02 Дек 2020, 16:44

Soft и hard skills: без чего не обойтись в digital-сфере

Наталья Гордиенко о ключевых навыках digital-маркетологов, которые точно останутся в ТОПе в ближайший год

Сфера маркетинга насыщена множеством модных вакансий, которые работодатель сознательно создает для качественного поиска кандидатов. Требования к профессиональным навыкам растут пропорционально развитию digital в целом. Подходы к измерению эффективности, форматы, инструменты рекламных кампаний — все меняется чуть ли не ежедневно. Вопрос: потеряют ли soft skills свою актуальность, уступив место digital-компетенциям?

Для развития hard skills необходим интеллект, для soft skills — эмоциональность. И если профессиональные навыки, необходимые для выполнения конкретных задач, можно быстро совершенствовать на практике и подтверждать сертификатами, то доказать или приобрести эмпатию гораздо труднее.

Какие качества ценит руководитель и почему

Из хорошего человека специалиста можно сделать, а из хорошего специалиста хорошего человека — вряд ли. Если человек не разделяет ценности компании и коллектива, это неисправимо. Soft skills опираются на личностные особенности людей, уровень развития их эмоционального интеллекта. И это, скорее, об умении делать свою работу лучше других.

SOFT SKILLS

Любопытство к новому. Digital — динамично развивающаяся среда. Потребность постоянно искать новую информацию, независимо от предыдущего опыта, должна быть у человека встроена. А не как наставление руководителя или принудительная реализация стратегии развития персонала. Хотя средний и крупный бизнес все готов делать для повышения квалификации своих сотрудников: корпоративные образовательные платформы, перевод или закупка редких книг по технологиям, менеджменту и саморазвитию, создание собственных телеграм-каналов, конференций и даже отраслевых медиа.

Мультизадачность и многопрофильность. Быть узкопрофильным специалистом в digital уже невозможно. Это диктует и рынок со своими изменениями, и клиенты с мультиканальными стратегиями. Только уметь запускать контекстную рекламу уже недостаточно. Digital-маркетолог сегодня брифует и контролирует работу SEO-агентства, составляет контент-планы для социальных сетей, оценивает адекватно креатив и делает прогнозы эффективности рекламных кампаний.

Умение разрешать конфликты. Маркетинг-команды состоят из сотрудников диаметрально противоположных характеров и подходов к работе. В одной команде могут быть и аналитики, и креаторы, и вебмастера, и ивент-менеджеры. В таких условиях быстро искать компромиссы и сглаживать конфликтные ситуации для достижения результатов — ключевой навык. И здесь немалую роль играет юмор.

Hard skills варьируются в зависимости от должности, но базовые всегда можно наработать. При наличии таких навыков эксперт не просто должен принять задачу, а предложить оптимальный путь ее решения, адекватно оценить ресурс на ее исполнение, делегировать и проконтролировать работу исполнителя, оценить эффективность и output от неё. Без базовых навыков это нереально.

HARD SKILLS

Знание теории маркетинга. Что такое SWOT-анализ, маркетинг микс, PESTLE должны знать все категории специалистов, которые связаны с маркетингом. Более того, это обязаны знать и руководители, и предприниматели — чтобы при общении с digital-маркетологами понимали, о чем идет речь и как это работает. И фраза «оцени бюджет пропорционально KPI‎»‎ не должна вызывать непонимание в глазах.

Знание Excel. Именно на уровне продвинутого пользователя. Чтобы не вбивать вручную формулы на 150 строчек, не зная, что закрепить ячейку в формуле экселя можно в два клика.

Умение систематизировать информацию. Работа в маркетинге — это массивы данных из разных источников. Для того, чтобы сделать выводы и скорректировать стратегию, необходимо уметь привести все к единому виду по базовым параметрам.

Понимание digital и отраслевых софтов. Это Google Analytics, Google Tag Manager, Google Trends, Facebook Business Manager, HypeAuditor, Socialbakers, Nielsen. Базовые знания — это анализ трафика и поведения пользователей на сайте. Будь то PPC-менеджер для отслеживания трафика, или контент-менеджер для понимания интересных аудитории страниц, или стратег для оценки всей аудитории бренда. Понимание причинно-следственных связей в аналитике на разных уровнях помогает в вопросах «Почему здесь так увеличился резко трафик»‎ или «Почему наша целевая — именно женщины 28+»‎.

Какие soft skills можно проверить на собеседовании

Умение оценивать объем и сроки выполнения работ. Например, на вопрос «‎Сколько тебе надо времени на подготовку отчета в PowerPoint по прошедшей рекламной кампании двух брендов в Facebook и Instagram за месяц?‎»‎ важно уметь сказать реальный срок. Вместо того, чтобы замахнуться на амбициозный дедлайн, а потом пять раз его переносить. В процессе ответа на этот вопрос кандидат может задать дополнительные вопросы, ответить, как он это будет делать или даже привести пример из прошлого опыта.

Если это должность аккаунт-менеджера, то можно проверить, страдает ли он болезнью «‎я лучше сделаю это сам»‎. Перечислить объем задач и оговорить его видение по распределению работ в команде.

Ведение переговоров. Каждый день в работе мы что-то продаем: клиентам — проекты, коллегам — идеи. На конференц-коллах с клиентом крайне важно умение лаконично и емко говорить, даже когда это не презентация. Собеседование — те же переговоры, на которых кандидат способен или нет убедительно и красиво презентовать свои скиллы.

Как проверить скиллы в первые две недели работы

  1. Поставьте задачу провести аудит текущих маркетинговых активностей. По выводам и рекомендациям нового специалиста можно оценить уровень и глубину его вовлеченности в процесс, грамотность математических просчетов и релевантность опыта.
  2. Сформулируйте задачу так, чтобы он сам задавал недостающие вопросы и имел больше свободы для проявления своих компетенций. В идеале, если за это время ему нужно будет взаимодействовать с другими отделами, руководством и членами команды. Так вы увидите его способность достигать результата, свежий незаангажированный взгляд и оценку ваших процессов. Если вы взяли нового человека не только, чтобы закрыть вакансию.
  3. Для успешного ведения проекта иногда нужно делегировать задачи на аутсорс. И умение налаживать эффективную коммуникацию с подрядчиком покажет, насколько это качество у нового кандидата развита.

Развивая себя как личность, менеджер закладывает основу личного бренда в digital. Soft skills всегда будут бонусами при трудоустройстве. А если он со страстью исследует новые ниши, реализовывает даже сложные проекты и получает удовольствие от процесса, он бесценен.

Кавер: Unsplash
Гифки: GIPHY

Расскажите друзьям про новость

Новое видео