23 Июл 2019, 07:30

Отрезвляющие и полезные: взгляд со стороны, выход из «своей» зоны и обмен опытом

Менторы SHKALA о проектах и проблемах, которые решали во время менторских сессий, и впечатлениях от такого опыта

Помимо лекций и мастер-классов, на Форуме SHKALA прошли 5 менторских сессий. В течение 30-ти минут эксперты в коммуникациях, дизайне, креативе, стратегии помогали представителям украинских общественных организаций увидеть возможности для развития с другой, неочевидной и неожиданной стороны.
Менторами выступили:

— дизайнер и основатель школы Projector и медиа Telegraf.Design Саша Трегуб;

— независимая креативная консультантка, тренерка Проекта ЕС для развития гражданского общества в Украине Юлия Колесник;

— совладелец и управляющий партнер креативного агентства Michurin Дмитрий Логгинов;

— руководительница программы She Exports Алина Севастюк;

— основатель и СEO Skykillers Юрий Качкарда.

Мы попросили менторов вкратце рассказать о проекте и проблеме, которую решали во время сессий, и о том, к каким результатам пришли. А также попросили поделиться впечатлениями от этого опыта и представить, коммуникации какой общественной организации они хотели бы возглавить. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли? 

Я работал с общественной организацией, которая контролирует и освещает действия НАБУ.
Задача очень интересная, потому что: 

  • тема борьбы с коррупцией критически важная, но не фотогеничная: о ней непросто рассказывать увлекательно; 
  • общество оценивает НАБУ по результатам: сколько посадили за решетку топ-коррупционеров, которых почти нет. Но это неверный взгляд, ведь бюро лишь расследует дела, а выносят приговоры суды. Увы, в судах большинство дел теряется. 

Команда пришла с отличной идеей выпустить игру, освещающую в виде квеста решения детектива. Это здорово, это вовлекает в сопереживание к его работе.
При этом команде нужно сфокусироваться не на разовой акции (игре), а на регулярности и качестве освещения темы — сайт и соцсети пока выглядят очень канцелярски. Одна игра не спасет ситуацию. 

Поэтому важно сейчас увидеть картину комплексно: 

  • Как мы можем интересно рассказывать о проблеме? 
  • Как мы должны для этого выглядеть и говорить? 
  • Как мы можем регулярно привлекать медийное внимание?
  • Какими малыми шагами мы можем развивать публичную сторону проекта? 

Я считаю, что начать нужно с регулярных спецпроектов с медиа, которые работают на молодую аудиторию. Параллельно привести в порядок сайт и дизайн-код, а также написать человечные тексты. И постоянно тестировать каждое решение. 

Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт? 

1. Нам всем нужно учиться рассказывать истории — любая тема с их помощью может стать интересной. 

2. Взгляд со стороны может быть отрезвляющим и полезным: мы часто фокусируемся на одной идее, не замечая массы других возможностей. 

3. У людей горят глаза, а значит, коммуникации в госсекторе становятся все более искренними и живыми — это здорово. 

Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные? 

Фокуса на человеке. Нас учат тому, как писать / создавать дизайн / коммуницировать, и мы часто сфокусированы на технике и правилах.
Но мы теряем из виду читателя. Читатель все расставляет по своим местам. 

Простейший лакмус: как бы ты рассказывал эту историю своему другу. Никто в жизни не говорит формальными казенными фразами. Речь всегда живая. Этой живости часто не хватает, и крутые и интересные коммуникации НГО часто сбиваются на канцелярщину.
Теплота и забота о человеке — вот что помогает нам расти. 

Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу? 

Я не вижу себя в общественных организациях. Но если пофантазировать, мне было бы интересно помочь Киеву говорить и выглядеть лучше — для горожан и туристов. Работу начал бы со стратегии — попробовал бы сформулировать, что такое Киев, чем он интересен для мира и чем могут гордиться киевляне. 




Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли? 

В целом у проекта все было уже достаточно хорошо: он изначально больше работал с коммуникацией между правительствами Украины и Молдовы, и они с этой задачей справились на отлично. Но когда возникла необходимость рассказывать обычным людям о том, чем они занимаются, начались проблемы. Именно об этом мы и говорили во время менторской сессии. 

Результатом стал супербыстрый разбор ситуации и поиск новых направлений для коммуникации. Надеюсь, хотя бы некоторые идеи, к которым мы пришли, пригодятся проекту. 

Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт? 

  1. Понимание, как сложно на самом деле бороться с популизмом и черно-белым мышлением. 
  2. Понимание, насколько полезным может быть выход из «своей» зоны и обмен опытом — даже не менторская сессия, а общение с представителем проекта после нее помогло собрать некоторые пазлы в моей голове. 
  3. Понимание, что часто роль массовой коммуникации все еще недооценивается, и вместо поиска идей коммуникационщику проекта приходится постоянно доказывать ее важность внутри. 

Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные? 

Выражу мысль образно. Собрать своих топов, например, в Житомире, покатать на маршрутках, сводить на рынок и поговорить с людьми на тему своего проекта. После этого сесть и попробовать подумать о стратегии еще раз. 

Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу? 

Не уверена, существует ли нечто подобное. Это была бы организация, которая занимается просветительской деятельностью и учит людей жить в эпоху постправды, когда фейки не отличишь от новостей, факты от выдумки, а лозунги от плана действия. 

Начала бы с разработки курса по факт-чекингу для школьников и стратегии, как пролоббировать его включение в школьную программу. Да хотя бы в рамках БЖД, всяко полезней, чем, например, техника безопасности при работе с токарным станком: токарный станок у тысячи людей, а смартфон с соцсетями в руках у миллионов. 




Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли? 

Проект аналитического центра Сedos. Цель проекта — повышение уровня качества высшего образования. Центр разработал тест, который помогает выбрать вуз/специальность, оптимальные для абитуриентов. По задумке авторов, это поспособствует тому, что студенты будут более требовательными к качеству образования, а это будет стимулировать вузы повышать уровень обучения. 

Мы пришли к выводу, что проблема гораздо глубже. Это больше стратегическая задача, и тактическими изменениями результата не добиться. Проблема «невідповідної вищої освіти» не актуализирована. Это все равно как если бы мы пытались продавать дезодоранты, не актуализировав до этого проблему — запах пота. Поэтому стимулировать абитуриентов (или их родителей) заходить на сайт для прохождения опросника, крайне сложно, потому что мало кто понимает, зачем это нужно. 

Проблема в том, что в Украине спрос превышает предложение. Высшее образование традиционно является обязательным атрибутом развития украинца. Поэтому почти все считают необходимым учиться в вузе. У нас слишком много людей, которым вуз необходим не для знаний, а для галочки. Они не чувствительны к качеству образования и у них множество других проблем: где подешевле, где проходной балл пониже. Поступить — ключевое слово. Такие люди увеличивают спрос над предложением. И вот это и есть главный барьер, с которым необходимо работать. Абитуриенты, которым важно качество образования, самостоятельно (без теста) знают ответы на вопросы: куда они хотят поступать, где действительно учат, какие перспективы у специальности и т. д. 

Стратегия: для того чтобы повысить качество образования, нужно убрать из высшего образования случайных студентов — тех, кто, возможно, лучше бы чувствовал себя электриком или сварщиком. 

Решение: необходима отдельная кампания, чтобы построить знание о проблеме: ты можешь впустую потратить пять лет жизни и получить профессию, которая никому не нужна. 

Коммуникация: повышать престижность среднего специального образования. Демонстрировать, что магистры работают официантами за 10к грн, в то время как сварщика за 40к грн практически невозможно найти. 

Результат: если поменяется ситуация и спрос превысит предложение, то это и будет стимулом повышения качества образования. Вузы будут охотиться за абитуриентами, а не наоборот (как происходит сейчас). 

Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?

  1. Интересная задача, которая позволила углубиться в ситуацию с высшим образованием в Украине. 
  2. К сожалению, многие приходят на менторские сессии за волшебной таблеткой и быстрыми решениями. 
  3. SHKALA — очень полезный форум. Позволяет поднимать профессионализм людей, которые работают в НГО. 

Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные? 

Если задача декларативно отработать грант (закрыть отчет), то вопрос эффективности и креативности уходит на задний план. 

Задача социальных кампаний — менять психологию людей, и это сложная задача. Важно понимать, что компания от НГО должна быть сделана профессионально: наличие стратегии, креативной идеи, профессиональное исполнение, оценка эффективности и т. д. 

Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу? 

Сложный вопрос. В Украине слишком много социальных проблем. Работу начали бы с анализа ситуации, чтобы понимать, как коммуникация меняет ситуацию. Слишком часто мы слышим, что необходимо разработать рекламную кампанию, но понимания рынка (структуры, динамики, восприятия и т. д.) нет. 

Как говорил Джефф Ричардс: «Творчество без стратегии называется искусством. Творчество со стратегией называется рекламой». 




Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли? 

Для подопечной Александры было важно решить две масштабные задачи: как она может популяризировать Украину в мире и каким может быть вклад одного человека в устойчивое развитие планеты. 

Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт?

1. Надо осознанно выбирать ментора. 

2.Наставничество может принести быстрое решение благодаря опыту и связям наставника (наставницы). В результате моей менторской сессии на сцене форума SHKALA Росколана Стадник, руководительница коммуникационного департамента секретариата Кабинета Министров Украины, предложила Александре Бабошиной стать амбасадором бренда Ukraine NOW. 

3.Наставничество – это отношения, основанные на доверии к ментору и обязательстве подопечного действовать. Результат наставничества – ответственность подопечных.

Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу? 

Меня бы заинтересовала такая сфера, которая соответствует Целям устойчивого развития ООН. Я бы проверила, как это совпадает с моими ценностями: Украина в мире сегодня и завтра, расширение возможностей человека, инновации и технологии для улучшения качества и продолжительности жизни. 

Какая команда меня бы заинтересовала: с разным опытом, гендерно смешанная команда, с участниками разного возраста. Международная команда. Национальные масштабы. Прозрачность в финансировании, отчетности и принятии решений. 

Мой план действий состоял бы из таких шагов: 

  1. Разработка стратегии внутренних коммуникаций та реализация планов. 
  2. Сотрудничество с другими НГО. 
  3. Проведения анализа и мониторинга функционирования системы внутренних коммуникаций и эффективности коммуникационных методов (репутационный аудит, коммуникационный аудит, фокус-группы, анкетирование и т.д.). 
  4. Планирование PR-решений и рекламных кампаний. 
  5. Создание и внедрение политики и концепции системы внутренних коммуникаций. 
  6. Координация работы по поддержке и совершенствованию электронных каналов коммуникаций. 
  7. Координация подготовки и производства внутренней полиграфии, сувенирной продукции, рекламно-информационных материалов для внутренних коммуникаций и формирования HR-бренда. 
  8. Разработка ценностного предложения работодателя для потенциальных сотрудников и внедрение стратегии бренда компании как работодателя. 
  9. Формирование репутации работодателя среди основных целевых аудиторий и экспертного сообщества. 
  10. Организация корпоративных мероприятий (от идеи до проведения, внутренних и внешних массовых). 
  11. Подготовка контента (тексты для рассылок, статей, пресс-релизов, интервью, фото-, видео- и аудиоконтент, анимация). 
  12. Работа с корпоративными медиа (сайтом, страницами компании в соцсетях, интранетом, дайджестами, печатными материалами и т. д.). 
  13. Оформление офисных помещений как одного из каналов внутренних коммуникаций. 
  14. Взаимодействие с разными подразделениями компании в комплексных проектах по трансформации и проведения изменений. 
  15. Арт-проекты при участии сотрудников. 
  16. Подготовка и сопровождение уполномоченных лиц и героев как амбассадоров организации. 
  17. Подготовка материалов о работодателе для выступлений, публикаций в медиа, конкурсов и рейтингов. 
  18. Инновации и эксперименты для повышения осведомленности целевой аудитории, в частности в учебных заведениях и партнерских организациях. 
  19. Развитие стратегии сотрудничества для популяризации темы организации среди бизнеса, вклад в развитие корпоративной культуры и сотрудничество с бизнесом. 
  20. Анализ результатов и подготовка отчетов. 



Опишите проблему, которую вы решали для проекта во время менторской сессии. К каким результатам пришли? 

Мы решали проблему построения цифровой воронки продаж для события. Пришли к тому, что необходимо использовать сайт-центричную платформу и Facebook как основной канал для продвижения. Привлечение человеческого ресурса в виде отдела продаж является неотъемлемой частью воронки. 

Топ-3 вывода после менторской сессии. Что дал вам этот опыт? 

Невозможно дать единственно правильно решение проблемы за такое короткое время, потому главное — понять основные проблемы и задать направление. А умение задавать правильные вопросы, мне кажется, получилось.

Чего не хватает украинским НГО, чтобы их коммуникации были креативные и эффективные? 

Использование цифровых технологий для анализа результатов. Креатив это один из вариантов стратегии и его эффективность измеряется в цифре в том числе. 

Если бы вас пригласили возглавить департамент коммуникаций в одной из общественных организаций, что это за организация была бы? С чего бы вы начали свою работу? 

Мне импонирует тема спорта, возможно, это может быть НГО по популяризации спорта среди детей. Мне кажется, что в современном цифровом мире тему спорта для детей не раскрывают в полной мере, а именно в части правильного выбора дисциплины. Я бы начинал с определения стейкхолдеров, учитывая тот факт, что наличие инфраструктуры для спорта критично, то в стратегии делал бы основной акцент на то, чтобы создать максимальный запрос государства на развитие спортивной инфраструктуры. 




Фото — Unsplash

Расскажите друзьям про новость

Новое видео