Что заставило их уйти из украинской рекламы?
24 Июл 2015, 14:41

Что заставило их уйти из украинской рекламы?

Ирина Метнева, Антон Максаков, Валентин Перция и Алексей Иванов о достижениях и уроках в создании собственных брендов

Все они достаточно долго и очень серьезно занимались созданием и усилением брендов. Настолько усердно, что «доработались» до своих собственных бизнесов и частичного отхода от рекламно-маркетинговых услуг в реальный продуктово-сервисный сегмент МСБ. Мотивы, достижения и урок — в рассказе Ирины Метневой, Антона Максакова, Валентина Перции и Алексей Иванова — предпринимателей «родом» из рекламы. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

MMR cпросил:

1. Как возникла идея бизнеса вне маркетинговых услуг?

2. Почему именно такой бизнес? Суть и USP

3. Дали ли маркетинг-навыки превосходство новому бизнесу и какие конкретно?

4. Пять открытий, которые дал опыт «реального» бизнеса (что нового знали/обнаружили и свершилось ли взаимное «опыление» бизнесов, экспертизы и пр.) 

Образование

Институт филологии КНУ им. Тараса Шевченко.

Идея

Естественное развитие — от практики к делу. Редкий сталевар не хочет проломить череп собственноручно сваренным ломом.

Суть и USP

Есть бизнесы, которые построены на добавочной стоимости труда, а есть построенные на добавочной стоимости бренда. Я выбрал бизнес, построенный на добавочной стоимости бренда. Так и появилась не парикмахерская для мужчин, а философия, близкая каждому мужчине. Потому что в бизнесе, построенном на добавочной стоимости труда, необходимо больше трудиться, а в моем случае — думать. Я люблю думать, не люблю трудиться.

Ну и еще я верю в physical evidence и customer experience — в них и заключается USP.

Вес маркетинг-бэкграунда

Существенный.

Открытия «нового бизнеса»

Открытием для меня стало одно: не слушать всех.

Совет тем, кто только задумывается начать новое

Не созрел — не делай. Другого совета быть не может. 

Образование

В 1998 году я не могла решить, куда поступить, чтобы получить образование рекламиста. Решила дать себе возможность еще подумать, изучая тем временем языки в инязе.

В 2003-м, живя в Москве, нашла Школу рекламы Грымова. Ничему конкретно не научилась, но для себя решила: реклама — это необычно и захватывающе, и я хочу этим заниматься.

Идея

Вернулась в Киев в 2004 году и очень постаралась попасть в Saatchi & Saatchi. Без опыта не брали. Согласилась на стажировку для копирайтера в локальном агентстве «Абрикос», потому что двери Saatchi были напротив. И через полгода я в них вошла. Это был бесценный опыт с точки зрения работы в большой глобальной компании.

Через пару лет ушла в креативное бюро «Сахар». Собственно там я и научилась главному — креативу. Главное открытие, которое я для себя сделала, — никогда нельзя успокаиваться. Крутые вещи получаются на грани изнеможения и обморока от переработки.

Суть и USP

Переломным моментом в профессии стал кризис 2008-2009-х. Сложное время в экономическом, профессиональном и личном плане. Паники и страха в социуме было очень много, хотя объективно тогда ситуация была далеко не такая сложная, как сегодня.

Тогда я уловила ощущение преобразующей энергии, которой обладает кризис. Мне говорили: не надо, не время, куда ты лезешь, не лучше ли найти спокойную работу со стабильной зарплатой. Не лучше, не мой путь. Стабильность — самое скучное, что может случиться. Развитие происходит в условиях дискомфорта и опасности.

Мне больше не хотелось тратить время на чужие ценности и правила. Хотелось проверить свои силы на других уровнях: организационном, управленческом, международном. С этой установкой я и два моих партнера создали агентство «Мичурин». За шесть лет мы создали десятки национальных компаний, родили пару-тройку прикольных брендов, завесили стенку дипломами локальных и международных фестивалей, заработали денег и репутацию креативного агентства со стратегической экспертизой.

Вес маркетинг-бэкграунда

За 11 лет работы в рекламе я насмотрелась на то, как впустую тратятся бешеные деньги, как создаются никому не нужные продукты и осуществляется неумелое продвижение. Мне всегда казалось, что будь я на их месте, сделала бы все по-другому. И тут мне один мой друг говорит: «А ты сделай. Покажи, как надо». И вот персонализированный бьюти-сервис — первый шаг к тому, «как надо». Рано еще судить об успехах.

Постепенно Sister’s обрастает новыми возможностями и идеями развития. Сейчас мы совершенствуем модель персонального подбора, чтобы максимально удовлетворить желания каждой женщины. И я требую отражения этой идеи во всем — от сайта до личного общения с клиенткой по телефону и в соцсетях. Мы создаем офлайновое пространство для женщин и мужчин, которым важны стиль, атмосфера и среда, в которой можно работать над собственными проектами, развиваться, общаться и отдыхать.

Я хочу развивать бьюти-индустрию в Украине. Ей не хватает качественной коммуникации, интересных отечественных продуктов. Они стали появляться, но очень незаметно, без понимания кому и зачем они нужны. Если на профессиональном рынке красоты еще есть движение, то массмаркет уныл. Нужно помочь.

Сейчас у Sister’s есть четкое позиционирование, отстраивающее от конкурентов: персонализированный сервис. Есть инсайт: женщины любят пробовать косметику — подружкину, мамину, дочкину.

У нас идейный SMM-эккаунт ведется от имени двух сестер. Потенциал у идеи большой, не до конца нами использованный еще.

Еще у нас есть тематические коробки. Каждый месяц посвящен определенной теме: февраль — любви к себе, март — пробуждению души и тела. Это отражается и в продукте, и в коммуникации.

Открытия «нового бизнеса»

Опыт реального бизнеса убедил меня в том, что работа над продуктом — очень сложный, трудоемкий и энергозатратный этап. Лучше не вписаться в сроки и потратить больше, чем потом латать дыры и компенсировать коммуникацией проблемы с продуктом.

Вообще, хороший маркетолог — это 90% успеха. Основные 10% — удачно подобранные подрядчики по стратегии, креативу и медиа. Яркий креатив решает проблему гораздо эффективнее, чем стандартные решения.

Очень важен человеческий фактор. Гоните прочь не увлеченных, незаинтересованных, безынициативных людей. Яркие бизнесы получаются только тогда, когда «надо» всем членам команды. Твой проект такой, какой ты. Если ты нудный и скучный, твой бизнес такой же. Если ты полон энергии и уверенности — его замечают и поддерживают.

Совет тем, кто только задумывается начать новое

Развивайтесь, несмотря ни на что. Начинайте и ничего не бойтесь. Ни курса доллара, ни чьего-то мнения, ни потери предсказуемости. Единственный, кто может вам помешать, это вы сами. Но вы же не враг себе! 

Образование

Киевское высшее военное авиационно-инженерное училище. Инженер-математик

Идея

Идея «Витаграммы» возникла из осознания того, что нужно что-то делать:) Рынок брендинга в Украине никогда не станет похожим на «нормальные» рынки, такие как в Англии или США. Поэтому мне стало скучно. Да и денег на нем нет. То есть на зарплату и машину хватает, а на самолет — нет…

До этого были попытка создать компанию по интернет-продвижению бизнеса (Optimaza) и стартап туристических услуг в интернете (BeHappy).

После нескольких встреч с Дмитрием Гыком, который стал впоследствии инвестором и моим партнером, мы вместе «родили» идею «Витаграммы». Дима пришел с чем-то похожим, я доразвил. Сейчас идея переживает уже третью инерцию позиционирования и сути, поэтому можно говорить, что идея — наша общая.

Суть и USP

«Витаграмма» — это «швейцарский ножик» услуг для так называемого eHealth (электронного здравоохранения). В нее входят управление маркетингом медлаборатории, кабинет пациента (пользователя услуг лаборатории) и кабинет доктора. USP для конечного потребителя: найди доктора и получи консультацию (человека, в принципе, больше всего интересует, как узнать, почему болит и что делать). Для доктора: получи пациентов и инструменты для работы с ними (телеконсультация + инструменты EHR (Electronic Health Records). Для лаборатории: сделать программу лояльности для пациента и доктора.

Вес маркетинг-бэкграунда

Маркетинг-знания пригодились, и сильно. Мы общались с инвесторами, которые говорили, что мы — редкие люди, кто понимает свои ЦА, позиционирование, имеет бизнес-модель и т. д. Это все, что было у меня в бэкграунде.

Открытия «нового бизнеса»

1) Подтвердил, что Украина — это маленький рынок.

2) Подтвердил, что людям очень тяжело объяснить даже очевидные вещи.

3) Подтвердил, что пока нет понятных и очевидных преимуществ, люди не понимают, зачем им это нужно.

4) Подтвердил, что люди в массе своей ленивы и не хотят менять status quo.

5) Подтвердил, что в мире есть классные специалисты своего дела, которые, собравшись в команду, создают отличные проекты.


Совет тем, кто только задумывается начать новое

Я уже 15 лет работаю на себя, привык отвечать за свой день перед самим собой. Тем, кто хочет попробовать — вперед! Мне всегда помогает пословица «Лучше попробовать и жалеть, что не получилось, чем не попробовать и жалеть, что не попробовал». 

Образование


Мои друзья и партнеры знают: я очень нетерпеливый. Как сбежал с лекции о товароведных характеристиках крупы в 2007 году, переполненный бизнес-идеями, так и не унимался. И когда мои ровесники защищали дипломы, я уже закончил один проект и обсуждал инвестиции для другого. Выращивание грибов, разработка сайтов, консалтинг безопасности, кризисный пиар и прочее… В роли креативного директора СВ Т, которую я выполняю последние пять лет, у меня есть возможность не только упражняться в коммуникационных стратегиях, но и разбираться в бизнес-процессах совершенно разных отраслей.

Идея

Чтобы не скучать, я периодически тестирую идеи нового бизнеса с безопасными вложениями. И кондитерский бутик Honey Bunny начинался как диджитал-проект, но уже после первых месяцев работы стало понятно, что e-commerce жив, а Facebook способен продавать напрямую. Достаточно соблюдать базовые условия — качество продукта и сервиса. И хотя за прошлый год в Киеве появилось штук десять успешных кондитерских стартапов с доставкой, я принял решение развивать Honey Bunny как самостоятельный бизнес. Буквально на днях сладкий кроль выйдет из интернета в реальный мир.

Суть и USP

Мой бизнес — создавать креативный продукт. Компания CB T, кондитерский бутик Honey Bunny, библиотека «Ботан», которая скоро откроется, — это звенья одной цепи. Единственное, что произошло, — в стратегии развития наступил этап, когда с клиентского продукта есть смысл переключиться на свой собственный.

Так что на самом деле Honey Bunny мог оказаться чем угодно, даже сетью автомоек. Вопрос в том, назвал бы я свою автомойку «Сладкий кроль»?.. А что касается «Ботана», то это new sexy — настоящим дефицитом в кризисное время оказались… книги. Но это отдельная история.

Вес маркетинг-бэкграунда

Новый бизнес дал дополнительное преимущество для развития маркетинговых скилов. И если серьезно, то ключевое преимущество очевидно: опыт коммуникаций. А главное, собственная креативная база значительно экономит время и ресурсы, которые конкуренты вынуждены тратить на продвижение своего продукта. У меня всегда под рукой дизайнеры, художники, фотографы, каллиграфы, копирайтеры и программисты. Не говоря уже о креативщике, который делит с собственником одну черепную коробку.

Открытия «нового бизнеса»

Такие открытия, как мармелад в банке, это приятная часть рабочего дня. Но есть еще и рабочие процессы. Оказалось, что в креативном бутике происходит меньший бардак, чем на маленьком кондитерском производстве. Здесь только стоит отвернуться — сладкий кроль уже спит. К примеру, в Honey Bunny есть такой инструмент, как «эсэмеска-звездюлинка» — она мне помогает контролировать работу администраторов. Что касается диджитал-коммуникации, то понятно, что нам есть о чем разговаривать с аудиторией помимо вероисповедания, политических взглядов и лишнего веса.

Совет тем, кто только задумывается начать новое

Если бизнесмен получает удовольствие не только оттого, что он зарабатывает деньги, но и от того, как именно он это делает, то денег становится больше. Надо только всегда помнить, что… Все всегда надо помнить. Я вспомнил, что у меня через 15 минут встреча на другом конце города. И единственный совет, который я мог бы дать: никогда не опаздывайте на встречи. Нетерпеливых людей это бесит. 

Расскажите друзьям про новость