30 Янв 2013, 08:41

Руководитель социальной сети «Одноклассники» — о новых сервисах, почтовом ящике и кнопке «Не нравится»

Если говорить о крупных новшествах, то мы готовим сервисы, которых не будет ни в одной другой социальной сети, и о них мы обязательно расскажем в ближайшем будуще

Руководитель социальной сети «Одноклассники» — о новых сервисах, почтовом ящике и кнопке «Не нравится»

— Что сейчас происходит с «Одноклассниками»? Налицо изменения в дизайне, но каких-то концептуально новых подходов мы не видим. Есть ли у вас что то, что обязательно «выстрелит»? Ведь раньше вы были законодателями мод, а сейчас есть явное отставание.

— Если говорить о крупных новшествах, то мы готовим сервисы, которых не будет ни в одной другой социальной сети, и о них мы обязательно расскажем в ближайшем будущем.

Кроме того, проводится большая работа с группами — многое из того, что делается, вы не найдете ни в каких других сетях. К примеру, на следующей неделе появится возможность загружать свои собственные темы для групп, а не только те, которые предлагаем мы (темы представляют собой индивидуальные настройки интерфейса. — «Известия»). Или взять фотоконкурсы — их нет ни в одной другой соцсети.

Последние полгода мы переводили все сервисы на новую технологическую платформу — новые базы данных, новые системы хранения информации и т. д. Достаточно сказать, что наши сервера хранят порядка 1 петабайта данных (без учета видео). Надеюсь, что в этом году мы сможем быстрее внедрять сервисы, которые будут видны пользователям. И, конечно, мы никогда не хотели и не собираемся слепо следовать за другими игроками на рынке.

— Удобство пользования сайтом — штука очень важная. Есть мнение, что главная страница odnoklassniki.ru сильно перегружена и ухудшает пользование ею. Планируете ее менять?

— Первое, что мы сделаем уже в ближайшее время, — уберем часть рекламы. Например, большой баннер слева на главной странице. Некоторые пользователи действительно считают нашу главную страницу перенасыщенной. Но есть и статистика. К примеру, когда мы убирали правую колонку, там, где расположена информация о пользователях, находящихся онлайн, количество сообщений в системе резко падало. А это означает, что данная информация кому-то действительно нужна. При этом мы понимаем, что продвинутые пользователи ценят свое время, концентрируются только на самом главном — и у них есть свое мнение. Сейчас мы обсуждаем разные подходы, ищем сбалансированное решение.

— Вы одна из немногих соцсетей, которая в качестве основного использует верхнее меню. Почему было принято такое решение?

— Есть несколько причин. Первая — так сложилось исторически и пользователи к этому привыкли. Вторая — самое верхнее меню, мы называем его тулбаром, уведомляет их о каких-то важных событиях. Статистика показывает, что это решение удобно. Мы были первыми, кто это сделал, а сейчас многие наши коллеги пришли к тому же.

Тем не менее сейчас мы тестируем два новых подхода к навигации. На следующей неделе они пройдут обкатку в нашей лаборатории. Если результаты будут удачными, мы, возможно, проверим удобство нового решения на небольшой группе пользователей.

— Почему бы не дать пользователям возможность выбора? Хочешь — используй что-то новое, не хочешь — отключи.

— Существует два подхода к внесению изменений. То, о чем вы говорите, — старый подход, использующий бета-версии. Такой способ хорошо подходит для «выкатки» какого-то большого нового функционала, но не годится для постоянных небольших изменений. Мы, к примеру, каждую неделю проводим порядка 20–30 экспериментов. В этом случае пришлось бы писать целые описания: зайдите туда, кликните сюда — всё очень неудобно. Подход, который используют крупные сервисы, — это просто внедрение какого-то нового функционала на небольшую группу пользователей и дальше замеры статистики.

— Не было ли у вас желания предложить людям вступить в какую-то тестовую группу?

— Мы иногда так и делаем. Так, к примеру, было с видеочатом год назад. Но большая часть изменений, которая у нас происходит, скорее эволюционные, чем революционные. Например, на прошлой неделе мы предоставили всем пользователям доступ к фотовитрине — теперь фотографии показываются по-другому. На самом деле этот сервис был запущен сразу после Нового года для небольшой группы. Три недели он обкатывался, и вот сейчас сервис доступен всем.

— Еще один тренд соцсетей — фотофильтры. Есть ли у вас что-то подобное?

— Мы были первыми, кто сделал фотофильтры среди российских соцсетей для iPhone. Они интересны для людей, которые пользуются мобильной версией сайта или приложениями. Но когда то, наверное, добавим фотофильтры и на основной сайт.

— У вас своеобразный подход к добавлению фотографий, файлов в личные сообщения — сейчас этого просто нет.

— В прошлом году мы полностью переписали нашу технологическую платформу. Работа подходит к концу, и именно поэтому сейчас появилась возможность прикреплять музыку и фотографии в статусах. В этом квартале появятся и другие новые возможности.

— У вас есть очень хороший адрес ok.ru. Есть ли у вас в планах дать возможность пользователям создавать почтовые ящики типа [email protected]?

— Полностью интегрировать почтовый интерфейс в социальную сеть очень тяжело. Почта подразумевает длинные сообщения, прикрепленные файлы, поля ввода и т. д. — в отличие от чатов в соцсетях. Это первое. Второй момент связан с приватностью. Почта сейчас в основном используется для бизнес-коммуникаций, и деловые люди не всегда готовы давать ссылку на свою страницу в соцсети. Мы рассматривали эту возможность и сделали вывод, что сегодня это может вызвать неприязнь. По-видимому, почта в Facebook непопулярна по этим причинам.

— На днях Facebook сделала небольшое изменение — переименовала кнопку «Мне нравится» на просто «Нравится». Они были первыми, кто сделал возможность добавлять кнопку Like на другие сайты. У вас же есть сервис оценки фотографий, который существовал до ее появления. Почему вы не хотите сделать из этого сервиса аналог кнопки Like?

— У нас есть API наших сервисов (открытый код, позволяющий добавлять кнопки на сторонние ресурсы). На самом деле оценки — достаточно личный сервис. Они не идут в новостную ленту «Одноклассников». Оценки видит только пользователь, который их поставил. А всем внешним ресурсам нужна виральность (распространение информации пользователями), поэтому они предпочитают ставить нашу кнопку «Класс» — эта отметка пойдет в ленту друзьям. Оценки хороши, когда у вас есть какое-то личное общение и вы хотите проявить внимание. Кнопка «Класс» заменяет две кнопки — «Нравится» и «Поделиться». Когда человек нажимает на нее, автоматически происходит два действия. Мне кажется, ни одному внешнему ресурсу оценки неинтересны, им важно, чтоб информация попала в ленту друзей. У нас внутри сети 98% оценок — пятерки. Вряд ли кто-то на сторонних ресурсах ставил бы двойки-тройки.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео