Решил поделится с Вами ознакомительным кусочком главы «Брехня».
В книге она будет восьмой или девятой — сразу после традиционного рассказа о
стоп-словах, фактах и правде.
Брехня
Бывает ложь, а бывает — брехня. Ложь — это искаженные факты. Брехня — это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Брехню используют, чтобы подкрепить слабую и ничем не доказанную мысль:
Ложь трудно определить, если не знать фактов. Один человек скажет: «В России за восемь лет не открылось ни одного турклуба, в туризме стагнация». Другой скажет: «В России за восемь лет открылось восемьсот турклубов, туризм растет». И то, и другое может быть ложью, но может быть и правдой. Когда автор лжет, он искажает факты, но не боится их предъявить.
Брехня — это когда факты не предъявляют. Мы не знаем, сколько на самом деле в России открылось турклубов, но нам для статьи хотелось бы, чтобы открылось как можно меньше.
Брехня в этом случае выглядит так:
Судя по всему, в России намечается спад интереса к спортивному туризму.
Автор говорит не об измеримом запуске турклубов. Автор гово- рит об абстрактном спаде интереса. Вроде не соврал, но и ничего не сказал. Это плохая журналистика — брехливая.
А ведь достаточно было зайти на сайт «Госкомстата», напи- сать в поиске «Спортивный туризм» и через пять минут узнать:
По данным Госкомстата, число россиян, занятых в спортивном туризме, за восемь лет выросло на 22%. За это же время футбо- лом и плаванием стали заниматься почти вдвое больше россиян.
В среднем, число участников спортивных секцияй с 2005 по 2013 г. увеличилось на 62%. Туризм — не самая быстрорастущая отрасль российского спорта.
Эта статистика может врать. Возможно, мы сделали неверный вывод. Но мы основываем его на данных, в которые верим. Такой вывод гораздо прочнее, а доверия к автору — больше.
Брехня появляется, когда автор не владеет фактами, но хочет подкрепить мысль. Тогда в ход идут безопасные обобщения, ко- торые неподготовленный читатель примет за факты:
В последнее время всё большее внимание общественности приковано к глобальному потеплению.
В какое время? Всё большее внимание — это какое? О какой общественности здесь речь? Автор аккуратно обходит эти во- просы, чтобы не выяснилось, что он на самом деле не знает свой материал. С тем же успехом можно было написать что угодно, и это было бы так же неубедительно:
В последнее время всё большее внимание общественности приковано к вопросу:
…борьбы с раком
…клонирования
…защиты персональных данных в интернете
…зависимости подростков от компьютерных игр
…спада интереса к компьютерным играм
…разведения кроликов
…низких зарплат чиновников
…высоких зарплат чиновников
…доступности зарубежного образования
…недоступности зарубежного образования
…качества российского образования
Так как в первоначальном тексте ничего не сказано, он может быть о чем угодно. И в этом беда: когда в тексте нет правды, он не убеждает. Можно было не писать.
Чтобы убедить читателя, что проблема глобального потепления актуальна, автор должен будет доказать, что глобальное потепление кому-то важно.
Это не так просто, как кажется: в мире полно осязаемых и срочных проблем, и глобальное потепление явно не в первой десятке, если взять обычного человека с улицы.