Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли?
Я работал с общественной организацией, которая контролирует и освещает действия НАБУ.
Задача очень интересная, потому что:
- тема борьбы с коррупцией критически важная, но не фотогеничная: о ней непросто рассказывать увлекательно;
- общество оценивает НАБУ по результатам: сколько посадили за решетку топ-коррупционеров, которых почти нет. Но это неверный взгляд, ведь бюро лишь расследует дела, а выносят приговоры суды. Увы, в судах большинство дел теряется.
Команда пришла с отличной идеей выпустить игру, освещающую в виде квеста решения детектива. Это здорово, это вовлекает в сопереживание к его работе.
При этом команде нужно сфокусироваться не на разовой акции (игре), а на регулярности и качестве освещения темы — сайт и соцсети пока выглядят очень канцелярски. Одна игра не спасет ситуацию.
Поэтому важно сейчас увидеть картину комплексно:
- Как мы можем интересно рассказывать о проблеме?
- Как мы должны для этого выглядеть и говорить?
- Как мы можем регулярно привлекать медийное внимание?
- Какими малыми шагами мы можем развивать публичную сторону проекта?
Я считаю, что начать нужно с регулярных спецпроектов с медиа, которые работают на молодую аудиторию. Параллельно привести в порядок сайт и дизайн-код, а также написать человечные тексты. И постоянно тестировать каждое решение.
Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?
1. Нам всем нужно учиться рассказывать истории — любая тема с их помощью может стать интересной.
2. Взгляд со стороны может быть отрезвляющим и полезным: мы часто фокусируемся на одной идее, не замечая массы других возможностей.
3. У людей горят глаза, а значит, коммуникации в госсекторе становятся все более искренними и живыми — это здорово.
Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные?
Фокуса на человеке. Нас учат тому, как писать / создавать дизайн / коммуницировать, и мы часто сфокусированы на технике и правилах.
Но мы теряем из виду читателя. Читатель все расставляет по своим местам.
Простейший лакмус: как бы ты рассказывал эту историю своему другу. Никто в жизни не говорит формальными казенными фразами. Речь всегда живая. Этой живости часто не хватает, и крутые и интересные коммуникации НГО часто сбиваются на канцелярщину.
Теплота и забота о человеке — вот что помогает нам расти.
Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу?
Я не вижу себя в общественных организациях. Но если пофантазировать, мне было бы интересно помочь Киеву говорить и выглядеть лучше — для горожан и туристов. Работу начал бы со стратегии — попробовал бы сформулировать, что такое Киев, чем он интересен для мира и чем могут гордиться киевляне.
Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли?
В целом у проекта все было уже достаточно хорошо: он изначально больше работал с коммуникацией между правительствами Украины и Молдовы, и они с этой задачей справились на отлично. Но когда возникла необходимость рассказывать обычным людям о том, чем они занимаются, начались проблемы. Именно об этом мы и говорили во время менторской сессии.
Результатом стал супербыстрый разбор ситуации и поиск новых направлений для коммуникации. Надеюсь, хотя бы некоторые идеи, к которым мы пришли, пригодятся проекту.
Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?
- Понимание, как сложно на самом деле бороться с популизмом и черно-белым мышлением.
- Понимание, насколько полезным может быть выход из «своей» зоны и обмен опытом — даже не менторская сессия, а общение с представителем проекта после нее помогло собрать некоторые пазлы в моей голове.
- Понимание, что часто роль массовой коммуникации все еще недооценивается, и вместо поиска идей коммуникационщику проекта приходится постоянно доказывать ее важность внутри.
Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные?
Выражу мысль образно. Собрать своих топов, например, в Житомире, покатать на маршрутках, сводить на рынок и поговорить с людьми на тему своего проекта. После этого сесть и попробовать подумать о стратегии еще раз.
Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу?
Не уверена, существует ли нечто подобное. Это была бы организация, которая занимается просветительской деятельностью и учит людей жить в эпоху постправды, когда фейки не отличишь от новостей, факты от выдумки, а лозунги от плана действия.
Начала бы с разработки курса по факт-чекингу для школьников и стратегии, как пролоббировать его включение в школьную программу. Да хотя бы в рамках БЖД, всяко полезней, чем, например, техника безопасности при работе с токарным станком: токарный станок у тысячи людей, а смартфон с соцсетями в руках у миллионов.
Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли?
Проект аналитического центра Сedos. Цель проекта — повышение уровня качества высшего образования. Центр разработал тест, который помогает выбрать вуз/специальность, оптимальные для абитуриентов. По задумке авторов, это поспособствует тому, что студенты будут более требовательными к качеству образования, а это будет стимулировать вузы повышать уровень обучения.
Мы пришли к выводу, что проблема гораздо глубже. Это больше стратегическая задача, и тактическими изменениями результата не добиться. Проблема «невідповідної вищої освіти» не актуализирована. Это все равно как если бы мы пытались продавать дезодоранты, не актуализировав до этого проблему — запах пота. Поэтому стимулировать абитуриентов (или их родителей) заходить на сайт для прохождения опросника, крайне сложно, потому что мало кто понимает, зачем это нужно.
Проблема в том, что в Украине спрос превышает предложение. Высшее образование традиционно является обязательным атрибутом развития украинца. Поэтому почти все считают необходимым учиться в вузе. У нас слишком много людей, которым вуз необходим не для знаний, а для галочки. Они не чувствительны к качеству образования и у них множество других проблем: где подешевле, где проходной балл пониже. Поступить — ключевое слово. Такие люди увеличивают спрос над предложением. И вот это и есть главный барьер, с которым необходимо работать. Абитуриенты, которым важно качество образования, самостоятельно (без теста) знают ответы на вопросы: куда они хотят поступать, где действительно учат, какие перспективы у специальности и т. д.
Стратегия: для того чтобы повысить качество образования, нужно убрать из высшего образования случайных студентов — тех, кто, возможно, лучше бы чувствовал себя электриком или сварщиком.
Решение: необходима отдельная кампания, чтобы построить знание о проблеме: ты можешь впустую потратить пять лет жизни и получить профессию, которая никому не нужна.
Коммуникация: повышать престижность среднего специального образования. Демонстрировать, что магистры работают официантами за 10к грн, в то время как сварщика за 40к грн практически невозможно найти.
Результат: если поменяется ситуация и спрос превысит предложение, то это и будет стимулом повышения качества образования. Вузы будут охотиться за абитуриентами, а не наоборот (как происходит сейчас).
Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?
- Интересная задача, которая позволила углубиться в ситуацию с высшим образованием в Украине.
- К сожалению, многие приходят на менторские сессии за волшебной таблеткой и быстрыми решениями.
- SHKALA — очень полезный форум. Позволяет поднимать профессионализм людей, которые работают в НГО.
Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные?
Если задача декларативно отработать грант (закрыть отчет), то вопрос эффективности и креативности уходит на задний план.
Задача социальных кампаний — менять психологию людей, и это сложная задача. Важно понимать, что компания от НГО должна быть сделана профессионально: наличие стратегии, креативной идеи, профессиональное исполнение, оценка эффективности и т. д.
Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу?
Сложный вопрос. В Украине слишком много социальных проблем. Работу начали бы с анализа ситуации, чтобы понимать, как коммуникация меняет ситуацию. Слишком часто мы слышим, что необходимо разработать рекламную кампанию, но понимания рынка (структуры, динамики, восприятия и т. д.) нет.
Как говорил Джефф Ричардс: «Творчество без стратегии называется искусством. Творчество со стратегией называется рекламой».
Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли?
Для подопечной Александры было важно решить две масштабные задачи: как она может популяризировать Украину в мире и каким может быть вклад одного человека в устойчивое развитие планеты.
Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?
1. Надо осознанно выбирать ментора.
2.Наставничество может принести быстрое решение благодаря опыту и связям наставника (наставницы). В результате моей менторской сессии на сцене форума SHKALA Росколана Стадник, руководительница коммуникационного департамента секретариата Кабинета Министров Украины, предложила Александре Бабошиной стать амбасадором бренда Ukraine NOW.
3.Наставничество – это отношения, основанные на доверии к ментору и обязательстве подопечного действовать. Результат наставничества – ответственность подопечных.
Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу?
Меня бы заинтересовала такая сфера, которая соответствует Целям устойчивого развития ООН. Я бы проверила, как это совпадает с моими ценностями: Украина в мире сегодня и завтра, расширение возможностей человека, инновации и технологии для улучшения качества и продолжительности жизни.
Какая команда меня бы заинтересовала: с разным опытом, гендерно смешанная команда, с участниками разного возраста. Международная команда. Национальные масштабы. Прозрачность в финансировании, отчетности и принятии решений.
Мой план действий состоял бы из таких шагов:
- Разработка стратегии внутренних коммуникаций та реализация планов.
- Сотрудничество с другими НГО.
- Проведения анализа и мониторинга функционирования системы внутренних коммуникаций и эффективности коммуникационных методов (репутационный аудит, коммуникационный аудит, фокус-группы, анкетирование и т.д.).
- Планирование PR-решений и рекламных кампаний.
- Создание и внедрение политики и концепции системы внутренних коммуникаций.
- Координация работы по поддержке и совершенствованию электронных каналов коммуникаций.
- Координация подготовки и производства внутренней полиграфии, сувенирной продукции, рекламно-информационных материалов для внутренних коммуникаций и формирования HR-бренда.
- Разработка ценностного предложения работодателя для потенциальных сотрудников и внедрение стратегии бренда компании как работодателя.
- Формирование репутации работодателя среди основных целевых аудиторий и экспертного сообщества.
- Организация корпоративных мероприятий (от идеи до проведения, внутренних и внешних массовых).
- Подготовка контента (тексты для рассылок, статей, пресс-релизов, интервью, фото-, видео- и аудиоконтент, анимация).
- Работа с корпоративными медиа (сайтом, страницами компании в соцсетях, интранетом, дайджестами, печатными материалами и т. д.).
- Оформление офисных помещений как одного из каналов внутренних коммуникаций.
- Взаимодействие с разными подразделениями компании в комплексных проектах по трансформации и проведения изменений.
- Арт-проекты при участии сотрудников.
- Подготовка и сопровождение уполномоченных лиц и героев как амбассадоров организации.
- Подготовка материалов о работодателе для выступлений, публикаций в медиа, конкурсов и рейтингов.
- Инновации и эксперименты для повышения осведомленности целевой аудитории, в частности в учебных заведениях и партнерских организациях.
- Развитие стратегии сотрудничества для популяризации темы организации среди бизнеса, вклад в развитие корпоративной культуры и сотрудничество с бизнесом.
- Анализ результатов и подготовка отчетов.
Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли?
Мы решали проблему построения цифровой воронки продаж для события. Пришли к тому, что необходимо использовать сайт-центричную платформу и Facebook как основной канал для продвижения. Привлечение человеческого ресурса в виде отдела продаж является неотъемлемой частью воронки.
Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?
Невозможно дать единственно правильно решение проблемы за такое короткое время, потому главное — понять основные проблемы и задать направление. А умение задавать правильные вопросы, мне кажется, получилось.
Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные?
Использование цифровых технологий для анализа результатов. Креатив это один из вариантов стратегии и его эффективность измеряется в цифре в том числе.
Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу?
Мне импонирует тема спорта, возможно, это может быть НГО по популяризации спорта среди детей. Мне кажется, что в современном цифровом мире тему спорта для детей не раскрывают в полной мере, а именно в части правильного выбора дисциплины. Я бы начинал с определения стейкхолдеров, учитывая тот факт, что наличие инфраструктуры для спорта критично, то в стратегии делал бы основной акцент на то, чтобы создать максимальный запрос государства на развитие спортивной инфраструктуры.
Фото — Unsplash