17 Апр 2007, 07:03

Российские телеканалы и западные рекламные агентства помогли украинской киноиндустрии набрать вес

Российские телеканалы и западные рекламные агентства помогли украинской киноиндустрии набрать вес

Российские телеканалы и западные рекламные агентства помогли украинской киноиндустрии выйти из плена хронической убыточности: съемки кинопродукции превратились в рискованный, но бизнес. Сегодняшняя задача – вернуть самого перспективного заказчика – массового зрителя в кинотеатрах. И денег, и идей для достижения этой цели, как убедилась «Инвестгазета», вполне достаточно.

Крупнейшая и самая известная съемочная площадка страны – киностудия имени Довженко – опять в эпицентре кипучей деятельности. Правда, к киноиндустрии эта деятельность отношение имеет весьма приблизительное – работают не операторы и режиссеры, а юристы. Они делят 2,6 га земли, принадлежащих киностудии, которые за долги хочет отобрать один из крупных столичных застройщиков. «С «Земли» все началось, землей и заканчивается», – мрачно шутит один из адвокатов. Короткая фраза весьма точно описывает путь, который прошло украинское кинопроизводство за несколько десятилетий: от шедевра Александра Довженко, внесенного кинокритиками в перечень двадцати величайших кинофильмов всех времен и народов, до прозаичных споров за активы студий. Отечественная киноиндустрия сегодня переживает не лучшие времена: все пеняют на отсутствие квалифицированного менеджмента, который бы умел не только создавать, но и продавать хорошие фильмы. Рентабельные ниши есть. Пока активно осваивается рынок телепроизводства: съемки сериалов, телефильмов, рекламных и музыкальных роликов. Хуже обстоят дела с кинематографом – производством фильмов, предназначенных для кинопроката. Количественный рост есть и в этом сегменте: если до 2005 года единственным украинским кинофильмом, вышедшим в прокат, был фильм «Молитва за гетьмана Мазепу», то в 2006 году запустили сразу шесть фильмов. Теперь дело за качественной и экономической составляющей: коммерческий успех украинских кинофильмов пока весьма сомнителен. «Это болезни роста, – уверяют кинофункционеры. – Главное, что начали хоть что-то снимать, эффект будет». А некоторые из них настолько уверовали в эти слова, что инвестировали в киноиндустрию немалые деньги. 

Запутались в пленке 

Старые государственные киностудии, известные и уважаемые в советские времена, сегодня медленно уходят в небытие, поскольку с каждым годом они все меньше соответствуют стандартам качества и поэтому уже не могут в достаточной степени удовлетворить потребности как зарубежных, так и отечественных производителей. Ни одна из них не соответствует ни параметрам Media City (центр телепроизводства, оказывающий максимальный спектр услуг), ни Cinema City (полный спектр услуг, включая постпродакшн). Все это простые производственные организации, предлагающие, как правило, несколько павильонов с базовой производственной инфраструктурой, ограниченным набором услуг и обязательной техники. Сегодня таких студий насчитывается шесть. Киностудия им. А. Довженко, Национальная Кинематика Украины (НКУ), Укртелефильм и аппаратно-студийный комплекс Национальной телекомпании Украины находятся под контролем государства, две студии – Одесская и Ялтинская – перешли в частную собственность. Общее состояние этих некогда преуспевающих предприятий киноиндустрии сегодня далеко от оптимального, самыми ценными активами киностудий являются не съемочные павильоны и техника, а земля. Государственного финансирования хватает разве что на поддержание комплекса в более-менее приемлемом состоянии, перспективы и развитие может дать только частный капитал. Показательный пример – Ялтинская студия. Именно здесь снимались такие известные советские фильмы, как «Дети капитана Гранта», «Садко», «Волшебная лампа Аладдина» и др. Последние пару лет студия работает как российско-украинское предприятие с частным капиталом. Используется она в первую очередь для нужд российского кино. «Если российское кино в ближайшее время не подпитает Ялтинскую киностудию своими большими проектами, нам будет очень тяжело», – сетовал тогда генеральный директор предприятия Валерий Пендраковский. На базе Ялтинской киностудии снимались кадры из фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова. Здесь же прошли съемки картины об афганской войне «Девятая рота» Федора Бондарчука – одного из наиболее кассовых фильмов российской киноиндустрии. Еще одну модель развития – партнерство государства и частного бизнеса – пытались реализовать на Одесской киностудии. С 2005 года студия работает в виде ЗАО, где контрольный пакет принадлежит государству, а интересы частных акционеров представляют в прошлом известный журналист, а сегодня консультант каналов «Сити» и «Кино» Александр Ткаченко и председатель правления Мисто-банка Иван Фурсин. Сотрудничество пошло со скрипом: после приватизации студии Национальный союз кинематографистов подал в суд на новых собственников, обвинив их в непрозрачной приватизации и незаконном захвате помещений союза. Однако конфликт удалось разрешить, и сегодня на киностудии стартовало несколько проектов. В частности, в начале апреля была представлена кинокартина «Двое и война» и начались съемки продолжения этого фильма. Вторая картина будет носить название «Саперы». В целом, по словам Александра Ткаченко, в реконструкцию Одесской киностудии уже вложено 32 млн. грн. частных инвестиций. Это первый подобный проект на территории бывшего Союза. В ближайшие два года в киностудию инвестируют еще около ста миллионов – обещают инвесторы. 

Кино с нуля 

Интерес к киноиндустрии не исчерпывается только работой на базе государственных студий и комплексов. Некоторые инвесторы предпочитают создавать собственные съемочные комплексы, которые строятся или уже построены национальными продакшн-компаниями. Среди таких компаний можно назвать «Про-ТВ» Виктора Приходько, «КиевТелеФильм» Валентина Опалева, Film.ua Group Виктора Мирского. Студия, которую сейчас строит Виктор Приходько, расположена под Киевом в селе Мария и занимает территорию в тридцать гектаров. Для сравнения: размеры киностудии Довженко в два раза меньше. Как рассказал Виктор Приходько, сейчас ведется строительство четырех павильонов по 1200 кв. м каждый. В дальнейшем планируется построить ряд небольших помещений для съемки сериалов. Кстати, первый сериал на новой студии будет сниматься уже в апреле – это совместный проект «Про-ТВ» и телеканала «Интер» под названием «Колдовская любовь». Для этого на студию уже привезли декорации: «Разобрали деревню на границе с Беларусью и заново собрали ее здесь», – рассказывает Виктор Приходько. Первоначальные инвестиции в строительство студии составили $7 млн. Инвесторы – американская компания, которую руководитель «Про-ТВ» пока отказывается называть, и английская продакшн-компания «Синема Инвест». Как заверил Приходько, интерес инвесторов объясняется их желанием расширять свои мощности за рубежом. Возвращать вложенные деньги планируется через сдачу в аренду помещений построенной студии и через продажу отснятой на студии видеопродукции. В Киеве продолжается строительство киностудии Film.UA Studio. Как отметили в компании, киностудия, расположенная в черте города, имеет собственные производственные мощности, несколько павильонов и инфраструктуру, необходимую для обслуживания процесса кинопроизводства. Студия обслуживает как национальные, так и зарубежные компании. Первый павильон начал работу несколько месяцев назад с масштабного многосерийного проекта для центральных каналов России и Украины. Второй павильон уже эксплуатируется для съемок рекламных роликов. Среди арендаторов помещений такие крупные игроки украинского медийного рынка, как «Саламандра» и «Операторские технологии». 

«Мыльная» прибыль 

Одно из наиболее рентабельных направлений развития отечественной киноиндустрии – съемки сериалов по заказу российских телеканалов. Именно сотрудничество с Россией и поддерживает жизнедеятельность украинской телеиндустрии, уверено большинство экспертов, опрошенных «Инвестгазетой». В противном случае ее деятельность была бы убыточной. Российские лицензионные цены на продукт в 8-10 раз выше цен, которые могут предложить украинские каналы. Что же влечет северного соседа на наши студии? В первую очередь – более низкая себестоимость производства фильмов. Производство одного телефильма в Украине стоит порядка $250 тыс., кинофильма – от $1 млн., «мыльного» сериала – $25-30 тыс. за часовую серию. В Украине российские каналы заказывают или снимают в основном телефильмы, поскольку производство данного продукта в РФ в полтора-два раза дороже. По словам Виктора Приходько, это партнерство финансово выгодно обеим сторонам. Существует две схемы сотрудничества. Первая предполагает, что телеканал заказывает продукцию на студии и полностью финансирует производство. Второй вариант – продакшн-компания сама снимает сериал или телефильм, а потом продает его каналу. В Украине работают обе схемы. «Наш основной заработок – продажа телепродукции на российские каналы. Что касается сотрудничества с украинскими каналами – оно невыгодно, поскольку не оправдывает производственных затрат, – отмечает директор «Про-ТВ». – Потенциал российского рынка огромен. А еще если учесть, что у нас один язык – возможности этого рынка безграничны. Вот на чем следует концентрироваться». На украинские каналы телесериалы, отснятые на наших студиях, попадают гораздо позже. Очень редко бывает, что тот или иной телепродукт появляется одновременно в России и Украине. При желании отечественные каналы могут перекупить сериал у продакшн-компании, однако последние на это больших ставок не делают. Кроме выгодных расценок, россиян влечет к нам профессионализм украинских кадров. «Сейчас мы можем конкурировать только благодаря качеству», – в один голос отвечают продюсеры отечественных продакшн-студий. Действительно, украинские сериалы не только активно покупаются нашим северным соседом, но и пользуются бешеной популярностью на его каналах. «Например, на Первом канале в прайм-тайме нового телесезона стояли два длинных сериала именно украинского производства», – рассказывает Ирина Костюк. По словам Виктора Приходько, в прошлом году на «ОРТ» с рекордным результатом прошли сто серий «Пять минут до метро», отснятых «Про-ТВ». В связи с огромным успехом телепроекта «За все тебя благодарю» российские партнеры заказали его продолжение еще на 24 серии. Это же касается сериала «Мухтар» и «Возвращение Мухтара» – сейчас компания «Про-ТВ» реализовывает заказ на сто дополнительных серий. Своими планами поделился управляющий группы компаний Film.UA Group Виктор Мирский: «В той или иной степени наша компания планирует принять участие в 25-30 телепроектах этого года. Кое-что мы собираемся делать сами, кое-что – совместно с нашими российскими партнерами». В настоящее время в рамках сотрудничества Film.UA и петербургской компании «Шпиль» снимается два телефильма: новогодний «Срочно требуется Дед Мороз» и «Бог печали». 

Эволюция под чужим крылом 

Сегодняшний сценарий развития украинской киноиндустрии выглядит практически безальтернативным: шансы на развитие большому кино может дать кооперация с российскими (возможно, польскими или прибалтийскими) кинокомпаниями. «Существует целый ряд обстоятельств, которые сдерживают и будут сдерживать приход на украинский рынок западных киносъемочных компаний, – говорит Виктор Приходько. – Во-первых, это недостаточный профессионализм украинских кадров, во-вторых, отсутствие английского языка у этих же кадров, в-третьих, плохие дороги, плохая связь и дорогие гостиницы. А американские студии снимать в Украине не могут в принципе, поскольку Киев не похож ни на Америку, ни на Европу, и с этим ничего поделать нельзя». Американцы действительно указывают на целый ряд недостатков украинской кинопроизводственной базы. Среди них – отсутствие у нашего персонала умения эффективно планировать свою работу (как результат – нарушение сроков, невыполнение обещаний), неудовлетворительное техническое состояние киностудий и т. д. Однако существует гораздо более длинный перечень факторов, которые привлекают западных игроков на украинские площадки. «В Украине существует дешевая творческая сила и огромный потенциал роста рынка. Мы имеем замечательную возможность формировать человеческий ресурс, который самостоятельно обучаем, а потом многократно используем в своих целях, что невозможно сделать в США, где рынок давно сформирован», – говорит вице-президент американской TransUniverse Pictures Александр Яцуляк. В его ближайших планах – производство более десяти среднебюджетных (от $8 млн.) художественных фильмов, предназначенных для рынка США, которые будут сняты именно в Украине. Его компания TransUniverse Pictures – партнер студии «Борисфен-С», специализирующейся на производстве рекламных анимационных роликов. В свою очередь, «Борисфен-С» является официальным представителем TransUniverse Pictures в СНГ. На украинский рынок американские игроки вышли в 2004 году. «Все началось с мультфильма «Расти и Трик», который по определенным причинам мы не запустили, но продолжали тесно сотрудничать с «Борисфен-С» и дальше изучать украинский рынок», – делится воспоминаниями Александр Яцуляк. Кроме производства фильмов, компания планирует развивать и съемочную площадку: в планах TransUniverse Pictures строительство собственных производственных мощностей на базе одного из павильонов компании «Борисфен-С». Основную инвестицию на строительство студии в размере $25 млн. компания рассчитывает получить от американских фондов развития новых технологий в Украине. Самая проблематичная сторона партнерства с зарубежными игроками – это развитие украинского кино не как бизнеса, а как культурного явления. И тут перспективы, увы, малооптимистичные. Зарубежным партнерам такое кино не нужно – потенциал местного рынка кинопроката пока не позволяет говорить о коммерческой эффективности. У государства нет денег (или желания) финансировать это направление – ни одного по-настоящему массового кинопроекта «под патронатом власти» пока создано не было.Остается, правда, крупный бизнес. К примеру, в России тратить деньги на кино готовы как минимум пять бизнесменов из «первой десятки»: Михаил Прохоров, Леонид Блаватник, Виктор Вексельберг, Владимир Евтушенков и Владимир Потанин. В Украине – пока единицы. Около года назад на съемки фильма о Батурине на Одесской киностудии раскошелились собственники «Индустриальной группы» Сергей Тарута и Виталий Гайдук, Виктор Пинчук недавно представил фильм о холокосте «Вспомни Свое Имя», снятый с участием Стивена Спилберга. Однако это, можно сказать, частные случаи: каждый из фильмов был ориентирован скорее на элиту, нежели на массового зрителя. И тут вопрос опять к властям: без их поддержки украинское кино не станет массовым, а значит, и коммерчески эффективным. Стивен Спилберг, даже в сотрудничестве с олигархами, тоже ведь не всесилен.        

Мнения экспертов 

Александр Яцуляк, вице-президент компании TransUniverse Pictures
Общаясь со многим украинскими продюсерами, мы столкнулись с парадоксальной вещью – они не только не знают, как создать фильм для международного рынка, но и даже не хотят думать о том, что нужно создавать фильмы для проката за пределами СНГ. Мы же строим свою работу кардинально иначе. Главное для нас – создать фильм с целью получения максимальной прибыли от проката и эксплуатации фильма. Посему мы ориентируемся на стратегические для нас рынки США, Западной Европы и Японии. Запустив сейчас фильм с бюджетом $10 млн., мы рассчитываем заработать более $100 млн. от его проката. Соответственно, для достижения таких целей необходимо учесть все нюансы и максимально снизить риски. Для примера, один фактор – это уровень звезды. Для съемок в этой картине мы пригласили Роба Шнейдера. Изучив статистику предыдущих пяти фильмов, в которых он играл главную роль, мы увидели, что все они были успешными и высокорентабельными на прокатном рынке США. Иногда, инвестировав достаточно большие средства в запуск проекта, на определенном этапе мы можем от него отказаться, и все потому, что в процессе появились факторы, снижающие ожидаемый уровень прибыли.

Александр Шигаев, президент профсоюза кинооператоров Украины
Есть ли кинобизнес в Украине – это действительно актуальный вопрос. На самом деле проблема в том, что киноиндустрии как таковой нет. Для ее возрождения необходимо найти методы стимулирования производства, в том числе и финансовые. К примеру, в России решением стало введение закона о льготном налогообложении кинопроизводства – почему бы по такому же пути не пойти и Украине? У нас есть все для этого основания: профессиональные кадры, киностудии. Некоторые участники рынка говорят о том, что телеканалы должны участвовать в развитии индустрии. Да, такое может быть, но по сценарию французского кино, когда телеканал становится спонсором киносъемок, то взамен получает возможность его первым транслировать в эфире. Если говорить о съемках телепродукции на базе кино, то они             отличаются технологическим процессом и полностью совмещены быть не могут.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео