12 Июл 2012, 11:03

Социальность без лирики

Социальность без лирики

 

Понимание корпоративной социальной ответственности в Западной Европе и в Украине всегда очень отличалось. В европейской интерпретации — это принцип «не навреди». Работая и развиваясь, бизнес должен думать о том, чтобы своими действиями не нанести ущерба людям — и тем, кто живет сейчас, и будущим поколениям. За несколько лет применения и обсуждения этого принципа в мире пришли к тому, что безответственное поведение вредит и самому бизнесу, а заботясь о среде своего обитания, компания обеспечивает себе условия для стабильного существования. Так появился термин «устойчивое развитие».

 

В Украине словосочетание «социальная ответственность бизнеса» до сих пор воспринимается скептически. «Бизнес приходит только для того, чтобы нажиться, получить прибыль сегодня и сейчас, совершенно не думая о том, что будет завтра» — классический стереотип, существующий в обществе. Отсюда происходит и другой стереотип: «бизнес должен делиться». То есть, давать деньги — как правило, на благотворительность, на беспорядочные точечные проекты. И когда компания приходит к местным властям с предложением о внедрении крупного системного проекта, первая реакция оказывается негативной. Такое непонимание и недоверие связано с недостатком информации, и по мере получения результатов от совместных социальных проектов власти начинают больше доверять бизнесу, поддерживать эти инициативы.

 

Подвижки происходят и со стороны бизнеса. Компании начинают понимать, что смогут развиваться, только улучшая условия жизни людей. Честно и просто: если не будет здоровых людей — некому будет работать на предприятиях. Если люди будут жить в бедности — они не смогут платить за товары и услуги. Если в регионах присутствия крупных промышленных компаний не будет развиваться малый и средний бизнес — это опасно для монопрофильных городов и накладывает дополнительную ответственность и нагрузку на владельцев градообразующих предприятий. А вдруг необходимо будет такое предприятие перенести или закрыть? Развитие бизнеса невозможно без развития общества — но и общество не сможет демонстрировать прогресс, если бизнес не будет развиваться. Разве не так?

 

Начав — как и многие другие — с точечных благотворительных проектов, мы пришли к тому, что социальная ответственность должна быть системной. Можно помочь нескольким семьям — а можно улучшить жизнь большого количества людей, целого региона. Промышленное предприятие может ограничиться модным, простым и понятным проектом «зеленый офис» — а может проводить модернизацию оборудования, длительную и малоэффективную с точки зрения пиара, зато действительно снижающую вредное воздействие на окружающую среду.

 

Понимая важность системного подхода, мы реализуем крупные социальные проекты в партнерстве с местными органами власти и международными организациями. Это совместные программы развития, которые призваны делать лучше жизнь людей в городах, где работают наши предприятия. На сегодня мы подписали Декларацию социального партнерства с 19 украинскими городами и 4 районами.

 

Приведу несколько примеров. С города Курахово — маленького населенного пункта недалеко от Донецка — мы начали реализацию программы «Энергоэффективность в коммунальном секторе». Это совместный проект с Агентством США по международному развитию. Осуществив энергоаудит, определили проблемные точки, расставили приоритеты. Провели наладку и регулирование городских теплосетей, капремонты систем отопления в нескольких детских садах и жилых домах, установку счетчиков. В результате удалось сократить потребление энергоресурсов на 30%, а также повысить температуру в зимний период с +13 градусов до +25.

Позже реализация этого проекта была расширена на гг. Павлоград, Днепропетровск, Киев. Используя опыт, приобретенный в партнерском проекте, мы начали программы энергоэффективности коммунального сектора и на других территориях нашего присутствия (всего в их реализации задействовано 14 городов).

 

Один из масштабных партнерских проектов в нашем портфолио — «Телемедицина», который мы реализуем совместно с Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины», компанией «МТС Украина» и Минздравом.

 

Сейчас ситуация в здравоохранении не самая лучшая. Медицинская реформа продвигается очень медленно. Когда в маленьком городе закрывается больница и создается кабинет семейной медицины, то возникает немало трудностей. Даже если больница есть в соседнем населенном пункте, добраться туда (особенно учитывая состояние дорог) бывает сложно, кроме того, на это нужны дополнительные средства. Да и с квалифицированными медицинскими кадрами в регионах существуют проблемы. Но когда у семейного врача есть возможность получать консультации от светил отечественной медицины, коллег из крупных центров, мединститутов — эти проблемы решаются сами собой.

 

Честно говоря, пока не так легко мотивировать людей: доказывать врачам и пациентам, что «Телемедицина» — обоюдно выгодный проект будущего. Но молодые врачи уже понимают, что телемедицина дает возможность получить новые практики и технологии у коллег не только в Украине, но и за рубежом. А пациенту важно получить не только мнение своего врача, но рекомендации нескольких специалистов, не выезжая за пределы своей области.

 

Выше приведены лишь несколько из инициатив, которые мы развиваем. Но все они доказывают один важный тезис — бизнес должен фокусироваться на создании и развитии системных социальных проектов. Но одной масштабности мало: важной частью социальных инвестиций является мониторинг и оценка их эффективности. Еще на этапе планирования необходимо обозначить индикаторы, поставить конечную цель и ожидаемые промежуточные результаты, определить способы их достижения.

 

Если социальные инвестиции не будут эффективными, бизнес не будет вкладывать средства в социальное развитие. Да и общество поддерживать такие проекты не станет. Если та же «Телемедицина» не даст конкретных результатов, если мы не сможем показать, какое количество жизней спасли, проводя операции с использованием удаленных консультаций, проект может попросту «заглохнуть». Необходимо постоянно оценивать свою деятельность, не наступать дважды на те же «грабли», учитывать предыдущий опыт — только тогда наша социальная работа будет действительно серьезной и полезной.

 

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео