую плоскость на существующие разрешения. Это сделать достаточно трудно», — рассказывает он. Однако в разговоре с MMR Игорь Хомин, начальник Бюро эстетики и внешней рекламы, упорно настаивал, что данный запрет является официальным хотя бы потому, что опубликован на сайте города.Суть моратория состоит в желании одесской администрации унифицировать наружную рекламу в городе, свести ее к единому стандарту размещения. «К 2008 году власть хочет упорядочить улицы, чтобы не было такого разнобоя, ведь в городе все действительно не унифицировано, расставлено без единого стиля. Потому нам не лонгируют разрешения и не дают новые», — рассказали MMR в местной компании Lion Service. К началу следующего года у многих компаний истекают сроки разрешительной документации, и к тому времени власти намерены ввести в действие новые условия работы для рынка согласно принятой концепции Городская среда.Эта концепция будет осуществляться в несколько этапов. Сначала каждая компания презентует свое видение — дизайн-проект размещения наружной рекламы в Одессе на примере одной улицы, схематично указывая, где и какие форматы могут быть расставлены и в каких районах города. Затем на конкурсной основе Бюро эстетики выберет победителя, которому отдадут под размещение район.Как рассказал MMR г-н Хомин, уже в сентябре будет объявлен конкурс на центральную и историческую часть города, где каждый оператор на равных правах сможет предложить свой проект размещения. Несмотря на выбранную концепцию развития местной наружки, многие участники рынка ориентируются на послевыборную ситуацию, которая, по их убеждению, может значительно изменить принятые директивы и курс развития местного рынка. «Окончательного видения этой концепции нет ни у операторов, ни у властей. Есть только пожелание, как это должно выглядеть, и примеры Запада. Я думаю, это продукт политической ситуации, а потом будут приняты единые шаги», — делится Клименко.Все это время операторы не могут получить разрешения на размещение новых рекламоносителей и заняты лишь продлением уже имеющихся разрешений, а также модернизацией или видоизменением своих наружных активов. Такую стратегию развития рынка выбрали многие одесские компании, так как помимо красивых конструкций, они не могут предложить клиенту новых мест — количественный рост рынка здесь остановился давно. «У операторов также присутствует мнение, что идти по такому принципу, по которому мы шли раньше, — нельзя. Нужно конкурировать другим образом, а не только количеством носителей, борьбой форматов, город нужно и преобразовывать», — говорит Клименко.Из-за натянутых отношений с местными властями многие операторы отказались от разговора с MMR на эту тему. К примеру, одна из одесских компаний причиной назвала демонтирование властями 50% ее наружных активов после комментариев одному СМИ о проблемах рынка.Борьба форматовОсобенность одесской наружки заключается в компактности города, куда с большим форматом почти невозможно зайти. Небольшие городские сооружения не позволяют отдать свои фасады под брандмауэры, это едва ли не единственный формат, плохо прижившийся в Одессе. Несмотря на это, в городе есть свое агентство, специализирующееся исключительно на больших форматах, — «Мега-Медиум».Одесса — рай для мелкого формата — ситилайта и 3х4, последний облюбовали в центре города местные бутики и компании, чего не скажешь о сетевых клиентах, которые остались равнодушны к этому формату и больше тяготеют к стандартному 3х6 и беклайтам. Отметим, что последние, по словам, Анзора Витковского, директора компании «ОдессРекламПроект», наиболее распространены в городе, в частности в центре, и такая тенденция прослеживается с момента появления этого формата в южном регионе.Что касается центра города, то здесь запрещено размещать навесные носители и троллы. Исключение составляет август, когда городские власти в период подготовки к празднованию Дня города разрешили их установить для размещения социальной рекламы. «Это временно, потом мы опять их уберем. Возможно, вернем еще к избирательной кампании, но также только на некоторое время», — уточнил MMR г-н Хомин.Напомним, что после трагических событий в Одессе, когда из-за упавшей конструкции погиб человек, власти решили провести инвентаризацию наружки. Ее результатами стало демонтирование всех навесных плакатов в центре города, а также незаконно установленных и в неудовлетворительном техническом состоянии плоскостей в других районах города. Тогда власти предложили местным операторам наружки за свой счет отремонтировать столбы, на которые крепятся вывески, а в благодарность — предоставить право размещаться на них. «Они хотели, чтобы мы за свои деньги сменили не только свои столбы, но и всю улицу. А так как они не хотели потом отдавать их нам в собственность после замены, то мы ограничились ремонтом тех, на которые у нас имеются документы», — рассказали в Lion Service. «В результате мартовских событий из центра была убрана подвесная реклама. А конструкции, которые находятся на опорах уличного освещения, были перенесены на отдельные столбы — собственные опоры», — добавляет Клименко.Без политики и социалкиВ связи с подготовкой ко Дню города и разгаром курортного периода в Одессе почти нет места для социальной и политической рекламы. Правда, первая если и есть, то только направленная на популяризацию празднования даты. А политической совсем минимум — ей отвели преимущественно окраины города и Одесскую трассу. К слову, по причине ремонтных работ на подъезде к городу значительно упали расценки на стандартный для автодорог формат — 3х6. Сейчас средняя стоимость щита составляет около $250. «Теперь там не так выгодно размещаться, так как мосты, транспортные развязки, дороги сейчас ремонтируются и, помимо плохой просматриваемости плаката, есть риск, что щит вовсе снимут или будут двигать, если дорогу вновь нужно будет расширять», — резюмируют операторы.Доля Одессы в суммарных затратах всех рекламодателей по реальной цене (со скидкой) (за 2006 год)** За основу очередности рассмотрения регионов были взяты данные «Украинского Медиа Монитора», где вторую позицию после Киева занимает ОдессаИсточник: «Украинский Медиа Монитор»Средняя стоимость аренды рекламной плоскости в Одессе в мес.** по оценкам опрошенных MMR операторовКрупные операторы наружной рекламы ОдессыДоли операторов по количеству конструкций (> = 18 кв. м; Одесса; Топ-15; конец июня 2007 года)Источник: «Украинский Медиа Монитор»Доли операторов по количеству конструкций (< 18 кв. м; Одесса; Топ-15; конец июня 2007 года)Источник: «Украинский Медиа Монитор»Топ-10 рекламодателей наружной рекламы в ОдессеДанные получены путем анализа суммарных затрат всех рекламодателей в Одессе за период с января по июль 2007 года включительно. Для формата > = 18 кв. мИсточник: «Украинский Медиа Монитор»Данные получены путем анализа суммарных затрат всех рекламодателей в Одессе за период с января по июль 2007 года включительно. Для формата < 18 кв. мИсточник: «Украинский Медиа Монитор»

Расскажите друзьям про новость

Новое видео