08 Окт 2007, 21:00

Осенний телесезон: больше и лучше

Начало нового сезона – понятие довольно условное на телевидении. Некоторые каналы уже «выстрелили» целым рядом обновленных и свежих проектов, а для кого-то сезон начнется не раньше первых чисел октября. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых тенденциях. Каналы не скупятся на создание собственных брендовых продуктов самого разного формата, а социально направленные программы и документальное кино достойно конкурируют с сериалами и развлекательными шоу

Осенний телесезон: больше и лучше

Начало нового сезона — понятие довольно условное на телевидении. Некоторые каналы уже «выстрелили» целым рядом обновленных и свежих проектов, а для кого-то сезон начнется не раньше первых чисел октября. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых тенденциях. Каналы не скупятся на создание собственных брендовых продуктов самого разного формата, а социально направленные программы и документальное кино достойно конкурируют с сериалами и развлекательными шоу.Осень — традиционная пора определенной радости телезрителей и определенных надежд телевизионных каналов на спонсорские пакеты как относительно рейтингов, так и надежд на более выгодные сделки с сейлз-хаусами на 2008 год.ТрендыТрадиционно в конце августа и начале сентября телевизионные каналы меняют наполнение, программную политику, графическое оформление, а иногда даже и позиционирование. Осенний телесезон «осень 2007» не стал исключением. С развитием отечественного телевизионного и рекламного рынков тренды на рынке ТВ и ход конкурентной борьбы телеканалов приобретают все более отчетливые формы.По мнению Игоря Остракова и Андрея Таранова, управляющих партнеров экспертной группы Kwendi, основным отличием нового телесезона от предыдущих станет настоящая борьба собственных проектов и звезд. Если раньше соревновались 2-3 программы, то этой осенью свои большие шоу сделает практически весь первый эшелон. Однако в Kwendi полагают, что ирония в том, что больше всего денег заработает не канал с самым громким проектом, а тот, кто лучше всего отработает рутинные вещи — грамотное построение программной сетки, техничное анонсирование, понятное ожидание от бренда и гибкую работу с непрямыми рекламодателями.Представители медиаагентств рассказывают, что в этом году еще больше обострилась проблема постоянного снижения ТВ-аудитории по большинству целевых аудиторий, интересных для рекламодателей. «Люди уходят от экранов, и причина этому не просто хорошая погода, — утверждает Юлия Верченова, управляющий директор агентства FCB Media Ukraine. — Программинг на украинском телевидении в целом оставляет желать лучшего, народ перестает интересоваться телевидением и начинает поиск развлечений в других местах». В агентстве считают, что конкурентным преимуществом для каналов сейчас может быть только постоянный поиск и включение в сетку новых форматов программ, необходимо постоянно держать аудиторию в тонусе. Слабые места сегодняшнего телеэфира — минимальное количество аналитических программ, «заезженные» ток-шоу, недостаточно привлекательный кинопоказ.Еще одной тенденцией отечественного ТВ-рынка Ирина Костюк, CEO медиаконсалтинговой компании Media Resources Management, считает тот факт, что каналы пытаются не растрачивать силы на несколько продуктов, а концентрируются на каком-то проекте, на который делают большие ставки и надеются превратить его в знаковый хит сезона, такой себе бренд канала. «Так было с «Танцами»… на «1+1», с «Фабрикой красоты» на ICTV, пытался сделать «Интер» со «Звездным дуэтом», но «Шанс» так и оставался брендообразующим продуктом, для «Нового» брендом стали «Солдаты», для ТЕТа — «Дом 2» и так далее», — рассказывает г-жа Костюк.В осеннем сезоне получает новое воплощение тенденция производства продуктов собственного производства. По мнению экспертов, этот факт свидетельствует о повышении качества, а также спроса на украинский продукт и об определенной зрелости рынка. «Украинский продукт стоит в прайме не только украинских каналов, но и российских, — рассказывает Ирина Костюк. — Что касается востребованных форматов, то тут очень широкий спектр — это и короткие сериалы (4-12 серий), и долгоиграющие (100+), и фильмы, и развлекательные программы, и документалистика». Среди самых ярких проектов, запланированных на новый ТВ-сезон, можно отметить на «Интере» — «Великие украинцы» и авторская программа «Свобода Савика Шустера», сериал «Колдовская любовь», которую «Интер» снимает в сотрудничестве с «Про ТВ», также «Интер» самостоятельно работает над производством пяти телефильмов; «1+1» — «Танцы на льду», и третьи «Танцы со звездами», сериал «Сердцу не прикажешь» производства Film.UA, ICTV — Последний комик, «Новый» — «Фабрика звезд», СТБ — «Эники-Беники» и ряд других программ.В общем, изготовление собственного продукта пока по карману только каналам первой пятерки, ведь, как рассказывает Максим Лесняк, руководитель креативного бюро Milk Creative Service, зачастую дешевле купить формат, чем придумывать, тестировать и развивать свой продукт.Однако, по мнению Романа Костенко, медиадиректора агентства Nostra Communications, если говорить о способах проявления рекламодателей в проектах, то прорыва ожидать не стоит: каналам проще предлагать свой стандартный набор (заставка, устное объявление, лого), а не изобретать что-то новенькое, чтобы потом кому-нибудь продать. Как правило, заказчику самому нужно проявлять инициативу, чтобы получить гармоничный продукт на выходе. «Иногда встречается хорошая (пусть не всегда ненавязчивая) интеграция в контент — но идея, как правило, всегда исходит от рекламодателя или рекламного агентства, а не от канала», — рассказывает г-н Костенко. Однако если говорить об отдельных проектах, в том числе спонсорстве, то весьма вероятно, что некоторые успешные проекты могут подорожать, если же говорить о прямой рекламе, то существенное повышение цен крайне маловероятно, разве что на отдельные периоды, когда спрос будет превышать предложение, считают в Nostra Communications. А вот в FCB Media Ukraine повышения цен ожидают и не только за счет сезонных наценок. «По итогам первого полугодия виден недобор объемов по сравнению с изначальным прогнозом на 10-15%, которые сместятся на осень, плюс еще и 5-10% незаявленных ранее объемов рекламодателей, — рассказывает Юлия Верченова. — Вот на эти дополнительные осенние бюджеты и будут, скорее всего, выдаваться новые условия закупки. Что, в свою очередь, в условиях дефицита рекламного эфира повлечет за собой «выдавливание» более дешевых текущих объемов (например, более дешевых типов размещения) и, соответственно, увеличение средних цен и для текущих рекламодателей». В целом, в агентстве ожидают увеличение прогноза по инфляции в 2007 году до 10% по сравнению с первоначальным.Стоит напомнить, что сейлз-хаусы («Интер-реклама» и «Приоритет») в этом году ввели еженедельные наценки на размещение рекламы на ТВ. То есть в начале года и летом, когда заполняемость рекламных блоков падает, наценка на размещение будет минимальной, а вот на грядущий осенний сезон наценка будет существенно возрастать и может составлять 50% и более. По прогнозам ВРК, средняя инфляция на 2007 год составит 35-40%, объем рынка ТВ-рекламы составит $500 млн.Лидеры рынкаТрадиционно лидерами украинского телевидения являются телеканал «Интер» и канал «1+1». По результатам исследования компании GFK Ukraine, на июль (до начала осеннего сезона) аудитория канала «Интер» составила 21,21%, а канала 1+1 — 12,07%. В FCB Media Ukraine ожидают, что на «Интере» будет продолжаться процесс, начатый в этом году — улучшение селекции программ, оттачивание списка, адаптация дизайна канала, изменение информационной службы.По мнению Юлии Верченовой, в новом сезоне канал, скорее всего, не будет сильно форматировать сетку, делая акцент на сильные телесериалы в прайм-тайм совместного с россиянами производства, однако наполнение отдельных линеек может измениться, например, с приходом Шустера должны появиться новые аналитические форматы. Что касается «1+1», то, по мнению г-жи Верченовой, канал от дальнейшего падения рейтингов может спасти сейчас только грандиозные изменения в программной политике. Новый виток «Танцев…» может быть еще интересным и в этом сезоне, но одной программой канал не вытянешь, необходим суперпродукт для прайм-тайма, в первую очередь, киносериальный.Новый сезон на канале «Интер» стартовал 24 августа в День Независимости Украины. С этого дня изменилось «лицо» эфира: не только логотип, но и все заставки, и внешний вид студий, — практически ни одна программа не останется в прежнем оформлении. Новый логотип «Интера» разработала компания «ШАН-дизайн» (Москва). По мнению Анны Безлюдной, генерального продюсера «Интера», логотип получился очень удачным — он соответствует позиционированию «Интера» как главного канала. «Он самодостаточный, понятный, простой. И олицетворяет уверенность», — считает г-жа Безлюдная.Среди других продуктов, на которые делает ставку «Интер», стоит выделить, во-первых, общественно-политическое ток-шоу «Свобода Савика Шустера». Программа представляет собой дискуссию по наиболее актуальным проблемам общественной жизни Украины. Автор и ведущий — Савик Шустер. В программе участвуют герои, эксперты и аудитория. Помимо журналистских расследований в прямом эфире, будут также включения из регионов и голосование аудитории в студии. Хронометраж — 2 часа.Проект «Великие украинцы» стартует в октябре. На «Интере» утверждают, что программа будет принципиально новой для украинского телевидения, которая объединяет ток-шоу с интерактивным опросом телезрителей (всех граждан Украины) о месте и роли выдающихся государственных и политических деятелей, военных, художников, ученых, спортсменов, религиозных деятелей в национальной и мировой истории. Ведущий — Савик Шустер. 24 августа в четырех городах Украины (Киев, Львов, Харьков, Ялта) состоялась презентация проекта и предварительный этап голосования, во время которого жители и гости данных городов назвали имена тех, кого они считают по-настоящему великими украинцами.Еще одним масштабным проектом канала «Интер» станет передача «Знак качества», генеральным партнером которой станет Госпотребстандарт Украины (Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики), который исследует, тестирует продукты для проекта на базе своих лабораторий. Краткое описание: эксперты и покупатели будут выбирать лучшего производителя среди самых разных категорий товаров — от пищевых продуктов до, скажем, электроники. Также будут представлены исторические сведения об этом товаре, советы по его выбору и использованию, консультации специалистов по поводу его пользы или вреда, указание цен на него в различных регионах Украины и прочее. Знак качества будет выходить 5 раз в неделю в обеденное время. Ведущий — Константин Грубич.Также «Интер» расширяет собственное производство документальных фильмов: до Нового года на телеканале обещают показать зрителю порядка 20 картин. На данный момент снимают Илларион Павлюк (руководитель студии документальных фильмов), Андрей Цаплиенко, Алексей Бобровников, Елена Елагина. Стартовала линейка 23 августа с фильма «Служу Советскому Союзу».К новому телесезону также обновляются форматы основных передач телеканала, в частности «Ключевой момент» (формат обновлен с 21 августа), «Жди меня. Украина» (формат обновлен с 27 августа), «Утро с Интером» (формат будет обновлен 3 сентября), «Картата Потата» (обновления с 15 сентября), также незначительные изменения произойдут и с другими программами.Что касается кино и сериалов, то на «Интере» в субботнем и воскресном прайме планируются показы премьерных фильмов категории А, которые недавно были в прокате. Из ближайшего: «Чарли и шоколадная фабрика», «Голливудские копы», «Плохие парни-2», «Управление гневом», «Эскадрилья Лафайет», «Мисс конгениальность-2». Из недавно снятого российского кино на экранах появятся такие картины, как «Ночной дозор», «Ночной дозор-2», «Консервы», «Жестокость», «Глянец», «Неваляшка».Среди сериалов в ближайшее время зрители смогут увидеть сериал «Ликвидация» (2007 год), сериал «Возвращение Турецкого» (новый сезон сериала с Александром Домогаровым и Мариной Могилевской), сериал «Богатая и Любимая» (от авторов хита 2005 года «Обреченная стать звездой» — Елены Ласкаревой и Анастасии Волковой).Канал «1+1» в новом сезоне по прежнему делает ставку на телепроект «Кадеты». В частности новый телесезон канал начинает 1 сентября со старта юбилейного десятого сезона интеллектуального детского конкурса «Самый умный» и его открывают герои другого популярного телепроекта — «Кадеты». Участниками первой игры нового сезона стали актеры телехита о юных суворовцах — пятерка кадетов, девушки кадетов, офицеры, преподаватели и даже одна мама. Всего — 12 человек, как и положено по правилам игры.3 сентября стартует новый и, как утверждают на телеканале, последний сезон сериала «Кадеты-3». Всего в третьем сезоне запланировано 70 серий. Его снимает режиссер Дмитрий Меднов, и съемки в Твери будут продолжать идти параллельно с эфиром до середины ноября.«Секс и город» снова появится в новом сезоне в эфире канала «1+1». Будет показан весь этот сериал, начиная с первых серий и заканчивая последними. А для приверженцев более классических форм отношений между мужчинами и женщинами — с 8 сентября начнется показ знаменитого французского киноцикла по романам Анны и Сержа Голон с Мишель Морсье, Жан-Луи Треньтиньяном, Клодом Жиро и Жаном Рошфором Анжелика — «Анжелика». «Маркиза ангелов», «Великолепная Анжелика», «Анжелика и король», «Неукротимая маркиза».В середине сентября на канале состоится премьера новой стосерийной теленовеллы, снятой по заказу «1+1» и питерского «Пятого канала» — «Сердцу не прикажешь». Проект — украинская адаптация очень популярного в Восточной Европе румынского телеформата «Слезы любви». Впервые в столь долгоиграющем сериале в главной роли снялся украинский мэтр Анатолий Хостикоев. Кроме того, в главных ролях — «Кармен» Ольга Филиппова, исполняющая роль опасной любовницы персонажа Хостикоева — Григория Варламова, в проекте также снимается Ольга Чурсина — она сыграет положительную героиню Александру, а также Евгений Пронин, Григорий Дрозд, Анастасия Сердюк, Лариса Руснак и Мисс Украина — Вселенная 2006 Инна Цымбалюк.С 15 сентября кулинарная программа «Вкусная страна» будет выходить с новым, но хорошо известным ведущим — Анатолием Борсюком. Сама программа останется без изменений — это будет все тот же конкурс поваров, где каждая программа — представление нового кулинара, чье блюдо оценивает профессиональное жюри. Турнир завершится к Новому году предновогодним кулинарным шоу с участием звезд экрана, ТВ и шоу-бизнеса.В конце сентября появятся первые результаты «Караоке на Майдане». Команда Игоря Кондратюка выпустит в эфир свой проект «Шанс» вместе с Натальей Могилевской и Кузьмой.В октябре канал «1+1» сделает то, что от него давно ожидают — «Танцы со звездами-3». Сейчас подготовка к проекту только начинается. Известно, что это будет международный проект — интернешнл-версия — и в нем станцуют финалисты украинской, российской, итальянской и польской программ.Второй эшелонТрадиционно к каналам второго эшелона относят СТБ с аудиторией за июль 7,7%, ICTV — 6,79%, «Новый» — 6,16%, однако в последнее время к ним вплотную приблизился телеканал «Украина» с аудиторией 5,26%. Мнения о ближайшем будущем этих телеканалов у экспертов рынка довольно противоречивы. К примеру, Юлия Верченова рассказывает, что в агентстве не ожидают значительных изменений в позиционировании, так как на сейчас все выставлено довольно грамотно.«Новый канал» будет продолжать молодежное позиционирование и выпускать в эфир развлекательные программы собственного производства, СТБ будет продолжать поступательно развиваться, целясь в семейную аудиторию и давая большое количество познавательных программ. «От ICTV, как от флагмана этой троицы, можно ожидать усиление информационной службы, а также возможности запуска большого развлекательно-игрового проекта собственного или совместного производства», — считает г-жа Верченова.Однако, по рассказам экспертов, именно «Новый» и ICTV планируют переформатироваться. В частности, на канале ICTV подтвердили, что намерены привлечь больше мужской аудитории 25-40 лет, и в связи с новым позиционированием подбирают соответствующие мужские телепродукты, а вот «Новый», в свою очередь, постарается привлечь больше женщин, чтобы попросту не конкурировать с ICTV.Среди новинок нового сезона на канале ICTV также будут представлены продукты собственного производства. В частности, 3-й сезон ток-шоу «Свобода слова» теперь с новым ведущим Андреем Куликовым, с 16 сентября в эфире появится стендап-шоу «Последний комик», с ноября сериал «Богун». Адвокатские расследования, с 11 октября программа «Максимум в Украине» (по четвергам), с октября выйдет познавательная линейка программ «Галилео» (предпрайм).Среди закупных продуктов на ICTV делают ставку на сериалы. В частности, на экраны выйдут «Герои» («Универсал»), «Затерянные» 1, 2, 3 (Дисней), «Побег из тюрьмы-2» («Фокс»); российские — «Опера-3» («Феникс фильм»), «Бальзаковский возраст» — 1, 2, 3 -премьера, «Час Волкова» (НТВ), «Тайны следствия» — 6, 7 — премьера.Новый сезон на канале СТБ стартует в октябре. Как рассказывают на СТБ, канал существенно увеличил инвестиции в собственное производство, общий бюджет которых составил около $3 млн., что в три раза больше чем в прошлом году. В планах канала — выпуск более десяти новых проектов, сделанных собственными силами или же по заказу. Все они будут соответствовать трем основным составляющим канала: познание, сопереживание и добрые воспоминания.Позиционирование канала осталось прежним. В частности, на экраны выйдут два новых форматных шоу. «Эники-беники» — это семейная игровая программа производства студии «Пилот» по формату Fremantle. Здесь дети объясняют своим языком значения разных слов, а взрослые угадывают, о чем идет речь. «Битва экстрасенсов» (британский формат Psychic Challenge) — программа-эксперимент, в которой люди, уверенные в своих сверхъестественных способностях, должны будут пройти ряд испытаний. В финале определяется лучший экстрасенс страны.СТБ, так же как и «Интер», продолжает снимать документалистику и в новом сезоне предложит два новых проекта о жизни звезд: портреты знаменитых людей и портреты ситуаций — одинаковые обстоятельства в жизни известных персоналий. Цикл начнется темой одиночества, где каждый из героев поделится своими методами борьбы с этой проблемой.Появятся и две программы в юмористическом жанре. «Вусалапохвіст» и «Кумедні кадри» основаны на смешном домашнем видео, однако если в первой главными персонажами являются звери, то во второй — люди. Оба проекта будут демонстироваться на канале в утреннее время по субботам и воскресеньям.Также СТБ выпустит строительную программу «Полный ремонт», которая, как утверждают телевизионщики, будет значительно отличаться от других аналогов. Цель проекта — сделать квартиру удобной для жизни, показать современные оформительские стили, материалы, технологии, а также рассказать, насколько затратна для обыкновенного человека вся эта затея.Среди познавательных программ появится исторический цикл «Тайны Украины» производства «Новой студии» Александра Ткаченко, программа собственного производства «В поисках истины», а также обновленный «Параллельный мир» с новым ведущим Валерием Сараулой. В планах и съемки ежедневной кулинарной программы.Что касается закупного продукта, каждый выходной зрителям будет предложен новый премьерный фильм украинского производства от студии Film.ua. Также СТБ продолжит проект «Документальный блокбастер», в рамках которого покажет самые зрелищные полнометражные документальные фильмы от крупнейших мировых производителей.Больше продукта собственного производства предложит зрителям и «Новый канал». Среди них, в первую очередь, необходимо отметить первую украинскую Фабрику зірок. Во-вторых, сериал с рабочим названием «Бывшая», который специально для «Нового» производит «АМЕДИА-Украина». «Это два очень дорогих проекта, и мы рассчитываем, что они станут стержневыми продуктами нового сезона», — рассказывает Ирина Лысенко, глава правления «Нового канала».С 10 сентября на «Новом канале» зрители смогут увидеть новые приключения Лиззи МакГуайр. В этот же день поклонники сериала «Солдаты» снова встретятся с прапорщиком Шматко в сериале «Прапорщик». В октябре на «Новом канале» премьера американского сериала о школьнице — «Ханна Монтана».Также «Новый канал» продолжит трансляцию новых выпусков программ, которые присутствуют в эфире и были визитной карточкой канала, такие как «Жертва моды», «Алло, гараж!», «Высший пилотаж», «Эксклюзив», «Шоумания», а «Свадьба за 48 часов» выйдет в обновленном формате. К этим передачам добавится еще один продукт «Нового канала» — проект «Анализ крови». Это программа о «звездных» детях, об их судьбах и о том, какой отпечаток на их жизнь отложила слава родителей. Уже сняты программы с сыном Таисии Повалий, дочерью Влады Литовченко, внуком Богдана Ступки. Готовится к съемкам передача с дочерью Юлии Тимошенко. Премьера проекта состоится 16 сентября.Телеканал «Украина» также порадует зрителей новинками как собственного, так и совместного производства. Уже на сегодняшний день, рассказывают на телеканале, куплены несколько лицензий, и в планах запуск украинских сериалов. В общем, в новом телесезоне телеканал делает ставку на спорт, предлагая зрителю новую концепцию показа Лиги чемпионов. В частности, за трансляцией игры в прямом эфире будет следовать футбольный проект «Ночь с Лигой чемпионов» с участием известных в Украине экспертов. Вести «Ночь Лиги чемпионов» будет Александр Денисов, продюсер и ведущий популярной программы «Футбольный уик-энд». После окончания экспертного обзора телезрители смогут посмотреть еще одну игру в записи. В итоге почитатели футбола проведут 5 часов с Лигой чемпионов на ТРК «Украина». Также по воскресеньям канал будет транслировать тележурнал «Дневник Лиги Чемпионов».В новом сезоне также выйдет программа-дополнение к «Событиям о социальных аспектах жизни в Украине» и программа «Репортер» с остросоциальными репортажами.Нишевые каналыСегментация рынка ТВ пока развита слабо. Фактически на сегодняшний день можно выделить только три сегмента, где присутствует конкуренция между каналами, а именно деловой сегмент и музыкальный.Бесспорным лидером делового сегмента является 5 канал с аудиторией на июль месяц 2,35%. Однако другие каналы, ориентированные на деловую аудиторию, не сидят сложа руки. К примеру, телеканал новостей 24 в августе запустил программу «Автомундиаль». Это, по словам Романа Андрейко, генерального директора телеканала «24», самая рейтинговая программа об автомобилях в Европе. В начале осени канал начнет трансляцию еще двух программ, одна будет рассказывать о коллекциях и коллекционерах антикварных вещей, другая — о стильных и дорогих мужских игрушках — яхтах, лошадях, гольфе, дорогом гаджете. Похоже, не сладко придется и лидеру музыкального ТВ-сегмента телеканалу М1. 24 августа был запущен музыкальный телеканал «MTV Украина» — круглосуточный украиноязычный музыкальный канал. Трансляция осуществляется через кабель и спутник. Сеть вещания телеканала будет включать иностранные шоу, программы и сериалы, дублированные на украинский язык, а также программы украинского производства, в частности MTV News, MTV Ukraine Top 20, Rock Ukraine, VJ Afternoon, MADE и прочее. Среди наиболее популярных иностранных программ, шоу и сериалов можно выделить такие как South Park, Beavis & Butthead, Pimp My Ride, Punk'd, MTV nplugged и прочее. Однако М1 сдавать позиции не спешит, в новом телесезоне в эфире музыкального телеканала появится два новых проекта «Хит готов» и «Ласкаво ходимо».«Люди — начинка бренда», или как создать бренд изнутриИздательство «Баланс Бизнес Букс» совместно с журналом Marketing Media Review выпустило книгу «Люди — начинка бренда». Книга будет полезна тем, кто создает в компании команду единомышленников. Ведь хорошо известно, что эмоциональная лояльность сотрудников к компании часто становится основой успеха того или иного ее бренда. Книга содержит рекомендации о том, как нанимать новобранцев и сохранять лучших людей. Как мотивировать сотрудников и формировать их лояльность к компании. Как создать в компании «внутренний бренд». И, собственно, каким может стать ваш бренд для клиентов.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео