08 Апр 2008, 09:41

Расширить профессиональный кругозор

Качество подготовки маркетологов вузами не всегда удовлетворяет компании. Куда более профессиональными считаются выпускники программ, предложенных ведущими отечественными бизнес-школами и западными образовательными центрами. Чем именно завоевывают работодателей и как помогают в работе дипломы CIM и прочие, интересовался MMR

Расширить профессиональный кругозор

Качество подготовки маркетологов вузами не всегда удовлетворяет компании. Куда более профессиональными считаются выпускники программ, предложенных ведущими отечественными бизнес-школами и западными образовательными центрами. Чем именно завоевывают работодателей и как помогают в работе дипломы CIM и прочие, интересовался MMR. Усиление конкуренции на рынке, усложнение маркетинговых задач, стоящих перед бизнесом, порождают острую нехватку квалифицированных маркетинговых специалистов. Зачастую неадаптированная к практике программа вузов не позволяет их выпускникам сразу же, без раскачки включаться в рабочий процесс, с ходу понимать суть и направления маркетинговой деятельности. Этот факт вынуждает ряд ведущих отечественных работодателей заняться обучением и повышением квалификации собственных маркетологов. Прежде всего речь идет о транснациональных корпорациях, в которых существуют свои внутренние системы обучения персонала. Так, например, внутри компании Kraft Foods существует Marketing Leadership Academy, которая обеспечивает маркетологов компании во всем мире многоуровневыми тренингами по маркетинговым коммуникациям, разработке новых продуктов, маркетинговым исследованиям. Однако очевидно, что международных компаний в Украине недостаточно для того, чтобы все маркетологи прошли в них обучение или стажировку. Решить проблему повышения маркетинговой квалификации менеджеров взялись ведущие отечественные бизнес-школы и другие образовательные организации, предложив среднесрочные программы (более 6 месяцев) подготовки маркетинговых специалистов. Эти программы условно можно разделить на две группы. Первая группа — это так называемые программы управленческого развития, которые предлагаются Киево-Могилянской Бизнес-Школой (kmbs, программа «Управление маркетингом»), и Международным Институтом Менеджмента («МИМ-Киев», программа «PMD Маркетинг»). Вторая — программы сертификации зарубежных маркетингових ассоциаций. На данный момент в Украине представлены три такие программы. Наиболее известная, к тому же уже представленная в Украине более 10 лет, — британская программа CIM (Chartered Institute of Marketing). Аккредитационным центром данной программы в Украине является Международный Институт Бизнеса (МИБ). Две другие программы присутствуют на украинском рынке с 2006 года. Нидерландскую программу NIMA (Netherlands Institute of Marketing) представляет в Украине Европейский Центр Развития Компетенций (ЕССD). Также присутствует в Украине программа Финской ассоциации маркетинга (IME), которую представляет Региональный Центр RC Kiev. Заморское vs наше Программы управленческого развития — это отечественные образовательные продукты, которые разработаны бизнес-школами с максимальным учетом украинской специфики. Алексей Виноградов, директор программ «МИМ-Киев», говорит, что ориентация на украинские реалии в маркетинге является конкурентным преимуществом программы «PMD Маркетинг» по сравнению с западными программами спецификации. «МИМ-Киев» готовит специалистов для Украины, а не для Запада. В то же время на программах управленческого развития отечественные бизнес-школы стремятся укрепить свои локальные бренды, передавая своим студентам последние мировые тренды и знания. Так, kmbs приглашает иностранных гостей, таких как Филипп Котлер, Джо Понс, Ицхак Адизес. «МИМ-Киев» использует при обучении студентов программы «PMD Маркетинг» бизнес-симуляцию Markstrat ® — деловую компьютерную игру, разработанную французской бизнес-школой INSEAD. Программы же сертификации делают акцент на универсальности международного опыта, системности знаний, своей известности и признанности в мире. Полученное преимущество емко охарактеризовала бренд-менеджер компании «Кока-Кола» Татьяна Крупенко, выпускница программы CIM: обучение по программе стало некой матрицей, в которую «вписались» как новые знания, так и уже имеющиеся. Еще одно важное преимущество таких программ, о котором заявляют их провайдеры, — это более высокие шансы для маркетолога найти работу за рубежом или в зарубежной компании. В частности, руководитель Департамента академических программ МИБ Ольга Карпова говорит, что если человек планирует развивать карьеру в маркетинге (в Украине или в Европе), он выберет программу CIM. Надо понимать, что CIM — это не только обучение и диплом, это возможность вхождения в международное профессиональное сообщество посредством членства, доступ к ресурсам, информации, доступ к международному рынку труда, к постоянному усовершенствованию, участию в различных мероприятиях. Ольга Колядина, директор по развитию бизнеса ECCD, добавляет, что международные дипломы становятся все более ценными, так как на рынке Украины функционирует множество транснациональных компаний, менеджмент которых признает образование, соответствующее международным стандартам. Разделяют ее точку зрения и работодатели — сотрудники транснациональных компаний. Так, например, менеджер по развитию талантов табачной компании Japan Tobacco International (JTI) в Украине Екатерина Лапшинова констатирует: «У наших работников есть возможность карьерного роста не только в Украине, но и в других странах мира, где компания осуществляет свою деятельность. А для этого наличие диплома международного образца — один из важных факторов. Кроме опыта и способностей кандидата, наличие дипломов и сертификатов международного образца позволяет нам предполагать, что кандидат владеет знаниями, необходимыми для работы в международной компании с международными брендами». В том числе поэтому с этого года компания JTI начала за свой счет обучать определенное количество своих маркетологов по программе CIM. Наше только для наших? Означает ли это, что в международные компании для кандидатов с отечественным профессиональным образованием путь заказан? Конечно, нет. Если зайти на сайты отечественных бизнес-школ в раздел «Выпускники», то среди названий компаний, в которых работают выпускники таких программ, — значительное количество, если не большинство — иностранные, что свидетельствует о востребованности таких кандидатов в иностранных компаниях. Елена Куниченко, выпускница программы «PMD Маркетинг», ныне бренд-менеджер венгерской компании Beres, говорит, что опыт учебы на отечественной программе дал ей способность говорить на одном международном бизнес-языке с руководством иностранной компании. Елена также отмечает, что становятся более ясными цели, которые ставит руководство, и многие бизнес-процессы в компании, начиная от производства и заканчивая ценообразованием. Наталья Сухина, специалист по маркетингу компании JTI, также закончила программу «PMD Маркетинг» в «МИМ-Киев». Она убеждена, что лет через пять подобные сертификации будут считать обязательными при приеме на работу, потому затраты на обучение можно считать элементарными карьерными инвестициями. В свою очередь, западные программы сертификации стремятся адаптировать свои программы под нужды украинского рынка. Это в большей степени относится к программам, которые недавно вышли на украинский рынок — нидерландской NIMA и финской IME. Так, обе программы, в отличие от британской CIM, которая преподается исключительно на английском, предлагают обучения русском языке. Русский язык убирает серьезный барьер для многих менеджеров, прежде всего, из отечественных компаний при получении сертификации. По словам Ольги Колядиной, в процессе обучения по программе NIMA проводится бизнес-симуляция для студентов, а в конце обучения участники программы обязаны защитить индивидуальную работу, написанную, как правило, о компании, в которой работает участник программы. Необязательная необходимость Общеизвестно, что каждая компания стремится повысить свою конкурентоспособность на рынке, в том числе и за счет привлечения и удержания как можно большего количества профессиональных специалистов. Быть привлекательным брендом на рынке труда — тоже одна из задач компаний. В то же время работодатели и рекрутеры единодушны в своей оценке степени влияния наличия сертификата/или допобразования на положительное решение о найме кандидата на работу. Если коротко, их мнение можно сформулировать так: дополнительное образование или сертификация — это преимущество, но одного его явно недостаточно. По словам Ирины Бельтюковой, старшего консультанта из рекрутинговой компании WorldStaff, среди клиентов-работодателей вопрос о наличии сертификата никогда не стоял остро и критично. Единственное, что иногда отмечалось, — прохождение сертификации CIM будет дополнительным плюсом для кандидатов. Менеджер рекрутинговой компании Hudson Алексей Долгих определяет ценность специалиста на рынке в процентах: 40% — зависит от школы (опыт работы в структурированной международной компании), 40% — составляют достигнутые результаты (участие в успешных и/или громких проектах, запусках), и 20% — «теоретическая база» (маркетинговое образование, сертификаты, профессиональные тренинги). Это мнение разделяют и работодатели. Как отмечает Александра Костюк, менеджер по внутренним тренингам компании «Kрафт Фудз Украина», какое-либо профессиональное образование или сертификация не обязательны для маркетологов компании. Но в то же время наличие международного сертификата является для компании однозначно позитивным моментом. За ним может стоять как просто лучшее знание маркетинга, так и стремление кандидата быть во всеоружии для получения желаемой работы и ее дальнейшего качественного выполнения. Генри Тетерин, начальник отдела маркетинговых коммуникаций life:), говорит о том, что при приеме на работу новых сотрудников руководствуется постулатом Skills you can teach, attitude — never, т. е. важны, прежде всего, личностные качества кандидата, его отношение к бизнесу. По образному сравнению Генри Тетерина, сертификат в этом случае — не доказательство любви, каковым часто не является и свидетельство о браке. В то же время на рынке уже наблюдается тенденция, что для компаний, работающих в сфере профессиональных услуг, и для которых крайне важен высокий профессионализм сотрудников, значение наличия у них дополнительного образования и/или сертификатов гораздо выше, чем у других компаний. Анжела Семакова, директор департамента по управлению персоналом группы маркетинговых коммуникаций «АДВ Украина», говорит, что наличие профессионального образования или сертификации приветствуется для менеджеров среднего звена, а если речь идет о топ-менеджменте холдинга, то это просто обязательно. Как правило, все директора агентств Группы, помимо второго высшего маркетингового образования, прошли обучение по программе MBA или получили профильные сертификации. Для более эффективного профессионального развития своих менеджеров коммуникационный холдинг Media Arts Group Ukraine пошел путем организации совместно с kmbs внутрикорпоративной маркетинговой программы, «заточенной» под бизнес рекламного агентства. Содержание данной программы включает как предметы в области маркетинга, так и предметы, необходимые в работе сотрудникам рекламных агентств, таких как «управление проектами», «коммуникации и презентации» и т. д. Ложка дегтя В то же время работодатели предъявляют довольно большое количество претензий в адрес существующих программ. Елена Кропивянская, директор по персоналу и развитию организации компании «Киевстар», отмечает, что очень часто в подобных программах не хватает кейсов, привязанных к реалиям рынка. Александра Костюк из «Крафт Фудз» указывает на более широкую проблему: программы страдают от нехватки высококвалифицированных преподавателей, которые бы не просто излагали теорию, а подкрепляли примерами из собственной практики и интерпретировали, исходя из реалий современного бизнеса. Отчасти эту проблему признают и сами представители образовательных организаций. По мнению Алексея Виноградова, недостаток адекватных академических кадров является ограничивающим фактором для развития программ в целом. Основным же недостатком подобных программ также считается ограниченность «проблемного поля», когда одна программа не может в одинаковой степени глубоко охватить весь спектр вопросов, возникающих в практической деятельности маркетолога. Такая проблема может быть решена благодаря разным форматам образования, которые присутствуют на рынке и могут удовлетворить потребности специалистов в профессиональных знаниях. Светлана Лукасевич, из kmbs отмечает, что у каждого потенциального участника программ есть свои цели и ожидания от программы. Очень часто они разнятся кардинально. Поэтому Светлана рекомендует сопоставлять участнику сильные стороны той или иной программы с его личной целью обучения на такой программе. Decision criteria Работодатель покупает не сам диплом или сертификат, а способность кандидата к профессиональному развитию, как реализованную, так и потенциальную. Необходимость профессионального развития сотрудников уже не подвергается сомнению. А реализована она может быть на данный момент в Украине как посредством обучения по программам сертификации и/или программам управленческого развития, так и благодаря внутрикорпоративному обучению. Каждый специалист, заинтересованный в своем профессиональном развитии, может выбирать, что для него в его ситуации подходит оптимальным образом. Чем же руководствоваться при выборе рассматриваемых программ маркетологу? Безотносительно типов программ, можно дать такой совет потенциальным студентам: обращайте внимание на качество программ. Опрашивайте своих друзей, коллег, партнеров по бизнесу, знакомых, которые закончили или учатся по программам. Такие рекомендации хорошо дополнят информацию, полученную непосредственно у провайдера программы (в бизнес-школе или образовательном центре) на презентации. Все опрошенные нами выпускники программ отметили полезность таких рекомендаций при принятии ими решения, по какой программе они будут учиться. Еще стоит обратить внимание на важный аспект, который относится, скорее, к самому принятию решения об учебе. Будьте готовы к тому, что количества аудиторных часов на любой существующей программе (и на отечественной, и западной) по определению не будет достаточно для эффективного обучения. Об этом говорят и сами представители программ. Нужно четко осознавать, что формат такого обучения предполагает: значительную часть времени студент должен посвящать самоподготовке, что, в свою очередь, требует от студентов жесткой самодисциплины и тайм-менеджмента. Ответы многих выпускников программ относительно того, как эффективно организовать обучение по программе, можно емко сформулировать следующим образом: «нужно вкалывать». С другой стороны, само совмещение участником своего профессионального образования и работы является очень хорошим вызовом для вас как для менеджера, который решает таким образом типичную менеджерскую задачу: в условиях ограниченности ресурса (времени) добиваться эффективных результатов (как в учебе, так и в работе) одновременно. Поверьте, работодатели это оценят. Основные среднесрочные программы управленческого развития / программы сертификации для маркетологов в Украине Источник: открытые данные Мы спросили представителей программ Как будет развиваться рынок профессионального маркетингового образования? Ольга Колядина, директор по развитию бизнеса ECCD Главная тенденция — это формирование рынка профессионального бизнес-образования в Украине, отделение его от других форм долгосрочного или краткосрочного обучения и более того, динамический рост данного сегмента. Специалисты все больше стремятся получать профильное специализированное образование (участвовать в квалификационных программах), отдавая им предпочтение перед программами MBA и краткосрочными тренингами. Алексей Виноградов, директор программ «МИМ-Киев» Развитие корпоративного образования (корпоративных университетов) у ведущих компаний в Украине (прежде всего — западных). В ближайшее время возможна экспансия российских бизнес-школ и тренинговых компаний. Но вряд ли это приведет к серьезному переделу рынка, т. к. в настоящее время, на мой взгляд, он находится на стадии, далекой от насыщения. Светлана Лукасевич, директор программ управленческого развития kmbs В Украине есть много менеджеров по маркетингу, которые ищут пути для своего профессионального развития. Именно поэтому рынок профессионального обучения в Украине будет расти при условии, что такие программы будут соответствовать мировым стандартам бизнес-образования. Понимая такую тенденцию, kmbs с осени начинает первую англоязычную программу по маркетингу, которая ставит себе целью привнести новые знания в Украину, и кроме этого, предоставляет возможность участникам получить международный сертифицированный диплом. Ольга Карпова, директор департамента академических программ МИБ Сертификация специалистов является важным элементом развития рынка труда. Он находится в стадии развития, и я полагаю, что в будущем все большее количество компаний будет испытывать потребность именно в таких специалистах и указывать специальные требования к профилю должности. А это значит, что сертификационные программы — продукт международных профессиональных сообществ, подтверждающих квалификацию специалистов, будут развиваться в Украине. Мы спросили выпускников профессиональных маркетинговых программ Что вас подвигло на получение диплома? Как его получение сказалось на вашей работе? Светлана Шинкаренко, директор рекламного агентства Adventa Lowe, выпускница программы CIM До учебы по программе CIM у меня уже был достаточный опыт в маркетинге. Эта программа помогла мне структурировать свои знания, а также дала дополнительный опыт, так как в СИМ приводится очень много конкретных кейсов и реальных примеров из разных отраслей. Знания по маркетингу, полученные при обучении по программе, очень помогают мне сегодня лучше понимать задачи клиентов, их бизнес-цели, совместно строить сильные и конкурентные бренды, грамотно продвигать их на рынке. Могу с полной уверенностью сказать, что полученные в CIM знания и навыки — это стоящее капиталовложение. Татьяна Бенко, исполнительный директор юридической фирмы Asters (ранее известной как «Шевченко, Дидковский и партнеры»), выпускница программы kmbs и участница программы CIM PDD Практический опыт и понимание рынка — это немаловажная составляющая успеха маркетолога, но образ полноценного специалиста остается незавершенным без получения и постоянного повышения профессиональной квалификации. Маркетинговая программа kmbs дала мне идеальное сочетание общего теоретического обзора из уст признанных в Украине специалистов-практиков с акцентом на практическое применение полученных знаний уже в стенах аудитории в виде обсуждения бизнес-кейсов, работы в мини-группах и презентации командных проектов. Алена Ницко, начальник отдела маркетинга телеканала «1+1», участница программы NIMA B Базовое экономическое образование я получала в советское время, когда слово «маркетинг» было инородным и непонятным. Имея большой практический опыт, чувствовала нехватку именно специальных знаний в области маркетинга. Была необходимость структурировать свои наработки. Учеба на программе NIMA помогла мне по-новому взглянуть на телевизионный рынок, оценить конкурентов, проанализировать ситуацию. А диплом, который я готовила, подтолкнул меня на поиск огромного массива информации, которая позволяет дать оценку многим процессам, происходящим в рекламном и телевизионном бизнесе. Сергей Похилько, генеральный директор агентства событийного маркетинга Priz-MA Ukraine, выпускник программы CIM Я работал в маркетинговых службах на стороне клиентов, и у меня возникала необходимость углубить профессиональные знания, узнать больше о практическом опыте ведущих менеджеров страны. Кроме этого, такие программы очень полезны для networking. Программа CIM помогла улучшить понимание всех бизнес-процессов в компании. Учеба также дала возможность глубже осознать существующие проблемы между клиентом и агентством, и понять, каким образом можно такие проблемы решать конструктивно.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео