09 Окт 2007, 21:00

Реклама со словенским акцентом

Сегодняшний герой Profile – молодой, но зрелый рекламист, креативный директор Kaffeine Communications Анже Йереб. За пять лет работы в Украине он открыл три агентства в различных сферах коммуникации, имеет масштабные планы на будущее. Об адаптации к местному менталитету и прелестях украинского рекламного рынка словенский креатор рассказал ММR

Реклама со словенским акцентом

Сегодняшний герой Profile — молодой, но зрелый рекламист, креативный директор Kaffeine Communications Анже Йереб. За пять лет работы в Украине он открыл три агентства в различных сферах коммуникации, имеет масштабные планы на будущее. Об адаптации к местному менталитету и прелестях украинского рекламного рынка словенский креатор рассказал ММR.Утро обычного трудового будня. Офис в центре столицы — средних размеров open-space. Исключительно молодые лица. Рабочий процесс бурлит, но как для фонтанирующего идеями креативного отдела все весьма тихо и спокойно. Тем не менее, интервьюировать нашего сегодняшнего героя я предпочитаю в переговорной.«Кофе, чай, Red Bull?», — предлагает собеседник, совсем не соответствующий моим представлениям о топ-менеджере. Молодой, современный, либерально одетый, с креативной прической и яркими тату на обеих руках. Легкий акцент и относительно чистая русская речь. Вот таким передо мной предстал Анже Йереб, креативный директор Kaffeine Communications.Разговор мы начали с того, как Анже дошел до такой жизни: а) стал рекламистом, б) попал в нашу страну.Через тернии?В родной Словении Анже окончил университет в Любляне по специальности «Коммуникология». Еще будучи студентом, начал работать журналистом на национальном радио. Затем в PR. Однако достаточно быстро перешел в рекламу на позицию копирайтера. «Все потому, что меня привлекало написание не больших текстов, а маленьких. Возможность сочетать их с «картинками» и тем самым влиять на людей. Еще в школе мне было интересно вести все имеющиеся у нас стенгазеты. Все 10 досок для всех 500 студентов я оформлял собственноручно. Так у меня появилась возможность смотреть, что интересно людям», — рассказывает Анже.«То, что я много писал, причем писал на разные темы, очень пригодилось в моей дальнейшей работе. Я писал речи чиновникам, политикам. Отличным тренингом была работа на радио — можно было разобраться, что можно делать, а чего нельзя», — продолжает он.Но с 1995 года будущий креативный директор Kaffeine с головой ушел в рекламу, как он сам выразился — «сижу в агентстве и работаю». Поработав в представительствах ключевых сетевых агентств в Словении, Анже продолжил профессиональную деятельность в Хорватии, Венгрии, Италии. «Словения — очень маленькая страна, всего 2 млн. жителей. Я мог бы там жить, работать и получать нормальную зарплату, но перспективы персонального и профессионального роста я там не видел. А работа в McCann Erickson давала возможность много путешествовать. Кстати, именно они пригласили меня на позицию креативного директора в Украину», — объясняет Анже.Анже предложили на выбор три страны: Хорватию, Кению и Украину. На тот момент опыт работы в Хорватии у заядлого рекламиста уже был, особого желания практиковаться в Найроби не возникло, и выбор пал на Украину. «Мои представления об Украине укладывались в четыре позиции: украинские девушки, украинские казаки, Чернобыль и сбитый самолет. Но я почувствовал, что смогу здесь многого достичь», — вспоминает наш герой.Первые шагиКогда в 2002 году Анже приехал в Украину, перед ним предстала следующая картина: бизнес молодой, требований много, рекламы огромное количество, специалистов нет. И креативному словенцу пришлось заняться обучением своих новых коллег, по крайней мере, некоторой их части, «с нуля». «У вас нет традиции, здесь это новый бизнес. Экономика растет стремительными темпами. Образование не реформировано. Люди не знают английского. Теоретической основы нет, а она необходима, ведь на нее нанизываются практические знания. Даже у меня на родине история и традиция в рекламе были. Во времена Югославии, когда рекламой как хобби занималась всего пара профессоров, был фестиваль пропагандистского и короткого фильма, который впоследствии превратился в Golden Drum», — рассуждает Анже.Система обучения новичков в Kaffeine — это тренинги плюс обязательная к прочтению литература. По твердому убеждению Анже, без прочтения «Маркетинг-менеджмента» Ф. Котлера сложно понять, для чего вообще нужна реклама. «Это базовая книжка в нашем бизнесе. Есть книги по специальности, иностранные журналы. Мы доучиваем людей, объясняем им законы рекламы, что можно делать, а чего не стоит. Посвящаем их в мир масс-медиа. Объясняем, чего ожидают от нас потребители и клиенты. То есть даем чуть-чуть теории и очень много практики. Мы даже организовывали курсы для студентов. Что меня здесь поразило — студенты абсолютно без знаний уже хотят деньги за практику в агентстве. Сразу спрашивают: «Сколько я за это получу?» Сколько он получит за время, которое мы потратим на то, чтобы его чему-то научить!!! Но мы продолжаем это начинание, потому что всегда находится несколько человек, искренне желающих учиться. Чаще это иностранные студенты», — говорит он.Суть директорского креативаХарактеризуя свою теперешнюю работу и уровень ответственности, Анже пояснил, что креативный директор — это администратор. Это не у всех получается, нужно постоянно переключаться с творческого мышления на менеджерское, что непросто.Рабочий день руководителя креативного отдела Kaffeine обычно начинается в 9.30 утра с работы над корреспонденцией и составления предварительного графика на день. В 10.00 — status meeting. Обсуждаются сроки, планы, кто и чем будет загружен. А потом начинается «сумасшедший дурдом» (цитата Анже. — Ред.): здесь 300 слоганов, там «умер» компьютер, завелся вирус, кто-то заболел. «И среди этого всего нам нужно «рожать» идеи. Причем хорошие», — говорит он. Заканчивается этот «дурдом», как правило, к 20.00.По выходным Анже старается не работать. Но если дело требует, работа в режиме нон-стоп не исключается. «Мы боремся за каждый проект. Ведь чуть расслабился, и сразу потеря. В целом реклама — товар сезонный. Осень — горячая пора, все вернулись из отпусков, начинается новый рабочий год. Потом подготовка новогодних кампаний. Потом весна, когда люди хотят перемен. А потом лето… и всем нужно в отпуск», — описывает Анже особенности рекламной кухни.Что касается собственных управленческих характеристик, Анже считает себя требовательным руководителем. «Привык, чтобы люди приходили на работу вовремя. И делали работу в срок, не отвлекаясь на интернет-приколы. Здесь принято немного наоборот. Менталитет более спокойный, люди меньше переживают из-за сроков. Но для этого есть я — не чтобы переживать, а чтобы за сроками следить», — рассказывает он.Как уже упоминалось, рабочее место Анже расположено в общем отделе, никаких отдельных кабинетов. «Я не хочу сам сидеть. Я должен видеть и слышать свой отдел. Это полезнее для компании. У меня нет секретаря, он мне не нужен. Любой человек может ко мне подойти и решить любой вопрос. Многие клиенты могут звонить мне напрямую. Бизнес такой, что если что-то случилось на рынке, нужно оперативно реагировать. Я здесь для того, чтобы мои агентства лучше работали. Я креативный директор, но у меня есть много других полезных знаний, которыми я могу и всегда готов поделиться», — поясняет он свою позицию.Наш герой также рассказал, что дружит со своими подчиненными: «В нашей сфере нет необходимости в культе личности руководителя. Невозможно творить, будучи под прессингом. У меня либерально-демократический тип лидерства».Анже отмечает, что за пять лет в Украине он очень «прибавил» как менеджер: «Ведь с людьми здесь работать крайне сложно. Я до сих пор вижу, что люди думают, будто страна им что-то должна. И только сейчас понемногу начинают понимать, что все в их руках».Работать и творить в нашей стране ему все еще интересно, поэтому пока господин Йереб собирается жить в Украине. «Мне нужно много чего сделать. Открыть еще пару новых проектов, хотим иметь более широкую цепочку агентств разных коммуникационных направлений. Хотим заниматься благотворительностью в направлениях, где никто ничего не делает», — резюмирует Анже.Стиль жизниО рабочем дне8.00 — подъем. Включаю телевизор и смотрю, что происходит в Украине, в мире, какая будет погода. Эта привычка выработалась еще со времен журналистики. Потом едем с женой на работу.9.30 — пью кофе или Red Bull. Работаю с почтой, предварительно планирую рабочий день.10.00 — status meeting. Общаюсь с траффик-менеджером, который контролирует поток работы: сроки, планы, уровень загрузки.10.30-20.00 — рождение идей и решение административных вопросов.Далее — спортзал, дом, телевизор.О построении работы в агентствеClient service department, находится в постоянном контакте с клиентом. Потребности клиентов передаются в стратегический отдел, который на основании исследований разрабатывает бриф для креативного отдела. Все должно быть обосновано и базироваться на исследованиях, знании рынка, позициях конкурентов, позиционировании самой марки. Без этого ни одну коммуникационную задачу решить нельзя.Потом креативный отдел думает… и выдает клиенту результат. Естественно, перед этим результат должен получить «добро» у стратегов. Срок работы над проектом? Индивидуальный, все зависит от самого проекта.О рождении идейЧтобы придумать хороший слоган, нужно написать их как минимум 100. Крутить, вертеть, смотреть. Какой-то может быть стратегически правильным, какой-то прикольно звучит, какой просто нравится. Идея вырабатывается, а не просто приходит.Но придумать идею — это кайф. Когда она и нравится, и продает — это то, что надо!О финансахМоя первая зарплата равнялась нулю. В Словении специалистов было гораздо больше, чем требовалось. Потом — при минимальной зарплате в 300 у. е. — я зарабатывал 70. Сейчас, конечно, побольше.О совместной работе с женойВсе началось с того, что мне был нужен толковый специалист, а денег на дорогие кадры не было. Моя жена — прекрасный специалист, но поскольку она еще и жена, она любезно согласилась поработать Client service директором за меньшие деньги. Сейчас эта несправедливость уже исправлена.Плюс работы с женой — это определенное доверие. Минус — общая работа почти не оставляет альтернативных тем для разговоров.Доска почета1. Лончевая кампания для серии бюджетных мобильных телефонов Samsung X120 с инновационным OLED-дисплеем (ТВ ролик, постер — 2004 год).Это был наш первый большой проект для международного бренда. Кампания получилась эффектной и эффективной, и поэтому Samsung использовал ее не только в Украине, но и в странах Восточной Европы и Средней Азии.2. Ребрендинг JeansНашей задачей было разработать новый visual brand identity для молодежного мобильного оператора Jeans, сделать его более trendy and cool. Горжусь этим проектом из-за его масштабности, ведь Jeans — это мультимиллионный бренд с миллионами потребителей.3. Коммуникационная поддержка для «Летающих Быков» в Киеве — завораживающего аэрошоу над Днепром, организованного компанией Red Bull в этом году.В этом проекте меня больше всего потряс масштаб самого мероприятия. Привезти в Киев команду пилотов-экстремалов, показать такие феноменальные трюки… Вау!!! Наша же задача была обеспечить комплексную коммуникационную поддержку, адекватную этому событию. Судя по тому, что посмотреть на Летающих Быков собралось более ста тысяч человек — проект удался!Структура компанииМнения коллегОльга Шурпач,директор по маркетингу ЗАО «Росава»Первое, на что мы обратили внимание во время знакомства с Анже, это креативность, высоко профессиональный подход к делу, чувство ответственности за результат, соблюдение жестких сроков выполнения задач. Эти качества отмечались на протяжении всего периода нашей совместной работы. Отношения выстраивались на партнерских принципах.Анже интересовал не только результат рекламной кампании от разработки до ее завершения. Прежде всего — успех клиента в бизнесе. В прошлом у него уже был опыт работы по выводу зимних шин одного из известных брендов. Поэтому тема шин была ему близка и, я думаю, интересна. Это чувствовалось при разработке сценариев к видеороликам. Это прослеживалось и во время самих съемок, на которых Анже всегда присутствовал, невзирая на погодные условия и прочие обстоятельства. Он стремился максимально успешно выполнить поставленные задачи. Кроме того, предоставить клиенту большое количество полезных советов и рекомендаций.Работать с командой, возглавляемой таким профессионалом, приятно и надежно. Если говорить об Анже, как о личности — это интереснейший человек. Очень позитивный и приятный в общении. Умеет радоваться жизни. Обладает хорошим чувством юмора. Ценит окружающих его людей. В принятии решения может быть решительным и твердым. Имеет амбициозные планы на будущее, которые, мы уверены, обязательно осуществит.Йован Роцанов,креативный директор WEB-агентства KENSUС Анже Йеребом я познакомился в Словении в 2001 году.Тогда Анже работал в рекламном агентстве PAN FCB и пригласил меня в свою команду в качестве арт-директора. Нам понадобилось всего 15 минут при первой встрече, чтобы понять, как много у нас общего. Оказалось, что мы слушаем практически одну и ту же музыку, у нас одинаковые взгляды на культуру, нам интересны одни и те же виды спорта, да и детство наше прошло в одной стране, тогда еще Югославии.Следующий раз мы встретились с Анже через шесть лет, в Киеве. К этому времени Анже уже стал креативным директором рекламного агентства Kaffeine Communications, соучредителем Группы компаний Индустрия коммуникаций. Я был искренне рад его успеху и с удовольствием согласился стать креативным директором WEB-агентства KENSU, входящего в состав Индустрии.Кроме того, Анже оказался хорошим другом и гостеприимным хозяином. Такой пример: первые месяцы в Украине я чувствовал себя достаточно неуверенно — совсем не знал Киева, местных традиций, языка. Анже познакомил меня с городом и людьми.А на работе Анже — профессионал высокого класса. Он обладает четким пониманием тенденций развития рекламы, знает, в каком направлении двигаться. Особо ценная черта Анже как креативного директора — умение распознать хорошую идею, когда она только написана одной строкой или показана в виде наброска на клочке бумаги. В то время, когда большинство креативщиков грешат тем, что продвигают исключительно свои гениальные идеи, Анже способен увидеть и оценить идеи других. Кроме того, ему чуждо «искусство ради искусства», ведь главное в работе рекламиста то, что необходимо для продвижения бренда. Анже никогда не забывает это правило и постоянно напоминает о нем креативной команде.И, наверное, главная черта Анже-рекламиста — умение продвинуть и отстоять хорошую идею, именно ту, которая нужна для бренда. Часто случается так, что креативщики могут придумать великолепные идеи, но не представляют, что с ними делать дальше, теряются, когда клиенты не понимают их. Анже Йереб виртуозно владеет искусством презентации, готов применить самые неожиданные способы представления проекта, чтобы донести до клиента главное. Так, например, еще в Словении Анже придумал пригласить клиентов в театр, где профессиональные актеры сыграли на сцене презентуемый ТВ-ролик. А в Киеве презентация ТВ-ролика для корейского бренда «Самсунг» была проведена на корейском языке.Минусы? Наверное, скорость. Ведь Анже — бывший сноубордист. Поэтому он привык быстро реагировать, быстро все делать. И забывает, что за ним могут не успеть. Особенно, когда это касается арт-дирекшна. Ведь если в рекламе нужен какой-то прикол, фишка, — это можно сделать достаточно быстро. Но если требуется создать полный, выверенный концепт — нужно время. И еще — скорость смены проектов, стремление успеть за короткое время охватить как можно больше, и ожидание от своих сотрудников такого же темпа. Иногда это трудно.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео