Российский эксперт Румия Ромашкина о пользе исследований социального климата внутри коллективов
Известный российский эксперт Румия Ромашкина 15 лет занимается исследованиями в области политических и
Румия, неужели климат внутри
Корпоративная культура — это тонкая и тяжелая вещь в изучении, так как она напрямую привязана к тем ценностям, которые разделяет руководство. Это изначально требует большой вовлеченности со стороны
Каким образом можно просчитать эффект от вложений во внутренние коммуникации и перевести его в прибыль?
Хозяин производства, который приобретает завод (зачастую убыточный или просто самоокупаемый), как правило, в первую очередь «обрезает» все расходы и начинает аудит. Подробно исследуются все расходные статьи, определяются лишние затраты, проводится оптимизация. Только после того, как на предприятии нормализуется работа и оно начинает приносить деньги, руководство задумывается о том, какие можно сделать улучшения. В частности, в вопросе удобства для рабочих и повышения их удовлетворенности.
В российской и украинской экономиках владельцы бизнеса часто среди первоочередных задач ставят такие, как приобретение нового предприятия, расширение бизнеса, ввод неких корпоративных стандартов в плане управления. И о комфорте для работников мало кто думает.
В такой ситуации внутрикорпоративные СМИ обычно занимаются тем, что просто транслируют то, что происходит внутри предприятий и какие решения будут приняты владельцами бизнеса в ближайшее время.
А какую функцию они должны выполнять?
Прежде всего внутрикорпоративные СМИ должны вселять в своих читателей чувство уверенности. Они должны рассказывать о длительной перспективе, информировать о планируемых преобразованиях, о реорганизациях и модернизациях. Также они должны доносить корпоративные ценности. Ведь бывает так, что корпоративные кодекс и культура не прописаны, и люди ориентируются на общепринятые законы морали. Когда же такой кодекс принят, то людям, работающим в таких СМИ, становится легче понимать, что они должны делать и как.
Насколько рядовые сотрудники склонны менять место работы и уходить от плохих работодателей?
Все зависит от рынка труда в каждом конкретном городе. Представим, что существует некий город, где работают
Молодежь не очень стремится работать на производстве, так что второго такого ремонтника
Есть ли живые примеры того, как качественные коммуникации работают в пользу работодателя?
Человек должен видеть будущее. Например, хорошо если он будет знать, что через
Второй фактор — денежный. Рабочий класс не ведется на разговоры, они все понимают только «через карман». Если регулярно повышать зарплату и давать премии — это будет хорошим мотивом, чтобы остаться. Рабочий понимает, что далеко не факт, что на другом предприятии он устроится точно так же хорошо.
Забота и внимание хорошо чувствуется через материальные стимулы и социальный пакет.
Качественные коммуникации как раз и обеспечивают создание такой атмосферы заботы и внимания.
А если говорить об офисных компаниях и «белых воротничках» — есть ли разница в подходах к коммуникации?
Исходя из своего опыта, я могу ориентироваться на офисных сотрудников, работающих в заводоуправлениях или центральных офисах больших производственных холдингов. Разница, безусловно, есть. В офисах люди больше ориентированы на карьеру. Для них даже зарплата не всегда так принципиальна, как должность, которую они смогут занимать в будущем. Они не всегда видят свою карьеру только в рамках одной организации. И чтобы в дальнейшем выстраивать свою карьеру при переходе из одного места на другое, они готовы многое терпеть. Они могут работать допоздна, приходить рано, если это позволит подняться по карьерной лестнице. Для таких людей самое страшное — это если нечего продемонстрировать в качестве достижений.
Что может быть предметом исследований? Для чего применимы исследования корпоративной культуры?
Прежде всего мы «меряем» лояльность, удовлетворенность, информированность. Также измеряем включенность — насколько люди чувствуют, что от качества их работы зависит качество работы всего предприятия. Кроме того, мы обязательно мониторим отношение к руководству. Насколько люди уважительно к нему относятся, насколько доверяют. Очевидно, что при нашей социальной культуре руководители всегда получают достаточно высокие оценки. Однако если руководство перестало пользоваться доверием, то оценки становятся ниже.
При проведении таких опросов мы понимаем, что заходим в зону безопасности людей, поэтому всегда проводим опросы анонимно, не разглашая ответов. Однако у людей существуют опасения, что об их нелестных отзывах может
Не бывает ли ловушек по поводу включенности? Например, человек выполняет свою работу, но на самом деле не живет жизнью предприятия.
Если он хорошо выполняет свою работу, то можно считать, что корпоративная культура и корпоративные СМИ сыграли свою роль.
По поводу включенности. Есть два вопроса, по которым мы меряем этот параметр — как оплата вашего труда зависит от качества вашей работы, понятна ли вам система оплаты труда на предприятии? Если респондент отвечает положительно на оба вопроса, то мы понимаем, что он включен.
Что случается, если на производстве нечеткая система начисления зарплаты?
Если рабочий не понимает, как и за что ему начисляют зарплату, он не сможет понять, как сделать так, чтобы получать больше. А значит — и работать лучше. В этом случае корпоративные СМИ и руководство сработали плохо. Такие моменты надо исправлять.
Насколько сильно влияет на рабочих информированность о том, кто сколько получает?
У офисных работников это принято держать в тайне. Они никому не рассказывают об уровне своей зарплаты. А рабочий класс все друг про друга знает. Если возникает недопонимание, почему у
Могу привести пример. На предприятие пришел новый директор, который решил, что надо мотивировать персонал. Была разработана программа «Лидер производства». Надо было найти лидеров на каждом участке, которым будут выплачиваться персональные надбавки. Средняя зарплата на заводе была примерно $600. В то же время надбавки достигали сумм в $2–3 тыс. В разных цехах ситуация сложилась
Расскажите о том, как на практике руководители решали проблемы с коммуникациями.
Ситуация меняется, если руководство ведет себя демократично. Мы работали с одним предприятием у которого было много проблем. Ситуация была практически предзабастовочной. Новый директор начал с того, что он и его заместители ежедневно ходили по производству и общались с людьми. Мы в это время как раз изучали настроения рабочих. Вначале они слегка удивлялись. Потом люди это стали воспринимать как благо. Директор многих стал узнавать в лицо, работники смогли задавать ему вопросы о злободневных проблемах.
Когда у руководителя есть желание решить проблему, и он не боится своих подчиненных, то любую даже самую кризисную ситуацию можно решить.