Бизнесу удастся устоять благодаря экосистемам, инновационным идеям и ответственному лидерству. Так коротко можно передать главные смыслы конференции «Устойчивый бизнес», которую 3 июля провело бизнес/медиа бюро еkonomika+.
Почти шесть часов 17 представителей крупнейших компаний страны, а также эксперты рассказывали о принципах устойчивых бизнес-моделей.
В частности, на конференции выступили: Николай Тимощук, генеральный директор UFuture; Александр Перцовский, первый заместитель гендиректора «Укрпошта»; Андрей Худо, соучредитель и глава набсовета холдинга эмоций !FESТ; Игорь Гут, управляющий партнер шведско-украинского проекта DYB | Develop Your Business; Алекс Лисситса, генеральный директор ИМК; Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации; Ярослава Полякова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК ОККО; Марина Булацкая, руководитель проекта «Лавка Традиций» (сеть супермаркетов «Сільпо»); Лилия Середа, Head of marcom and PR, YASNO; Елена Зубарева, руководитель департамента коммуникаций и устойчивого развития компании «Фармак»; Алексей Ткачук, менеджер корпоративной социальной ответственности группы «Нафтогаз».
Спикеры поделились опытом построения устойчивых систем, а отраслевые эксперты рассказали, какие вызовы ожидают бизнес в ближайшем будущем. На встрече были презентованы кейсы КСО, образовательные и инфраструктурные программы, а также инициативы по созданию отраслевых кластеров.
Открыл онлайн-конференцию Николай Тимощук, генеральный директор компании UFuturе — многопрофильного холдинга, который объединяет компании самого разного спектра — от фармацевтики до строительства. Он рассказал, как крупным компаниям оставаться гибкими и эффективными во время самых разрушительных кризисов.
В интервью Максиму Бировашу, главному редактору журнала «ТОП-100. Рейтинги крупнейших» и продюсеру конференции «Устойчивый бизнес», Николай Тимощук рассказал о том, почему самая главная ценность сегодня — это люди и интеллект. Спикер убедил участников, что кризис — это иногда единственный способ, чтобы выжить.
Кризисы ускоряют предшествующие тренды, а не отменяют их.
Ярослава Полякова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК ОККО, рассказала о проекте «Благаю, живи! Безпека на дорозі», который меняет привычки украинцев, спасая им жизни на дорогах.
По ее словам, в рамках проекта, который стартовал в 2017 году, компания провела 12 тренингов на тему безопасных путешествий на автомобиле вместе с детьми (совместно с общественной организацией Traffic Challenge). В тренингах приняло участие около 1000 человек.
В рамках акции «Сдай заглушку — выбери жизнь» было собрано 1079 заглушек ремней безопасности. А три учебных ролика о том, как правильно пристегивать детей в авто, в соцсетях посмотрели около 1 млн пользователей.
Лилия Середа, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и связей с общественностью YASNO, рассказала об энергетическом ритейле и экосистеме «зеленых» решений. Гости конференции узнали, как «умные» решения компании — энергоэффективные наборы с двухзонными счетчиками, смарт-розетками и LED-освещением— помогут сэкономить деньги потребителей и сделать их дома более комфортными. «К примеру, с двухзонным счетчиком вы будете платить за электроэнергию, потребленную ночью, на 50% меньше», — отметила Лилия.
Кроме того, компания устанавливает зарядные станции для электромобилей. Сейчас 23 такие скоростные зарядные станции YASNO E-mobility работают в Киеве и на трассах во Львов, в Одессу и Полтаву.
Еще один продукт компании — комплексные решения по установке солнечных электростанций, системы сохранения энергии, реализация энергоэффективных проектов. Благодаря энергосберегающим решениям клиенты компании экономят около 270 млн грн, что на 115 тысяч тонн сокращает выбросы в атмосферу и экономит 150 млн кВт электроэнергии в год.
Елена Зубарева, руководитель департамента коммуникаций и устойчивого развития «Фармак», рассказала участникам конференции о проекте ее компании «Экошкола», которая из корпоративной инициативы выросла до национального масштаба. Сейчас на сайте проекта зарегистрировано более 1200 пользователей со всей Украины. В 2020 году в проекте приняли участие 270 учеников 25 школ из 23 населенных пунктов. По словам Елены, одна из целей школы — повышение экологического сознания населения и создание условий для развития научного потенциала Украины, что нашло свое выражение в книге «Будет тебе наука: украинские ученые, которые меняют мир».
Алексей Ткачук, менеджер корпоративной социальной ответственности группы «Нафтогаз», рассказал о том, что социально ответственная позиция его компании помогла заметно усилить ее репутацию в глазах украинцев.
Как следует из репутационного исследования, которое по заказу «Нафтогаза» провела компания KANTAR, бренд «Нафтогаза» украинцы связывают с обеспечением энергонезависимости страны и отстаиванием ее интересов в международных судах и организациях. Кроме того, группа «Нафтогаз» предоставила 200 тонн гуманитарного груза (современной медицинской техники и качественных средств индивидуальной защиты) для 121 больницы в 15 регионах Украины общей стоимостью более чем на 520 млн грн.
Общий объем рентных платежей, поступивших в сводный бюджет в 2019 году от «Укргаздобычи», входящей в группу «Нафтогаз Украины», составил 23,3 млрд грн, из них 1,16 млрд грн рентных платежей поступило в местные бюджеты. Полученные средства местные общины потратили на развитие инфраструктуры, поддержку учреждений здравоохранения и другие проекты, направленные на создание рабочих мест и развитие населенных пунктов. «Укргаздобыча» реализовала социальные проекты в регионах более чем на 5,3 млн грн.
В 2019 году общие экологические расходы группы «Нафтогаз» составили 179 млн грн. Также компания уплатила профильных налогов и сборов на сумму 94 млн грн.
В 2020 году группа планирует потратить на защиту окружающей среды около 400 млн грн, удвоив прошлогодний показатель.
«Философия группы «Нафтогаз» заключается в расширенной ответственности перед государством и обществом. Мы всегда готовы принимать мощные вызовы и преодолевать их, защищая украинцев, — сказал Алексей. — В процессе подготовки компании к IPO в течение следующих четырех лет группа «Нафтогаз» намерена пересмотреть свой подход к КСО и разработать полноценную ESG-стратегию».
Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко рассказала, что изменилось в бизнес-среде после карантина. Лучше всего об этом говорит статистика: более 60% компаний потеряли до 50% дохода, 11% сообщили, что никаких изменений не произошло, а 3% компаний смогли увеличить доход до 20%.
Также произойдут изменения в организации работы: 42% компаний планируют внедрить гибкий или посменный график работы, 13% будут рекомендовать сотрудникам продолжать работу из дома, еще 62% рассматривают полный или частичный переход на удаленный режим на постоянной основе.
Cооснователь шведско-украинского проекта DYB | Develop Your Business Игорь Гут рассказал об Advisory Board как инструменте развития компаний. По его словам, миссия лидера во время коронавируса — держать строй.
«Во время карантина у лидера должно было быть два плана: что делать на этой неделе и что делать в 2021 году. Планы посередине не имели смысла», — отметил он.
О преимуществах шеринговой экономики рассказал исполнительный директор Украинского института будущего Виктор Андрусив. По его словам, уже в этом году краудфандинг превысит $90 млрд, а к 2025-му шеринговая экономика достигнет $335 млрд. В качестве причин, по которым следует переходить на данный формат, он выделил редкое использование вещей (та же машина стоит 95% времени, если вы не таксист, это не выгодная инвестиция), уменьшение ценности товаров и сокращение инвестиций в пассивы. А вот среди вызовов шеринговой экономики в Украине Виктор назвал низкое доверие, невысокий уровень дохода и социальную травму 90-х.
Продюсер онлайн-конференции «Устойчивый бизнес» и главный редактор журнала «ТОП-100. Рейтинги крупнейших» Максим Бироваш уверен, что нынешний кризис изменит многие дефолтные настройки в мировом и украинском бизнесе.
Изменятся не только бизнес-модели, но и методы управления компаниями. Гибкость и способность переизобретать себя в режиме настоящего времени станет главным конкурентным преимуществом на посткарантинных рынках.
Благодарим партнеров мероприятия: cистему автоматизации HR и рекрутинга HurmaSystem, новостные порталы Liga.net, «Главком», «Апостроф», независимое информационное агентство «Интерфакс», PRESSZVANIE, Европейскую Бизнес Ассоциацию.