Планируем загрузку: как построить прогноз с точностью до 98%
26 Май 2020, 10:27

Планируем загрузку: как построить прогноз с точностью до 98%

Как построить детальный прогноз: кейс от Promodo и Stylus

Команда Stylus пришла к нам с задачей составить прогноз на следующий месяц в разрезе ежедневного количества покупок и обращений в call-центр. Также ритейлер хотел заранее узнать, из каких городов будут поступать заказы. Специалисты разработали модели прогнозирования с точностью до 98%. Рассказываем, как нам удалось добиться такой минимальной погрешности.

В eCommerce инструментами веб-аналитики можно измерить все бизнес-процессы: от операционных работ до поведения пользователя на сайте. Особенно важна аналитика, если речь идет о прогнозировании данных и логистическом планировании. И если описательная аналитика требует навыков «чтения» цифр и схем, то прогнозная нуждается в глубоком понимании, как интерпретировать эти цифры, отвечая на вопрос: «Что должно произойти?».

Чтобы составить прогноз для компании Stylus, мы перебрали множество возможных методов анализа данных и остановились на трех моделях прогнозирования временных рядов:

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
модели прогнозирования временных рядов

Выбрали именно их, поскольку набор данных имеет ярко выраженную сезонность, и эти модели учитывают ее наилучшим образом.

Для прогнозирования временных рядов мы использовали скрипты, написанные на Python, машинное обучение (machine learning) и различные модели прогнозирования, а также Power BI для четкой и понятной визуализации.

Почему приняли решение использовать именно machinelearning?

Использование моделей прогноза, основанных на машинном обучении, вместо интуитивных методов расчета, позволяет увеличить точность в:

  • планировании рекламных бюджетов;
  • расчете нагрузки на call-центр;
  • планировании нагрузки на склад и логистику.

Этап 1. Тестовый прогноз

Чтобы составить точный прогноз по каждой метрике взяли набор данных из CRM-системы и аккаунта Google Analytics за два последних года. Сделали тестовые прогнозы по сеансам и транзакциям на 3 месяца и 2 года, отследив все аномальные периоды, которые увеличивают погрешность.

Также проанализировали ключевые компоненты: тренд, недельную и годовую сезонность.

Тестовый прогноз на 2 года
Тестовый прогноз на 2 года

Благодаря анализу трендов — поняли, что существенный рост продаж у ритейлера начался с ноября 2018 года.

Благодаря графикам недельной и годовой сезонности — смогли выявить период роста и спада количества транзакций и спрогнозировать частотность заказов с погрешностью 10-15%.

Такие показатели нас не устроили, мы решили составить более точный прогноз, чтобы получить данные в разрезе каждого дня.

Этап 2. Точный прогноз с показателями по транзакциям

Чтобы увеличить точность, доработали модели прогнозирования и создали словарь с праздниками, а также периодами повышенного спроса (Black Friday, Новый год). 

Таким образом смогли выявить еще одну закономерность — на резкие изменения тренда сильное влияние оказывают акции, запущенные к периодам высокого спроса. При этом на недельной и годовой сезонности этот факт практически никак не отражается.

graph 2016-2020

После всех доработок нам удалось построить детальный прогноз по количеству транзакций на каждый день с погрешностью всего в ~8%, а в разрезе месяца добиться большего и свести погрешность до ~2-5%.

Тестовый прогноз
Тестовый прогноз количества транзакций по дням, с учетом двух прогнозируемых моделей

Этап 3. Прогнозирование логистики

Чтобы распределить нагрузку на склад, понять количество ежедневных отгрузок и спрогнозировать отправку заказов по городам — проработали набор данных из CRM и спрогнозировали общее количество заказов, разделив их по городам. Так же создали словарь населенных пунктов по областям.

Чтобы облегчить восприятие полученной информации, все данные по прогнозируемым транзакциям, звонкам и заказам мы выгрузили в Power Bi и представили команде Stylus в виде наглядных интерактивных дашбордов.

интерактивные дашборды
результаты

Останавливаться на полученных результатах не будем — и планируем в дальнейшем автоматизировать модели прогнозирования. 

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость