Ожидание роста. Мнение троих экспертов про развитие мобильного рынка Украины
Неделю назад в рамках проекта Digital Insider мы опубликовали . Чтобы картина была полной мы опросили троих украинских экспертов на предмет развития мобильных технологий в нашей стране.
Слава Баранский, главред lifehacker.ru
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
Мне кажется, что если операторы возьмуться с тем же рвением что и КС за популяризацию Андроида, то через 2—3 года все телефоны будут или смартфонами или фичефонами. Все — это 80…90%.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
Люди никогда не усложнят технологии, которые уже работают. Смартфон — любой даже iPhone — это усложнение. И нужно чтобы просто у них не было выбора —на прилавках должны быть только смарты. Это возможно будет скоро, когда написание и саппорт минимальной телефонной ос для вендора станет накладной — локали, интерфейсы проводные и беспроводные, экераны и многое другое. Если Андроид станет Виндоусом, то просто поглотит все телефоны.
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Андроид и iOS. А
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Не могу сказать, я не вижу весь рынок как google или apple.
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
Брендам дорого думать про платформы. Задолбаются саппортить все это счастье. Исключение составляют банки и операторы. Страховики, возможно. Остальным надо быть в медийных каналах — соцсети, фотосети, видеосети
Юрий Бабич, CEO COXO digital agency
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
Думаю на этот вопрос более компетентно смогут ответить представители телекоммуникационных провайдеров, у них есть весь доступ к информации. Но, ни смотря ни на что, я уверен, рост — очевиден, более того об этом говорят цифры: в 2012 году с помощью мобильного интернета было продано товаров и услуг на сумму 681 млн. грн (!) — а это уже цифры с которыми стоит считаться.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
На мой взгляд на рост числа пользователей влияет такие факторы:
— стоимость мобильных устройств (смартфонов);
— стоимость предоставляемых операторами связи услуг (доступ в интернет)
— качество предоставляемого интернета (скорость, покрытие)
Если с первыми двумя позициями у нас уже все довольно доступно, то вот с последней полный тупик. Мы пытаемся развивать рынок мобильных сервисов и услуг на территории такой деревянной технологии как »EDGE». Это все равно, если бы мы топили машину времени углем.
Увы, именно покрытие и скорость передачи данных является, на мой взгляд, основным препятствием для развития рынка мобильных сервисов и, как следствие, низкой активности пользователей смартфонов в стране.
Но есть и позитивная тенденция: мобильные устройства становятся все дешевле и соответственно, доступнее. Их качество — это второй вопрос, но то что, их становится больше, это факт.
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Я считаю, что основные игроки останутся теми же: iOS и Android. Мне нравится то что сделали Windows, по настоящему достойная алтернатива андроиду, как с точки зрения распространения и свободной установки на различные устройства. Но на сегодняшний день
Лично я еще не скоро буду искать альтернативу iOS)
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Вопрос интересен тем, что несмотря на долгую историю развития мобильных технологий и повсеместное распространение мобильных сервисов в США, пользователи в Украине практически идентично повтоярют поведение американских пользователей.
Следует сказать также о том, что многие компании, предоставляющие мобильные сервисы в Украине, больше заботятся о выходе, чем о поддержке. Мы часто встречаемся с ситуацией, когда вроде бы и сервис есть, и приложение отличное, но по факту или »сервер не достепен» или »курьер 2 дня не может доехать» или еще
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
На сегодняшний день мы видим бурный рост различных сервисных приложений, но все упирается или в ограниченный бюджет или в скупость идеи. Появляютьс сервисы типа »YoCard», но опять же — сервис есть, а наполнение в нем очень тривиальное, те полезность такого сервиса — очень сомнительная (на сегодняшний день).
Ситуация с мобильными приложениями мне сейчас напоминает зачатки
Рекламодатели наполняют AppStore акционными приложениями »однодневками» — и это первый показатель того, что рынок только формируется.
Сейчас очень интересную нишу занял »Киевстар» — телемедицина. Таким образом они, в связке со специалистами из различных медицинских учреждений, предоставляют и интересный и полезный и, что самое главное, профессиональный контент. Думаю, медицинских приложений будет становится все больше.
Александр Нескин, Head of Mobile at Prodigi
Какие ты видишь перспективы развития числа пользователей смартфонов в Украине до конца 2013 года?
На мой взгляд, нас ожидает существенное увеличение количества пользователей смартфонов в Украине, это может быть скачек х2, когда количество владельцев смартфонов превысит отметку в 10 М.
Это связано с удешевлением стоимости смартфонов на базе Android и WindowsMobile/Phone, специальным тарифами на эти модели от операторов и ростом интернет пользователей.
Что на твой взгляд сдерживает этот рост, а что наоборот — способствует ему?
Безусловно, сдерживающим фактором развития рынка смартфонов является отсутствие качественного высокоскоростного канала передачи данных. Если у наших соседей на этот год уже запланировано внедрение LTE, то у нас еще отсутствует 3G (кроме ТриМоба).
Интересным фактом является невероятно низкое количество пользователей смартфонов совершающих онлайн платежи. Люди боятся рассчитываться банковскими карточками в сети.
Согласно данным TNS/MMI за 3, 4 кварталы 2012 года. Почти 500К человек в Украине — совершают онлайн банковские операции, из которых только пятая часть владеют смартфоном и живут в городах 500К+. Генеральная совокупность = 16 М (12—65 лет).
Какие мобильные платформы будут превалировать на рынке к концу 2013 года?
Я думаю, что до конца 2013 года существенно (почти в 2 раза) возрастет доля смартфонов с операционной системой WindowsMobile/Phone — это перспективный рынок для разработчиков, в связи с тем, что количество приложений в Windows Store пока не большое, можно будет легко расти вместе с ростом доли рынка этой платформы.
Android продолжит стабильный рост вытесняя с рынка Symbian, не уверен, что получится полностью искоренить его до конца года, но это неизбежно, и дело ближайших пары лет.
Что касается iOS, мне кажется, доля рынка этой платформы будет
Интересно будет посмотреть как поведет себя Blackberry, для меня это темная
Насколько на твой взгляд отличаются поведенческие паттерны в Украине от данных по США (отчет Flurry)? Какие основные активности проявляются у украинских мобильных пользователей?
Как раз недавно я проводил внутренний
На мой взгляд, отличие от западных рынков заключается в нашей ментальности, не готовой, по большей своей части, тратить деньги на приложения и склонной к пиратскому контенту. Таким образом для украинского рынка выгоднее монетизировать приложения в первую очередь по рекламной модели, во вторую —
Каким категориям рекламодателей следует незамедлительно задуматься о своем присутствии на популярных мобильных платформах? Какие могут подождать конца 2013 года, чтобы выйти с возможностью охвата более широкой аудитории?
Пока в Украине мобильная реклама обладает низким порогом для входа. Особенности и количество аудитории диктуют рекламодателям свои условия.
Категории для которых присутствие на мобильных платформах необходимо это операторы связи,