Попасть в девяточку: как с помощью сегментации увеличить конверсию на 473%
29 Авг 2017, 10:19

Попасть в девяточку: как с помощью сегментации увеличить конверсию на 473%

Об опыте ПриватБанка рассказывает Николай Щербина, руководитель направлений маркетинга и менеджмента

Надо. Перестать. Себе. Врать. Такой вывод я сделал, работая с дашбордом нашей CRM-системы около года назад. Банк получает десятки тысяч дополнительных продаж в месяц благодаря рассылкам в дистанционных каналах: email, SMS, сообщениях в Приват24 и т.д. Но несмотря на невероятное количество продаж, 96% наших предложений не вызывают интереса у клиентов. Единственная возможность исправить эту ситуацию — еще до отправки сообщения попытаться предсказать, что нужно клиенту, и как это ему предложить наиболее эффективно.

Николай Щербина
Директор по стратегии и развитию ООО «Terwin Group» (сети VARUS, EVA и др.)

Покажи мне свои данные, и я скажу, кто ты

Хорошо, что все необходимое есть у банка в наличии. Во-первых, это данные. Большие данные. Мы храним до 2 тысяч параметров по каждому из 20,5 млн клиентов: начиная от стандартных анкетных данных (год рождения, адрес, телефон и т.д.) и заканчивая версией браузера операционной системы в телефоне или, например, количеством визитов за границу.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Во-вторых, банк уже несколько лет активно занимается развитием компетенций Data Science, в частности, использованием машинного обучения для расчета вероятностей в различных бизнес-процессах (например, при расчете кредитного лимита). Поэтому главную ставку мы сделали на построение моделей лидскоринга.

Как это работает?

Допустим: у нас есть миллион клиентов, у которых нет страховки, а мы очень хотим, чтобы она у них появилась. Тогда мы берем 1% от имеющейся у нас базы и запускаем на них соответствующее рекламное сообщение. Кто-то из этих клиентов соглашается, а кто-то нет. Полученные результаты мы «скармливаем» алгоритму машинного обучения, который определяет, что общего у тех, кто выполнил целевое действие, и у тех, кто не выполнил. В результате мы получаем математическую модель, которая позволяет предсказать реакцию любого клиента банка на это сообщение. Теперь нам достаточно прогнать через эту модель оставшиеся 99% базы и отобрать тех клиентов, вероятность выполнения целевого действия у которых максимальна.

В среднем, использование скоринговых моделей, повышает конверсию в 5-7 раз, но в некоторых случаях рост может составлять и невероятные 15-20%! Например, в начале года, стремясь остановить колоссальные оттоки депозитов, мы построили скоринговую модель, которая предсказывала, кому из клиентов нужно звонить с предложением вернуть вклад в банк, а на кого этот звонок не окажет никакого влияния. По сравнению с обычным «веерным» обзвоном мы получили рост конверсии с 0,5% до 7,8%, т.е. почти в 16 раз!

Не что, а как

Но, к сожалению, скоринг не дает ответы на все вопросы. Ведь даже зная, что и кому предложить, крайне важно то, как именно мы сделаем наше предложение.

Недавно мой знакомый опубликовал в Facebook скрин с непрочитанными входящими сообщениями от одного известного интернет-магазина. В течение года они отправляли ему email с одной и той же темой, которая касалась скидок. Но скидки не являются решающей мотивацией для моего знакомого, поэтому ни одно он не открыл.

Возьмем наш самый популярный банковский продукт — карту «Универсальная». У карты очень много замечательных свойств, но только одно из них является для каждого из нас решающим. Для техногика важен доступ к интернет-банку Приват24 и бесконтактной оплате. Для человека, живущего от зарплаты до зарплаты — возможность пользоваться бесплатно кредитным лимитом до 55 дней. Для модницы — выпуск карты с индивидуальным дизайном и т.д.

Мы можем использовать машинное обучение, сплит-тестирование, нейрокопирайтинг и т.д., но если в теме email или в первом абзаце вашего рекламного предложения мы не задели одну из ключевых мотиваций клиента — он просто не станет читать дальше.

9 реальных психотипов клиентов

Как понять, какая мотивация будет решающей для каждого конкретного клиента, особенно учитывая, что у нас их больше 20,5 миллионов человек?

И тогда я вспомнил, что когда-то читал у Ф. Котлера о модели сегментации клиентов, построенной на ценностях и стиле жизни (VALS). Ее разработали в 70-х годах в США, чтобы предлагать новые продукты для рынка с учетом того, чего хочет каждый из этих сегментов.

На ее основе и с учетом огромного массива данных мы разработали собственную модель, которую назвали «iСегментация». На первом этапе создания модели нам очень помог консультант по маркетингу Андрей Прудиус, и в итоге мы выделили 9 сегментов, краткое описание которых представлено в таблице.

Психотип

Описание типа

Ценность

Звезды

Следят за модными тенденциями, много тратят на брендовую одежду и любят
посещать мероприятия, где можно похвастаться обновками.

Им сложно удержаться от импульсивных покупок, особенно если предложение
акционное или весьма выгодное, ну или просто такого платья еще нет ни у кого
из подруг, и оно так идеально подходит к недавно приобретенной сумке.

Уникальность товара или бренда, экономия денег (скидки, акции и бонусы)

Стиляги

Их выбор —
современность и инновационность. Лучшие изобретения, которые облегчают жизнь,
уже в их карманах, сумках, гаражах и домах. При выборе товара опираются
больше на характеристики товара, чем на отзывы и не боятся быть первым.

Риск в покупках? Он
оправдан, если главные характеристики товара — современный и инновационный

Инновационность

Мыслители

Мотивация — максимум надежности за оптимальную цену. Они не гонятся за
модой, придирчиво выбирают товары и редко меняют свои вкусы. К покупкам,
особенно крупным, подходят осторожно и с умом: потратят время на изучение
рынка, сравнение цен и чтение отзывов. Отдают предпочтение онлайн-магазинам
без назойливых продавцов и возможности спокойно выбрать товар.

Безопасность и стабильность, экономия

Хозяйственные

Дом —- это крепость.
Уют и безопасность — главные ценности. Поэтому деньги инвестируют в дом, а
больше всего тратят на семью и детей. Подходят к покупкам с умом и не
упускают возможность сэкономить. Чаще других посещают крупные супермаркеты и
мегасторы.

Безопасность и
семейные ценности

Усердные

Много и упорно работают, у них совсем нет времени на лишние хлопоты,
поэтому главная ценность — экономия времени и удобство. Тратят деньги на дом
и семью, а также вложения в профессиональное развитие и обучение.

Экономия времени

Успешные

Ценят комфорт и хороший
сервис. Их не заманишь рекламой или акциями. Эти люди точно знают, чего
хотят, и готовы потратиться на то, что будет соответствовать их желаниям на
200%. Весьма требовательны к качеству товара, репутации бренда и
обслуживанию.

Комфорт

Трудяги

Умеют считать деньги и знают, как получить хорошее качество за меньшую
цену. В покупках осторожны и придирчивы, не станут переплачивать за бренд и
не принимают решение о покупке на основании рекламы.

Экономия денег

Скептики

С подозрением
относятся ко всему новому и редко меняют привычки. Товары выбирают с хорошей
репутацией, простые и надежные. Отдают предпочтение отечественному
производителю.

Сопричасность и
понятность

Гедонисты

Ценят простоту и понятность. Их траты — то, на что раньше не хватало
времени: хобби, путешествия и общение с друзьями и родными. Инвестируют во
впечатления, а не в вещи. Готовы тратить деньги, но не готовы тратить время.
Поэтому их выбор — удобные, доступные сервисы.

Простота и понятность товара

 

Построив модель, мы начали тестирование. Для этого мы взяли существующую email-рассылку с темой письма «Ваша карта совершенно бесплатно!», и преобразовали его в соответствии с моделью сегментации. До сегментации это событие показывало конверсию (целевое действие — оформление карты) на уровне 0,53%. После сегментации мы получили результаты, которые удивили даже нас. 

Название сегмента

Тема email

Полученная конверсия,%

Прирост к базовой конверсии, %

Трудяги

До 50 000 гривен

в Вашем распоряжении

бесплатно на 55 дней

0,63

+18

Гедонисты

5 услуг в одной
международной карте. Бесплатно и с доставкой

на дом.

0,7

+32

Хозяйственные

Время для себя и для близких,

но только не для банковских операций.

0,8

+51

Успешные

Карта работает тогда,
когда Вам это нужно, даже в праздники

1,2

+126

Усердные

Эта карта позволяет экономить минимум 1 час каждый день

1,24

+133

Мыслители

5 причин оформить эту
карту прямо сейчас, не выходя из дому

1,4

+164

Звезды

Главный тренд 2017 — карта с индивидуальным дизайном

1,62

+205

Стиляги

Доступ к 80 банковским
услугам в одном мобильном приложении

3,04

+473

 

От +18 до +473% в зависимости от сегмента! Признаюсь честно (теперь уже можно), до проведения эксперимента в глубине души я сомневался в эффективности метода. Уж очень теоретично все это выглядело. Но после нескольких похожих экспериментов я понял, что ВСЕ рекламные коммуникации банка теперь будут осуществляться только по этой технологии.

Что вы можете сделать на основании этой информации уже сегодня?

Моя рекомендация — разобраться в теме, начать усиленно собирать данные и пробовать строить свои собственные скоринговые модели. Это абсолютно реально, есть множество открытых библиотек машинного обучения и сервисов, которые позволяют не разрабатывать все с нуля, а использовать готовые решения. Я совру, если скажу, что это будет очень быстро и просто, но если вы не займетесь этим сегодня, то завтра может быть уже поздно. 

Дальше — посмотрите на стандартную модель VALS, поделите имеющуюся базу хотя бы на основании здравого смысла на указанные сегменты и попробуйте следующую рассылку адаптировать под ключевые ценности. Кстати, если вы пользователь мобильного приложения Приват24, вы можете отсканировать этот QR-код и узнать, к какому сегменту относит вас наша модель, а также получить шпаргалку по типам сегментов и основным мотивациям.

Расскажите друзьям про новость