Юлий Цезарь говорил: «При построении бренда нужно обязательно учитывать репутационные риски». Ну ладно… Не говорил он такого. Но обязательно бы сказал, если бы маркетинг, в современном его понимании, был изобретен ещё до нашей эры.
И хоть маркетинг начал активно развиваться не так давно, на самом деле, он существовал всегда. История подтверждает это на своих примерах.
1. Ребрендинг картошки
В XVIII веке Пруссией правил Фридрих II. Была у него простая мечта — чтобы пруссы начали есть картошку. Экономически все были бы в выигрыше — и цена на хлеб стала бы устойчивей и риск голода меньше, в общем, сплошные плюсы. Только вот люди говорили, что лучше будут есть землю, чем эту гадость.
Король пытался и так и этак, но, когда сила не сработала, пришлось прибегнуть к хитрости aka к средневековому маркетингу. Фридрих взял и объявил картошку королевским овощем, запретив его есть всем, кроме королевской семьи. В добавок, высадил картофель возле своего дворца и поставил там охрану, а крестьяне решили — раз что-то так охраняется, значит стоит того, чтобы украсть. Вскоре по всей Пруссии стали подпольно выращивать картошку, и она приобрела невероятную популярность.
Вот так Фридрих II провел ребрендинг картофеля и добавил нематериальной добавочной ценности без какого-либо изменения самого продукта.
Кстати, в благодарность, местные жители до сих пор оставляют на его могиле сырую картошку (хоть бы пожарили, ей-богу).
2. Пришел, увидел, убедил
Юлий Цезарь не понаслышке знал, что такое буллинг и как сильно влияют на репутацию фейковые новости.
Пока Цезарь воевал в Галлии, его враги в римском Сенате распускали про него неправдивые слухи. Как бы Цезарю не хотелось, он не мог дать конструктивный фидбэк на критику, потому что вся информация, по иронии, должна была пройти через Сенат перед публикацией. И хотя он прекрасно вел военные действия в Галлии, доказать и показать это народу у него не получилось.
Тогда он придумал гениальное решение проблемы — раз его не пропускала «цензура», он завел своё owned-media, через которое рассказывал о всех своих похождениях напрямую своей целевой аудитории.
Был бы в то время Твиттер, Цезарю бы, наверное, пришлось чуть попроще, а тогда пришлось написать сочинение аж в восьми томах под названием «Записки о Галльской войне».
3. Зеленый пиар
Говорят, у рыжих нет души. Этот факт не подтвержден исторически, а вот тому, что у рыжих есть талант в маркетинге есть прямое доказательство.
В Х веке Эрих Рыжий, скандинавский мореплаватель, открыл необитаемый остров, который больше был похож на плавучую глыбу льда, чем на место для комфортной жизни. Но так же, как сегодня нам продают средство для похудения на 10 кг за 1 день, Эрих «продал» этот остров людям как прекрасное место обитания.
Все дело было в нейминге — Эрих назвал остров Гренландией, что означает «зеленая земля». Простодушный народ поверил ему и в 986 году от берегов Исландии отплыло 30 кораблей с целью основать в Гренландии первое европейское поселение. Что правда целыми до места назначения добрались только 14 из них, но, как ни крути, маркетинговый ход удался.
4. Нативная реклама Октавиана
В 27 году до н. э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август стал первым императором Римской империи. Такой титул — непростая ноша, поэтому и доверие народа заслужить не так-то просто. Как говорится, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей, поэтому Октавиан решил позвонить (ну или как там в Древнем Риме люди связывались) своему знакомому — знаменитому поэту Вергилию. Они с Вергилием договорились, что последний напишет поэму и там как бы невзначай упомянет, что назначение Октавиана было предопределено богами и они послали его римлянам, чтобы он спас их и отстроил империю после последней войны.
Так появились «Георгики» — поэма Вергилия в 4-х томах, где «великий Цезарь войною дальний разит Евфрат и народам охотно покорным, как победитель, даёт законы, путь правя к Олимпу».
Благо, закона про рекламу в те времена ещё не было, потому что пришлось бы ставить пометку «спонсорский материал».
Иллюстрации: Даша Латуха,
PR-координатор «J&I» PR&Advertising