Россия – крупнейший экспортер социальных сетей Восточной Европы
В Восточной Европе лидируют российские и местные социальные сети. При этом в части стран продолжается бурный рост аудитории соцсетей, но в других странах (и в их числе Россия) рост существенно замедлился.
Компания J’son and Partners Consulting провела исследование рынка социальных сетей в Восточной Европе. Лидирующие позиции в странах бывшего СССР занимают те же сети, что и в России — сказывается высокое проникновение русского языка и общность культурных связей. Правда, если в России на первом месте по популярности «В Контакте», то за пределами РФ чаще всего лидирует «Мой Мир@Mail.ru» — он на первом месте по месячной аудитории в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Молдове. В Украине и Белоруссии на первом месте ЖЖ. При этом второе место в Украине занимает Liveinternet.ru — то есть блоговые социальные сети в соседней стране заметно популярнее обычных.
По количеству пользователей социальных сетей лидирует Россия, однако темпы прироста аудитории соцсетей в РФ невысоки. Это может говорить о том, что она достигла своего насыщения. В Белоруссии, Украине, Молдавии и Азербайджане рост наиболее активен — при этом количество пользователей относительно невысоко.
В целом можно отметить, что у Восточной Европы очевиден «особый путь». Практически во всех странах региона лидируют местные сервисы (ЖЖ, конечно, американский — но это лишь формально: наибольшую популярность он имеет именно в СНГ). Впрочем, глобальные игроки пока не предпринимали тут серьезных маркетинговых усилий: Facebook, например, собирается открывать здесь свой офис.
Как видно из статистики роста аудитории, западные соцсети, когда они придут в Восточную Европу по-настоящему, окажутся здесь уже на излете прироста аудитории (рост соцсетей в России сейчас по темпам чуть отстает от роста количества пользователей Cети в целом). Поэтому, не успев на дележку пирога, они будут вынуждены приложить много усилий к его переделу.