05 Июн 2019, 15:00

Простота не грех, когда она эссенциализм: базовые принципы продукта от Дмитрия Дубилета

Key points доклада Дмитрия Дубилета, Cofounder Monobank, на Бизнес Концентрате 4.0

1 июня состоялся Бизнес Концентрат 4.0, бизнес-ивент, собравший более 8500 предпринимателей. Делимся инсайтами доклада Дмитрия Дубилета, Cofounder Monobank, который рассказал об универсальных принципах управления проектами, трех ролях, которыми должен владеть владелец бизнеса, и поделился базовыми принципами любого продукта.

Ранее мы публиковали key points доклада Александра Конотопского, CEO Ajax.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

На основании своего опыта мы вывели несколько универсальных принципов, как правильно управлять проектами, который будет полезен не только крупному бизнесу, но и SMB: 

Представьте, что перед вами слон, и ваша первая задача — разделить слона на зоны, неважно, по какому принципу, — главное, чтоб эти зоны по возможности не пересекались между собой. 

Следующий шаг — у каждой зоны должен быть свой ответственный. Звучит элементарно, но я часто вижу, как даже большие бизнесы не следуют этим принципам. 

Третий ключевой элемент — после того, как вы все разделили на зоны, и назначили project-менеджера на каждую, вам нужно с каждым из них назначить регулярное совещание. Не встреча в коридоре, не разовое совещание для всех, а зайти в календарь и запланировать регулярные совещания. Каждое совещание должно иметь постоянные элементы: to do list / dashboard. Система регулярных совещаний творит чудеса.

Когда создавали Monobank, у нас был целый ряд базовых принципов, которым мы следовали:

Простота. Парадоксально, но простота — это очень сложно. Нет ничего проще, чем сделать сложный продукт. У одного из наших колллег висела в кабинете табличка с надписью «ромбик — это зло», как фигура в алгоритмическом языке, когда клиенту нужно выбирать, пойти налево или направо. Чем меньше вы даете выбора клиенту, чем меньше вы даете настроек и функций, тем больше выигрывает ваш бизнес. 

Если имели удовольствие открывать счета в некоторых банках, вы, наверное, помните, что для его открытия иногда требуется по 40 подписей. На самом деле, 40 подписей — это сложно, но банкирам гораздо легче сделать документ на 40 подписей, чем одну идентификационную анкету с одной подписью. Простота — тот ключевой принцип, который важно соблюдать, независимо от того, в какой области находится ваш бизнес. Изначально одним из наших ключевых принципов нашего продукта — «один клиент — одна карта». Но с течением времени продукт, хочешь не хочешь, усложняется. Вот и нам недавно пришлось ввести новые карты — появились валютные карты, скоро появятся дебетовые. С одной стороны, нужно постоянно развиваться, вводить новые фичи, а с другой — ты понимаешь, что можешь усложнить свой продукт настолько, что он уже не будет выделяться своей кричащей простотой, благодаря которой мы, собственно, и получили первый миллион клиентов. Также, если ваш продукт будет простым, вам будет гораздо легче обучать сотрудников, тех, кто взаимодействует непосредственно с клиентами. 

MVP (minimum viable product / минимально жизнеспособный продукт)

Если бы у меня была возможность обратиться к себе пятнадцатилетней давности, когда я был молодым предпринимателем, сказал бы две вещи: не пользуйся так обильно гелем для волос и рассказал бы о концепции MVP. Ключевая задача — в том, чтобы выпустить наш продукт как можно раньше. Когда запускаешь продукт, постоянно возникает ощущение, что осталось его совсем немного «допилить», и в итоге тратишь кучу денег, энергии, времени, запускаешь свой продукт, и уже на следующий день понимаешь, что клиенты ожидали совершенно не то, или они пользуются твоим продуктом совершенно не так, как ты предполагал. Ты понимаешь, что потратил время зря. Это палка о двух концах. Конечно же, нельзя запускать полуфабрикат. Конечно, у вас есть только один шанс понравиться клиентам. Тем не менее, эта концепция MVP безумно важна, как один из способов выходить на рынок как можно раньше.

Бета

Это тот термин, который вошел в обиход из IT-сервисов. Это принцип, который я рекомендую всем, независимо от того, каким бизнесом вы занимаетесь. Когда мы запускали Monobank, очень хорошо помню те несколько дней, которые предшествовали первому клиенту. Мы тогда паниковали, насколько сырой наш продукт, каждый день находили баги. Нас посетила идея в последний момент запуститься через бета-пользователей. И это оказалось, возможно, самым крутым решением, которое мы только принимали в нашем банке. Это были пользователи, которые были готовы терпеть наши баги. Мы каждый день получали суперинтенсивные фидбеки и в течении месяца смогли выйти из беты. Сейчас, когда наш продукт уже давно избавился от значка beta, мы продолжаем активно общаться с нашими бета-клиентами, потому что они продолжают чувствовать себя сопричастными к нашему продукту не только со стороны клиентов, но и создателей. Наши бета-пользователи, которых сейчас более 10 тыс. в стране, — наверное, наше самое большое достижение.

 Слой юмора

Нужно сделать шаг назад и задуматься о том, как добавить в ваш продукт щепотку юмора. Существует очень мало бизнесов, в которых юмор был бы неуместен. В 99% случаев бизнесу юмор помогает, он создает ту самую непринужденную правильную атмосферу, которую вы хотите получить с вашим клиентом. Одно из решений в Monobank, которое у нас получилось случайно — когда думали, как украсить нашу карту, мы в последний момент решили добавить туда стикеры. Так родился наш персонаж QR-кот, или Монокот, как его называют клиенты. В каждую карту мы вкладываем смешные стикеры, и это стало хитом среди клиентов. На то количество постов в социальных сетях, которое мы получаем благодаря этому коту, сложно поставить ценник. Клиент обязательно оценит ваш юмор.

Есть пять-семь книг, которые повлияли на меня.  Книгу Грега МакКеона «Эссенциализм» я рекомендую больше всего — она мой лидер по ответам на вопросы, касающихся личной эффективности. В этой книге высказывается очень простая мысль, которую вы раз 300 уже слышали: вам нужно научиться как можно чаще говорить «нет» в жизни. Говорить «нет» друзьям, родственникам, вечеринкам, новым бизнесам, новым возможностям. Чем чаще вы говорите «нет», тем больше времени у вас остается на самое главное. Тогда вы можете сконцентрироваться на том, что действительно важно. 

Считаю, что любой владелец бизнес должен быть в трех ролях, помимо общего менеджмента.

Во-первых, быть айтишником. Сложно сейчас представить бизнес, в котором IT не имеет значения. Успешному бизнесмену обязательно нужно владеть азами IT. 

Во-вторых, вы должны быть маркетологом-продажником, должны уметь продавать ваш продукт — это то, что невозможно аутсорсить. 

В-третьих, вы должны быть копирайтером. Все тексты, которые выходят в рамках Monobank, я лично вычитываю, проверяю каждую запятую. Один и тот же кейс можно описать абсолютно разными словами. Для того, чтобы быть хорошим копирайтером, важно читать книги. По-другому никак. 

Я являюсь большим апологетом Excel. Во-первых, здесь вы можете структурировать информацию о вашем бизнесе. Во-вторых — это математика. Я не видел ни одного случая, когда Excel не пригодился бы бизнесу. В-третьих, Excel дает вам возможность программировать.

Программа, которая экономит мое время: TextExpander.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео