05 Фев 2014, 12:44

Пять причин, почему Microsoft выбрала Наделлу

Назначение гендиректором Microsoft Сатьи Наделлы было спокойно воспринято фондовым рынком, однако в интернет-среде новость произвела настоящий фурор.

Пять причин, почему Microsoft выбрала Наделлу

Новым CEO Microsoft стал глава "облачных" и корпоративных продуктов Сатья Наделла. Почему главой одной из крупнейших IT-компаний назначен специалист с большим технологическим опытом, который, однако, не отличался публичностью? Digit.ru предлагает свои пять причин.

Назначение гендиректором Microsoft Сатьи Наделлы — ранее руководителя корпоративного подразделения и "облачных" сервисов — было спокойно воспринято фондовым рынком, однако в интернет-среде новость произвела настоящий фурор.

Уже два дня его имя держится в мировых трендах Twitter, а среди тем глобальных запросов к поисковику Google назначение Наделлы занимает второе место по актуальности с 200 тысячами обращений за сутки. Индийские СМИ пестрят заголовками о том, что американец индийского происхождения впервые встал во главе столь крупной IT-корпорации, а пользователи сервиса Quora в шутку интересуются у сотрудников Microsoft, как назначение повлияет на дресс-код и ассортимент блюд столовой в головном офисе.

Возможно, подобный всплеск интереса связан с тем, что Наделла был далеко не самой публичной фигурой из топ-менеджмента Microsoft. Однако если оставить шутки в сторону, после заявления экс-главы Microsoft Стива Балмера о планируемом уходе, Сатья Наделла видится одним из наиболее удачных альтернатив на этом посту. Digit.ru попытался разобраться, почему совет директоров Microsoft остановил выбор именно на нем.

 

Знает компанию "с изнанки"

Сразу после заявления Балмера в августе 2013 года компания сформировала комиссию по поиску его преемника. Участие в выборе нового главы Microsoft принимал лично Билл Гейтс, хотя в последние годы он отошел от активного управления компанией.

 

Рынок задался вопросом — выберет ли Microsoft кого-то "из своих", либо привлечет стороннего специалиста, способного непредвзято оценить стратегию. Среди вероятных внутренних кандидатов, помимо Наделлы, назывались экс-глава Nokia Стивен Элоп и экс-глава Skype Тони Бейтс, а в качестве внешних претендентов — гендиректор Ford Алан Мулалли и топ-менеджер Qualcomm Стив Молленкопф.

Однако в декабре Qualcomm опередила Microsoft, назначив Молленкопфа гендиректором, а в начале января Мулалли заявил, что не намерен возглавлять Microsoft. И тогда, хотя имя Стивена Элопа продолжало лидировать в неофициальных букмекерских рейтингах, все чаще западные деловые издания начинали говорить о Сатье Наделле как о наиболее вероятном третьем гендиректоре в истории Microsoft.

Наделла — менеджер не столь публичный, как Балмер, операционный директор Microsoft Кевин Тернер или тот же Элоп. Однако он работает в Microsoft больше 20 лет — с 1992 года — и практически все это время провел на руководящих постах. Напрашивается вывод, что Microsoft, которая переживает период трансформации, решила сделать ставку на взращенного в своих стенах топ-менеджера, знающего не понаслышке о сильных и слабых сторонах компании.

 

В то же время, Наделла никогда не руководил собственной компанией и не возглавлял бизнес столь крупный, как Microsoft. Эксперты с осторожностью говорят о его способностях как бизнес-управленца. "Работа на публичном рынке — это большой вызов для него, и ему придется много учиться", — сказал агентству Рейтер аналитик компании Forrester Тед Шадлер (Ted Schadler).

Технолог со стажем

Если маркетинг нельзя однозначно отнести к сильным сторонам Сатьи Наделлы, то технологии — это его "конек". В начале карьеры он работал инженером в компании Sun Microsystems, а в Microsoft в разное время возглавлял исследования и разработки в сфере онлайн-сервисов и "облачной" инфраструктуры — эти направления входят сейчас в тренды IT-рынка. Кроме того, он руководил подразделением корпоративных продуктов Microsoft, которое сгенерировало за последний финансовый год свыше 20 миллиардов долларов выручки.

 

Есть версия, что назначение Наделлы может вернуть Microsoft "гейтсоподобный" облик. В отличие от ветерана маркетинговых войн Балмера, Гейтс действительно больше интересовался разработками самих технологий, а не хитростями их презентации на рынке. Видится совсем не случайным, что Гейтс станет технологическим советником Наделлы — возможно, в компании осознали, что придется удивлять рынок инновациями, чтобы остаться на плаву. "Я очень счастлив, что Сатья предложил мне занять эту роль", — прокомментировал Гейтс свою новую должность.

Талантливые маркетологи и публичные личности во главе компаний — подобный тренд наблюдался на IT-рынке в начале 2000 годов. Однако с ростом влияния интернет-компаний, где во главе стоят разработчики и инженеры (вспомним хотя бы Google и Facebook), тенденция развернулась на 180 градусов, и руководителями все чаще стали выбирать либо технологов, либо специалистов, организующих продажу этих технологий.

Так, в 2012 году должность главы Yahoo заняла одна из первых женщин-программистов в Google Марисса Майер. В том же году корпорацию IBM возглавила специалист по продажам Вирджиния Рометти, а годом позже во главе Intel встал эксперт по производственным процессам Брайан Кржанич. Из этой тенденции слегка выделяется лишь Apple, где после ухода харизматичного технолога Стива Джобса встал Тим Кук — эксперт по системам поставок и продаж.

 

Назначение Наделлы говорит о том, что Microsoft не намерена отказываться от амбиций на рынке "облачных" технологий и виртуализации корпоративных инфраструктур. Однако эксперты советуют ему не забывать о мобильном сегменте — напомним, за смартфонный бизнес Nokia компания заплатила 5,44 миллиарда евро. "Я бы рекомендовал ему посмотреть свежим взглядом на мобильные технологии либо нанять талантливого специалиста, который действительно в этом понимает", — говорит аналитик из Gartner Дэвид Смит.

 

Воспитанник индийской IT-школы

Один из популярных в интернете мемов — "индусский код" — в шутку обозначает сложный и неестественно длинный программный код, который все же работает. Однако в реальности индийские специалисты по технологиям зарекомендовали себя как одни из лучших на мировом рынке.

Сатья Наделла родился в индийском городе Хайдарабад, который местные СМИ прозвали "Киберабад" (Cyberabad) из-за обилия в нем технических специалистов, многие из которых эмигрировали в США. Например, в Google из 13 топ-менеджеров четверо индийского происхождения: Никеш Арора отвечает за бизнес-операции, Шридар Рамасвами — за рекламу и коммерцию, Сундар Пичаи — за платформы Android и Chrome, а Вик Гандотра — за социальные сервисы.

Конечно, нельзя однозначно относить происхождение Наделлы к причинам его назначения. Отметим, что он получил степень бакалавра в сфере электроинженерии в университете Мангалора в Индии, а магистра и MBA — в университетах Висконсин-Милуоки и Чикаго соответственно.

Однако тренд рынка таков, что спрос на индийских специалистов растет. По данным International Business Times, на 2007 год специалисты индийского происхождения основали около 13,4% стартапов Кремниевой долины и 6,5% стартапов в США вообще. В ноябре издание San Jose Mercury News сообщило, что азиато-американцы (включая индийцев) составляют 52% технологических работников Кремниевой долины.

 

Сам Наделла с юмором относится к вопросу, связывая свои навыки лидера с любовью к популярному в Индии крикету. "Думаю, что игра в крикет научила меня работе в команде и лидерству, остававшимися со мной в течение всей карьеры", — сказал он изданию The Economic Times.

Находит общий язык с командой

Немаловажным фактором в пользу Сатьи Наделлы оказался его характер. Его бывшие и нынешние коллеги, дающие интервью СМИ, характеризуют его как спокойного и "командного" человека, вникающего во все детали того или иного проекта.

"Я очень уважаю Сатью, потому что он честный и искренний человек. Странно это говорить, но это редкое качество в Microsoft, где сильные технологи привыкли пробиваться наверх любыми путями, — сказал изданию Wired руководитель „облачных" сервисов в HP Билл Хильф, который ранее работал под руководством Наделлы. — Он способен находить общий язык с людьми и понимать влияние того или иного управленческого решения не только на продукт, но и на людей, работающих с ним".

Очевидно, что такие качества пригодятся лидеру компании с довольно неоднородной корпоративной культурой на базе сложной структуры из ПО, устройств, сервисов, корпоративных и пользовательских продуктов. Напомним, что спорные личные качества и стиль управления нередко оборачивались проблемой для Стива Джобса.

Не боится перемен

Назначение главой Microsoft в текущее время нельзя однозначно назвать поощрением или наказанием. Компания старается компенсировать потери в подразделении Windows от общего снижения рынка ПК корпоративными продуктами, а ей еще и необходимо противопоставлять что-то лидерам мобильного рынка Apple, Google и Samsung. В то же время, некоторые инвесторы призывают Microsoft активнее возвращать капитал акционерам.


Все эти проблемы, а прежде всего — завершение реорганизации в компанию "устройств и сервисов", начатой Балмером — и предстоит теперь решать 46-летнему Сатье Наделле. В сфере онлайн-сервисов и ПО, а также корпоративном сегменте его опыт понятен и признан, но какую стратегию он выберет на рынке устройств — пока загадка.

 

По словам коллег Наделлы по Microsoft, его отличительная черта — отсутствие страха и предубеждений перед новыми предложениями, как с точки зрения бизнеса, так и в технологиях, пишет Wired. "Он доказал, что не только понимает культуру Microsoft, но и может ее кардинально изменить", — отмечает Джеймс Стейтен из Forrester. Так, именно Наделла стал инициатором раннего входа компании на рынок "облачных" сервисов, что позволило ей стать одним из лидеров этого рынка с Windows Azure и Office 365.

Способность непринужденно выйти из зоны комфорта, безусловно, могла стать плюсом Наделлы в глазах совета директоров Microsoft, поскольку инвесторы ждут от нового CEO незашоренности и способности при необходимости быстро развернуть стратегию на 180 градусов в случае, если она не оправдает надежд.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео