Размер груди: имеет ли значение?
Существуют разные виды неточностей. На одних можно не заострять внимание, другие же являются принципиальными, и требуют обязательного уточнения. Подобно параметрам женской груди: принципиально ли уточнять, — первый или четвертый?
В marketing media review #3 (56) вышел материал «Акцент на глазах потребителя», в
котором рассказывается о выходе на украинской рынок маркетинговых исследований новой технологии eye—tracking и других инновациях.
Противопоставляя два вида оборудования – статический и динамический eye—tracking, – автор указывает, что в случае использования динамического трекера респондент испытывает психологический дискомфорт (цитирую: «мало кому из респондентов понравится идея «опутывать» себя проводами»).
Так как технология достаточно новая для отечественного потребителя, и он только знакомится с ее возможностями, то хотелось бы исправить принципиальную неточность, допущенную автором статьи.
Для проведения динамического eye—tracking test во всем мире уже давно используется преимущественно беспроводная связь. И компания IFAK Ukraine, директором по развитию бизнеса которой я являюсь, также использует в своих исследованиях БЕСПРОВОДНОЕ оборудование. Иначе респондента действительно было бы тяжело привлечь для подобного теста, а дискомфорт, полученный им от «опутывания проводами», в последствии еще бы пришлось лечить.
По всем признакам в ближайшие месяцы PR технологии eye—tracking будет активным, и о преимуществах метода еще расскажут неоднократно. IFAK Ukraine владеет и статическим, и динамическим трекером, поэтому, хотелось бы сразу расставить акценты на недостатках технологии в целом, предотвращая другие возможные принципиальные неточности.
1. Во-первых, eye—tracking – это всего лишь способ узнать, куда смотрит респондент. Поэтому, данная техника предназначена для решения задач вспомогательного, а не основного характера, и самостоятельно она используется крайне редко. Мы можем узнать, на какие детали обращает внимание респондент, но не ответим на вопрос – какие эмоции он при этом испытывает. Для этого придется обращаться к комплексным методикам.
2. Десятилетний опыт использования eye—tracking в Европе показывает, что первые 10 минут респондент действительно испытывает дискомфорт во время тестирования. Вызывают его оба вида оборудования, и статическое, и динамическое. Невозможно создать респонденту «природные» условия, приглашая «принять участие в маркетинговом исследовании» (это, кстати, касается и фокус-групп, и холл-тестов и пр.).
3. И последнее, результаты, полученные в ходе тестирования, по прежнему интерпретируются живыми специалистами. Даже такая высокотехнологичная инновация, оказавшись в руках непрофессионального исследователя, может дать совершенно бессмысленный результат.
Наталия РОМАНЕНКО, директор по развитию бизнеса IFAK Ukraine