Играй красиво: правила конкурентных коллабораций
13 Июн 2017, 07:59

Играй красиво: правила конкурентных коллабораций

Менеджер по внешним коммуникациям «САН Инбев Украина» Людмила Нестеренко о партнерстве с конкурентами и принципе win-win

На прошлой неделе стартовал прогрессивный бизнес-лекторий CrossVision Lab, организаторами которого выступили МС «Добробут» и медиакомпания Ekonоmika+. Он предполагает 3 серии встреч-дискуссий с самыми прогрессивными личностями бизнеса-2020 и эффективный нетворкинг экспертов из разных отраслей. В рамках первой встречи Людмила Нестеренко, менеджер по внешним коммуникациям «САН Инбев Украина», рассказала о правилах конкурентных содружеств на рынке пива и поделилась чеклистом успешной коллаборации компаний-конкурентов ради благих целей. 

Ранее маркетинг-директор МС «Добробут» Ольга Лыпко рассказала о радостях и сложностях бизнеса частной медицины и как купировать репутационные риски.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Как показывает отчет «Connecting Companies: Strategic partnerships for the digital age», проведенный The Economist в 2015 году, где были опрошены более 1000 корпоративных лидеров — 44% участников отмечают, что «компании, которые действуют в одиночку, ушли в прошлое. Это указывает на то, что современной бизнес-моделью станет командная игра». А 6 из 10 респондентов ожидают, что партнерство увеличит их прибыль. 

Нужно отметить, что этот не новый тренд, — сейчас постоянно возникают бизнесы, которые построены на принципах партнерства и «экономики совместного потребления» — AirBnB, Uber. Постепенно этот тренд добрался до корпоративного мира и набирает обороты. 

Мы давно пришли к понимаю, что партнерство дает возможность действовать более эффективно. Мы объединяемся не только с коллегами по отрасли, но и компаниями, с которыми у нас одинаковые цели. 

Есть несколько ситуаций, в которых наличие союзников крайне эффективно. 

Во-первых, это различные отраслевые инициативы, в том числе регуляторные.
Хотя такой термин, как «пивное лобби», скорее, из области мифов, таких же, как «пивной алкоголизм», но для того нам и нужно партнерство, чтобы работать с такими мифами.
Вторая — это некоммерческое социальное партнерство. Там, где мы действуем сплоченно с коллегами по отрасли, — это работа с ответственным потреблением алкоголя, в особенности среди подростков. Одна из самых серьезных проблем — это доступность алкоголя в торговой сети, я имею в виду небольшие киоски, так как количество таких точек просто огромное, и эффективный контроль за продавцами осуществлять сложно. 

Ежегодно мы проводим «День ответственного потребления пива» — для нас это прекрасная возможность донести нашу позицию до продавцов торговых точек и взрослых покупателей. Продавать пиво несовершеннолетним нельзя — это противозаконно и безответственно. Все крупнейшие украинские пивовары присоединились к Меморандуму и участвуют в этой инициативе. Мы верим, что благодаря нашим совместным действиям поможем формированию культуры ответственного потребления, а также соблюдению законодательства среди продавцов. 

Кроме этого, к нам в этой инициативе присоединились и планируют еще присоединяться украинские и международные торговые сети.

Еще, к примеру, мы запускаем образовательный проект о раздельном сборе и сортировке мусора. Это не новая инициатива, но мы хотим дать ей более сильный информационный толчок. Многие международные компании давно занимаются этим вопросом в Украине и выступают за внедрение концепции ответственности производителя, которая предполагает контроль за продуктом на протяжении всего жизненного цикла, включая и его конечную утилизацию.

Сейчас мы делаем ставку на образовательную составляющую, но это многоступенчатый проект, который может продолжаться и расширяться, все зависит от возможностей участников. Мы уже видим, насколько компании заинтересованы, конечно, в первую очередь международные, но есть интерес и от украинского бизнеса. 

Каким образом мы находим партнеров?

Во-первых, мы ищем компании, которые могут делать то, чего не можем делать мы. Во-вторых, у нас должно быть общее видение и ценности, более того, это должна быть общая корпоративная культура. 

Как мы работаем с партнерами?

Мы договариваемся о том, как действуем, подписываем меморандум либо другой юридический документ, на котором компания ставит свою подпись и печать. Разумеется, это акт доброй воли, договор о намерениях, в первую очередь.

Что нужно делать компаниям-конкурентам для успешной кооперации и чего нельзя делать?

Здесь предлагаю сразу же исключить коммерческое сотрудничество. Если мы говорим о некоммерческом партнерстве, ради индустриальных, имиджевых, или любых других целей, которые можно усилить таким союзом, важно учесть несколько моментов: 

1. Очень хорошо, когда в разработку стратегии и стартовые встречи вовлечен старший менеджмент. Такой подход позволяет сразу проговорить все кризисные моменты и задать правильный вектор в стратегии, не тратя время на повторные согласования и встречи. 

2. Важно определить роль каждого партнера в таком союзе — вы лидер, последователь или у вас собственная экосистема, но по каким-то пунктам вы пересекаетесь и можете поддержать инициативу. 

3. Ваши ожидания должны быть разумны и выполнимы всеми членами такого партнерства. 

4. Признавайте свои ошибки и учитесь на негативных уроках друг друга.

5. Принимайте меры предосторожности — такое сотрудничество должно быть зафиксировано в документе, условия которого каждый игрок будет выполнять. Но опять же все на совести компании, гарантию в 100% никто не даст.

Расскажите друзьям про новость