Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть первая
20 Мар 2020, 10:00

Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть первая

7 вопросов к украинским бизнесам: robota.ua, «Планета кино», Domino's, SHATYRKO AGENCY

В условиях карантина украинские бизнесы оперативно отреагировали своей коммуникацией с клиентами в соцсетях. Мы увидели, как компании выделяют большие суммы на медицинское оборудование, открывают бесплатный доступ к онлайн-курсам, внедряют бесконтактную доставку и креативно призывают украинцев самоизолироваться. Происходит коммуникационный бум, что позитивно сказывается на имидже украинских бизнесов. А что в это время происходит внутри этих компаний? Почему одни бренды несут убытки, а другие — считают прибыль? MMR начинает серию публикаций, где задает представителям FMCG, HoReCa и ритейлу 7 важных вопросов.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов
Татьяна Пашкина
HR-эксперт rabota.ua

robota.ua

1. Какие негативные последствия карантина для бизнеса?

Общая нестабильность ситуации негативно влияет на рынок труда. Поскольку ни у кого нет 100% правильного прогноза, бизнесам очень сложно строить тактические и стратегические планы в отношении как основной продукции, так и собственного персонала. Понятно, что чем больше будет длиться карантин, тем большие убытки это повлечет. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

В настоящий момент сложнее всего приходится сферам туризма, гостеприимства, перевозкам, особенно пассажирским, и другим сервисным бизнесам. «Поставленный на паузу» бизнес неизбежно обрастает убытками, поэтому, в зависимости от ситуации и корпоративной культуры, персоналу предоставляется либо оплачиваемый, либо неоплачиваемый отпуска, а в особо критичных случаях возможны увольнения.

2. Какие позитивные последствия карантина для бизнеса?

Если говорить о вынужденном переформатировании рынка, пока больший спрос наблюдается на специалистов онлайн-бизнесов, на IT-профи, например, программистов, дизайнеров, тестировщиков и т.д. Полагаю, в связи с общим изменением логистики вырастет спрос на специалистов по доставке — водителей, курьеров, опосредованно — грузчиков-комплектовщиков. Есть все шансы вырасти у вакансий на фармпроизводства и производство средств защиты. Поскольку «в игре» остаются аптеки, продовольственные магазины и АЗС, их персонал тоже будет прирастать из-за роста нагрузки. 

Однако нынешний кризис имеет, как минимум, две конструктивные составляющие — он усилит онлайновость ведения бизнесов, что, возможно, поспособствует уменьшению дефицита персонала. И покажет слабые места ведения бизнеса — как в текущем исполнении бизнес-процессов, так и в реагировании на угрозы и вызовы.  

3. Как компаниям поступить с сотрудниками?

Мы хотели бы предостеречь от поспешных решений в отношении сокращения персонала. Предыдущие критические этапы развития рынков свидетельствуют о том, что непродуманные сокращения персонала приводят к долгосрочному ухудшению репутации компании и дальнейшим сложностям с последующим подбором персонала. Сейчас есть возможность неспешного пересмотра как в сторону уменьшения, так и в сторону реструктуризации, а иногда и подбора (естественно, в большей мере в режиме онлайн) сотрудников предприятия. И выработки программ реагирования на возможные изменения текущей ситуации. 

4. Какие каналы коммуникации с сотрудниками посоветуете задействовать во время карантина?

Помимо традиционных электронной почты и телефонов во всех их проявлениях — мессенджеры и чаты в соцсетях, сервисы видеосвязи. Например, Skype или Google Hangouts. Не забываем про CRM-системы для постановки и контроля выполнения задач. 

Важно, чтобы коммуникация была регулярной и не суматошной, чтобы сотрудники не получали противоречивую информацию и не чувствовали себя беспомощными и ненужными.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему? 

Мне нравится коммуникация от «Новой почты» слаженно, системно, много информации от первых лиц, она по делу, непротиворечивая. 

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Систематизировать текущую обстановку (но без фанатизма) — не ударяться в трудовой героизм, но и не устраивать себе санаторий. 

2. Разработать себе распорядок дня — четкий, но гибкий, чтобы не было «дня сурка». 

3. Создать приблизительный план «добрых дел» — что откладывалось на потом и чем можно с пользой заняться в освободившееся время. 

4. Наладить удаленные коммуникации так, чтоб быть в рабочей атмосфере и не чувствовать себя одиноко.

5. Сделать себе уютный уголок, куда можно скрываться от дискомфорта — подушка, книжка, пижамка, любимая чашка. Такое небольшое хюгге 🙂

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Карантин  это не только изоляция, но и шанс прочелленджить себя, открыть новые возможности и использовать инструменты. 

«ПЛАНЕТА КИНО»

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

У нас закрыты все 9 кинотеатров в 6 городах Украины. У нас 700 сотрудников, которым надо платить зарплату, чтобы они могли покупать себе еду и платить за жилье. При этом у нас есть другие затраты, от которых мы не может отказаться, есть задолженность за предыдущие периоды. Компания находится в очень плохом финансовом положении.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Я ощущаю огромную поддержку от наших клиентов. Очень круто понимать, что у нас такая классная аудитория, которая нас любит. Также последнее время очень активно упоминается бренд «Планеты Кино», растет знание бренда. Мы всегда до кризиса искали возможности для уменьшения наших затрат, и теперь появилась возможность еще более критично посмотреть на все наши расходы. 

Сейчас мы делаем максимальный акцент на продажи нашего попкорна Pumpidup. Его уже можно купить онлайн на Rozetka и сайте Novus. Также он продается в магазинах Metro, WineTime, Novus и киосках А8 на автобусных остановках.

Также хотим ускорить запуск онлайн-продаж наших подарочных сертификатов (мы ранее проводили пилот, но он не вызвал большого спроса, и мы свернули этот проект). 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

До апреля мы оформили простой предприятия и перевели сотрудников на 2/3 зарплаты. С апреля будем принимать другие решения.  

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Мы всегда очень активно коммуницируем с нашими клиентами. У нас больше 1 млн клиентов в CRM. Мы используем SalesForce Market Cloud для автоматизации коммуникаций. Мы общаемся через push-сообщения в нашем мобильном приложении, имейл-рассылки, Viber/sms. Также активно используем все соцсети, Telegram-бот. Для решения вопросов клиентов у нас активно работает контакт-центр через онлайн-чат на сайте, мессенджеры (Facebook, Telegram, Viber), на время карантина мы отключили звонки в контакт-центре, потому что операторы работают из дома. Также наши отдельные сотрудники активно делятся информацией на своих личных страницах в соцсетях.  

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Я заметил коммуникации «Новой Почты», они активно сообщают о том, как и где работают. Также я всегда слежу за коммуникациями Goodwine. Очень многие рестораторы сделали много публикаций о том, как они будут работать в карантин. 

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Успокоиться и смириться с ситуацией, от нас мало что зависит. Надо мыслить трезво, рационально, отключить эмоции.

2. Чтобы карантин быстрее закончился, всем бизнесам надо призвать всех своих клиентов и сотрудников максимально изолироваться, чтобы остановить распространение вируса. Чем жестче меры по изоляции мы все сейчас примем, тем быстрее закончится карантин, и бизнесы вернуться к нормальной работе. Сейчас мы видим в Украине такое маленькое количество случаев заражения только потому, что у нас мало тестов и они только недавно появились. На самом деле, по моему мнению, ситуация в Украине с количеством заражений сравнима с ситуацией в Испании.

3. Надо честно, открыто и активно общаться со своими сотрудниками, партнерами, поставщиками и клиентами. Надо делиться информацией, планами и решениями. Сейчас многим компаниям очень тяжело, и важно иметь больше информации. 

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Для меня очень неприятным моментом стало то, что люди не оценивают трезво ситуацию. Мы все плачем о закрытии бизнесов на карантин, но при этом многие люди не понимают важности самоизоляции. Также есть бизнесы, которые пытаются искать лазейки и продолжают работать, не понимая, что тем самым они же и удлиняют карантин, являясь местом для распространения вируса. 


Кстати, Дмитрий Деркач, совладелец «Планета кино», выступит 16 апреля на нашем онлайн VOPREKI PR марафоне, где расскажет о том, как они восхищают клиентов вопреки-коммуникациями, упоротым креативом и доставкой попкорна на дом. 


DOMINO’S

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

В первую очередь, закрытие залов пиццерий. Хоть и не основная, но ощутимая доля продаж была в зале, сейчас этот канал невозможен. 

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса? 

Ощутимый рост доставки, улучшение ряда операционных процессов, в первую очередь, с точки зрения развития безопасности продукта, запуск новых сервисов в доставке. 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

Офис работает удаленно, пиццерии работают в условиях повышенной безопасности и дезинфекции. 

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина? 

Стандартные: Worksection, почта, мессенджеры, Zoom. С клиентами общаемся через сайт, соцсети, YouTube, рассылки.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему? 

Domino’s на всех рынках, в Украине — «Новой почты»  (правильный социально и операционно) и интернет-магазина Kasta (правильная коммуникационная платформа).

7. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке? 

1. Сейчас отличное время для того, чтобы придумать готовый сервис или услугу. Не бойтесь, действуйте быстро. 

2. Подумайте о социальной составляющей бизнеса, сейчас время не просто зарабатывать, но подумать о людях, их семьях, обществе, помощи медицине и борьбе с вирусом в целом. 

3. Структурировать и четко соблюдать рабочее время в домашнем графике. Это сложно с учетом резкого изменения условий в стране и мире,  а также массе новых задач, но дистанционно работать нужно научиться, в первую очередь, благодаря структурированию работы.

8. Вынесенный инсайт во время карантина. 

Карантин в какой-то мере пошел нам на пользу: мы запустили бесконтактную доставку, кардинально повысили меры безопасности и дезинфекции, запустили сервис адресной доставки (забрать возле пиццерии), увеличили эффективность маркетинг-инструментов.

Бонус: Вот наш ролик о бесконтактной доставке. Снимать пришлось моментально, как поняли, что могут ввести карантин, в ролике пришлось сняться самому.

SHATYRKO AGENCY

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

Ряд проектов уменьшили бюджеты.
Ряду проектов мы предложили уменьшить бюджеты.
То есть, ключевой минус уменьшения дохода компании.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Создали базу знаний для проектов: чек-листы по каждому процессу. Описали все, что мы делаем каждый день. Мы начали это делать давно, а сейчас самое время, чтобы закрепить.

Начали изучать глубже новые продукты и отказываться от старых

Усилили Shatyrko Academy. Теперь это новых 18 000 учеников за 5 дней. 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

Команда агентства осталась прежней. Без отказа от работы с кем-либо. Оптимизировали сумму расходов на проектных сотрудников.

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Чаты в Telegram  это №1. Наведения порядка в чатах команд было первой задачей. Пересмотр количества чатов, участников, названий. Помогает оптимизировать время на поиск нужного. Еженедельные созвоны с командами проектов. Ежедневные чеки состояния процессов с топ-менеджерами в Telegram, Zoom.

95% встреч с клиентами проводим в формате аудио/видео: Telegram, WhatsApp, Skype. Опыт таких созвонов понравился и нам, и клиентам. За 6 дней было уже около 10 таких созвонов. Думаю, будем использовать больше в будущем, чтобы оптимизировать время.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Проект Win Win Show начал обучать аудиторию в YouTube и всех социальных сетях тому, что необходимо делать в такой период.

Intersport призывает к «Спорт під час карантину: чи варто починати?» и вдохновляет не останавливаться, но делать это с внимательностью. Это круто и вдохновляет!

Ощадбанк учит пользоваться онлайн-банкингом. Адаптация и рост для аудитории. Круто!

SHABO говорит: «Насолоджуйтесь можливістю провести вечір разом із найріднішими». Очень привлекательно. Лайк!

«Арсенал Страхування» максимально детально рассказали, как действуют их услуги страхования в этот период. Молодцы, коммуникация открытая и прозрачная.

Stylus: Рассказывают в деталях как проходит доставка товаров и показывают «Свіжі фото з наших магазинів». Круто!

Pyramida показывает процесс работы компании в период. Вызывает доверие.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Оптимизация процессов и дел на время карантина. Отложите те услуги, которые точно будут не нужны сейчас, и усиливайте те, которые нужно делать обязательно.

2. Оптимизация расходов: подписки на платформы, мерч, полиграфия, логистика. 

Работайте с task-менеджерами. Я использую Things.

3. Группировка всех проектов, скрытие тех, которые временно на паузе. Выбор приоритетов на этот месяц.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Если процессы компании описаны по пунктам, то эффективность работы агентства не изменяется даже в такой период.


Продолжение следует…

Расскажите друзьям про новость