От розового к черному, или 11 оттенков эволюции и деградации PR
10 Сен 2018, 10:51
PR

От розового к черному, или 11 оттенков эволюции и деградации PR

Ок, Google, я знаю, что такое белый PR — а зеленый, желтый и другие? Интро в матчасть по коммуникациям от Виктории Есауленко, маркетинг-директора Asters

Вот прямо сейчас наберусь наглости (да чего уж там, зачем набираться того, что и так тебя переполняет) и перефразирую гения: вся наша жизнь — PR и все мы в ней пиарим. Себя, свое дело, свою семью, свое хобби несмотря на то, что очень часто даже не осознаем этого. Поэтому предлагаю немедленно принять во внимание этот факт и продолжать делать все то, что и так уже делаем, но только осознанно и профессионально, понимая не только что и как, но и зачем.

Виктория Есауленко
маркетинг-директор юридической фирмы Asters

Несмотря на то, что в дословном переводе PR (public relations)— публичные отношения, PRом мы привычно называем все, что касается продвижения. При этом продвигать можно все, что угодно; куда угодно, зачем угодно и как угодно. Именно способы продвижения — это и есть PR технологии, и они уже стали настолько прекрасны, что даже разноцветны и разноплановы.

Начнем с начала — с белого PR. Белым PR стал называться, как только появился его антагонист — черный PR. Изначально был просто себе PR — распространение информации, предназначенной создавать и поддерживать позитивное отношение к людям, компаниям, произведениям искусства, политическим партиям, просто каким-то явлениям и даже странам. Всему, собственно. И так, чтобы было совсем понятно, главная задача PR — это не поцелуй в щечку. Это длительный и продуктивный брак с печатью в паспорте. В смысле, надолго, если не навсегда. То есть, если ваш жених захочет, чтобы его мама любила и почитала вас, как будущую невестку, он должен рассказывать и показывать свекрови только хорошее, не только о вашей красоте и разуме, но и о хозяйственности, и об экономности, и многофункциональности. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Следовательно, черный PR — это путь к разводу, скандальный, грязный, с продолжительными неприятными последствиями и далеко идущими выводами. Это информационная война, с распространением заведомо неправдивой, негативной, перефразированной, перекрученной и перевранной информации об объекте. Предназначение одно — утопить в грязи имидж и репутацию врага в глазах общественности в целом и свекрови в частности. Если белый PR должен помочь вам, как условной перспективной невестке, завоевать позиции в доме будущего мужа и убрать из голов будущих родственников все мысли об альтернативно возможных хозяюшках, то если вдруг ваша репутация будет подвергнута черному PR, вам тяжело будет накормить своим борщом свекра и дождаться, что бабушка мужа подарит свои фамильные драгоценности.

Но между бабушкиными драгоценностями и вылитым на голову борщом есть еще нюансы. Начнем с оттенков серого — так называемый серый PR, который уже и не PR совсем, а скорее, реклама. Или на английском это называется advertorials — проплаченные статьи. Следовательно, если вы сначала тайно выкупите у бабушки, а потом она при всей семье как бы подарит вам драгоценности; или если вы заплатите своей сестре, чтобы она вывернула борщ свекру на голову, — это и есть серый PR. 

Нерадостный подбор цветов можно разбавить розовым PR — это мифы и легенды. То есть, если на первой встрече со своими будущими свекрами вы рассказываете, что в джунглях Амазонки утопили анаконду, которая хотела удушить их любимейшего сына (при том, что вы всего лишь полагаете, что во время вашей поездки в джунгли увидели что-то похожее на то ли анаконду, то ли ужа, то ли канат просто валялся под лодкой) — это и есть розовый PR, а никак не вранье, как может подумать сестра мужа, когда узнает его версию событий. 

Есть еще прекрасно разноцветный вид PR — зеленый. Это любой вид информации, который исходит от вас по поводу вашей корпоративной социальной ответственности, связанной с экологией и окружающей средой. Займитесь зеленым PR себя — расскажите, как вы убираете за собой мусор на пикнике и пусть все (включая вас) гордятся вами.

На этом разноцветность PR не заканчивается. Желтый PR — это все равно, что желтая пресса. Грязно и пошло. Если подруга невесты скажет жениху, что у его невеста ну очень востребована и популярна у всех мужчин их района — это именно он и есть, желтый PR. Особенно таких «подружек» много в политике и шоу-бизнесе. Так уж сложилось. 

Кроме не очень приятного желтого, есть просто омерзительный, коричневый — это пропаганда в чистом виде. Неофашизм, ксенофобия и иже с ними. Свекровь, устроившая сыну жуткую истерику и угрозу проклятия, если он женится на девочке только потому, что она католичка, а не православная — это вот ну очень рядом с коричневым PR. 

Вернемся к хорошему — социальному PR. Это тоже корпоративная социальная ответственность, но раз экологи ни при чем, то уже и не зеленый. Вся информация, которая касается благотворительности. Социальный — один из лучших инструментов построения репутации. Кого больше всего будут уважать родственники? Того, кто регулярно ездит помогать бабушке на огороде. Главное, чтобы при этом сын не голодал и был чист и ухожен. 

Если вдруг вы не знали, то потороплюсь сообщить, что существует не только вирусный маркетинг, но и вирусный PR. Это настолько интересная информация, которую передают «из рук в руки». Надо только всегда помнить, что, вырвавшись на волю, вирус перестает быть контролируемым. Если вы скажете золовке, что чрезвычайно креативны, разносторонни и изобретательны в домашнем хозяйстве, не известно, что дойдет до вашего мужа.

Даже если вы спокойный, мирный и готовый идти на компромиссы человек, иногда случаются такие ситуации, когда единственным инструментом для их урегулирования является конфликтный PR. В деловой жизни это самый действенный инструмент защиты против рейдерских атак. Представьте, что одним прекрасным утром вы находите у себя в квартире семью родственников из новгородской области, радостно сообщающую вам, что теперь они будут у вас жить. В чем состоят приемы конфликтного PR: 1. Обзвонить всех родственников, журналистов и полицию (получить поддержку широкой общественности и СМИ). 2. Предупредить паспортистку, что, если она вздумает кого-то из «гостей зарегистрировать, судовой иск ей обеспечен (увеличить финансовые затраты на реализацию планов, часто коррупционных). 3. Пригласить бойфренда дочери — мастера спорта по боксу в гости (привлечь дружественный ресурс к защите законного собственника). 

И напоследок, самый важный для личного продвижения СамоPR. Самый важный он потому, что никто, никогда и ни за какие деньги не продвинет вас лучше вас самих. Поэтому сначала строим (хотя бы у себя в голове) свой презентационный пакет о своих самых больших достижениях и самых разительных победах. Задача состоит в том, чтобы не только будущий муж и свекры, но и как можно большее количество людей узнали о том, насколько вы замечательны, профессиональны, умны и вообще молодец во всех смыслах этого слова. 

Зачем мы сейчас игрались в эту разноцветность? Потому что это часть PR технологий, а пользоваться PR технологиями нужно, потому что это совершеннейшие наборы инструментов не только для коммуникаций в бизнесе, но и чтобы свекровь ценила, свекор поздравлял не только с днем рождения, золовка мыла за собой посуду, экс-подружки мужа даже не думали отправлять ему провокационные фотографии, а его друзья были убеждены, что ему очень повезло с женой. Ваша репутация — дело ваших рук, точнее вашего PR и всех его цветов.

Читайте о партизанском маркетинге и почему стоит использовать приемы исподтишка от Виктории Есауленко.

Расскажите друзьям про новость