Директор по корпоративным отношениям ИНТЕРПАЙП Дмитрий Кисилевский о необходимости профильного образования для PR-специалистов и  системе подготовки и сертификации профессиональных навыков для людей, входящих в профессию пиарщика. 

Однажды я пришел познакомиться с деканом профильного факультета уважаемого вуза. Вы выпускаете пиарщиков, которые потом приходят ко мне работать, говорю я ему. Но качество их подготовки оставляет желать лучшего. Я готов бесплатно читать у вас лекции и проводить практические занятия по коммуникациям, чтобы студенты получили хоть какое-то представление о профессии перед попаданием в реальную жизнь.

Знаете, что мне сказали? А давайте вы как работодатель будете нам платить за наших выпускников. И еще давайте договор о сотрудничестве заключим.

Извините, но платить за тех, кого нужно учить профессии с нуля, я не готов.

Когда 14 лет назад я пришел работать в коммуникации, мы многое делали руками – и в агентствах, и в компаниях. Нас не учили азам профессии в вузах, но и рынок тогда требовал меньшего. Мы пробовали, ошибались, учились, экспериментировали. В таком режиме выросло целое поколение пиарщиков, которые «в подворотнях» самообразования и «на площадях» ведения реальных проектов выработали подходы к управлению коммуникациями и встраивали эту функцию в бизнес.

Мы потратили много сил на то, чтобы вывести функцию PR из категории «nice to have» в категорию неотъемлемых инструментов управления в организации. Это была и есть негласная коллективная борьба пиарщиков за корпоративное признание. Многим удалось. Истории из книжек студенческих годов о том, что PR должен подчиняться CEO, должен иметь право влияния на управленческие решения, в то время похожие на сказку, трудом многих энтузиастов профессии становятся реальностью.

Извините, но платить за тех, кого нужно учить профессии с нуля, я не готов.

Чем дальше это поколение продвигалось вперед, тем выше становился уровень абстракции наших рассуждений о профессии, транслируемых за рамки узкого круга специалистов. Мы заговорили о стейкхолдерах, репутации и прочих материях, видя адресатами наших CEO и заказчиков. Но мы не учли, что кроме них нас слушает кто-то еще. Как выяснилось, целое следующее поколение жадно впитывало разговоры о высоком.

И тут случилась неприятность. Они, как и мы, не имеют нормального высшего образования по PR, т.к. в Украине его нет. Была прекрасная программа CIPR, но увы. На конференциях, курсах и прочих интенсивах человек в как правило хорошо проводит время за деньги, но практически ничему не учится.

И вот эти молодые люди, получившие псевдо-образование в вузе, вдохновившиеся мотивационным завтраком с гуру коммуникаций, пройдя интенсив и подписавшись на фейсбучек пары-тройки заметных пиарщиков, приходят на работу, желая получать зарплату. А там их встречает реальность, которая существенно отличается от той, которая встречала в начале карьеры нас.

В систему, где есть понятное разделение коммуникационного труда, выписанные обязанности, kpi, терминология, устоявшиеся практики и т.д., приходит человек, который в лучшем случае слышал о репутационном менеджменте и знает значение слова стейкхолдеры, но который ничего не умеет. Хорошо, если вуз дал ему общие знания об экономике, обществе, языке и литературе, но и таких один на сотню. Повторюсь – умеет он ровным счетом НИЧЕГО.

Наладив такую систему подготовки и сертификации профессиональных навыков для людей, приходящих в профессию, мы избавим себя от вечной головной боли «где взять вменяемого человека», и дадим посыл рынку образовательных услуг от работодателей о действительно нужной форме образования.

А нужен человек, который будет работать руками. Уметь писать, в т.ч. и пресс-релизы (которые сейчас модно их не любить, но давайте без этого ханжества), будет способен делать презентации и бюджеты, сможет хотя бы пост в фейсбуке написать без грамматических ошибок. Именно владение базовыми навыками мне как работодателю нужно от начинающего специалиста.

Если у такого человека есть талант, трудолюбие и амбиции, он будет расти. Как и в любой профессии. И даже быстрее, т.к. наша профессия по-прежнему молода. Но без базовых навыков работы руками тут уже делать нечего. К слову, когда он или она достигнет карьерных высот, способность самостоятельно писать, считать, выступать или организовывать будет только добавлять уважения коллег и подчиненных.

Если соответствующие факультеты в вузах эту задачу для рынка труда решить не способны (конкретизирую – не могут научить студентов-пиарщиков практическим навыкам, которые составляют основу профессии), вероятно профессиональному сообществу в лице, скажем, UAPR, стоит задуматься о других форматах подготовки профпригодных кадров. Для резкости заголовка представил себе это в виде ПТУ. Но суть не в форме, а в содержании.

Такая программа могла бы иметь форму профессиональной сертификации по аналогии с TOEFL или сертификациями в ИТ. В ее рамках пиарщик-джуниор должен прослушать лекции о каждом из практических навыков, затем выполнить 5-10 упражнений по каждому навыку и разобрать их с наставником. В конце курса сдать экзамен и получить сертификат, который мне как работодателю сообщит о том, что данный кандидат минимально обучен и пригоден к работе.

В число навыков я бы включил написание пресс-релизов, составление бюджета мероприятия, составление списка СМИ или подрядчиков под конкретную задачу, подготовку презентаций, посты для соцсетей, основы рекламного кабинета фейсбука инстаграма, написание деловых писем, хранение информации в папках, постановку задачи на макеты и т.д. Уверен, что крупные работодатели способны согласовать универсальный список, который всех устроит. Туда же тестирование на грамотность украинского и русского языков и общую эрудицию. Более подробно мысли о такой программе изложены ниже. Можно пользоваться, для общего дела не жалко.

Наладив такую систему подготовки и сертификации профессиональных навыков для людей, приходящих в профессию, мы избавим себя от вечной головной боли «где взять вменяемого человека», и дадим посыл рынку образовательных услуг от работодателей о действительно нужной форме образования.

Тем же, кто видит свое будущее в коммуникациях, я настоятельно рекомендую требовать у преподавателей в вузах и на курсах давать вам практические навыки для ежедневной работы. Ваши первые деньги и вы заработаете ими. А высокому мы научим вас сами.