16 Апр 2007, 21:00

Однозальные кинотеатры под вопросом

Однозальные кинотеатры под вопросом Пока муниципальные кинотеатры безуспешно пытаются доказать властям свою самодостаточность и окупаемость, демонстрируя отремонтированные за собственный счет залы и новое оборудование, их конкурентоспособность в 2-3-годичной перспективе, по мнению участников, под большим вопросом. Кинорынок развивается все динамичнее, зритель становится все более требовательным, а стоимость билета перестает быть решающим фактором, уступая место возможности выбора, который не в силах предложить однозальные, в своем большинстве, государственные кинотеатры. Тем более что средняя стоимость билета, по словам Валентины Рябоконь, директора киевской сети Одесса-кино, по мере насыщения кинорынка будет постепенно снижаться

Однозальные кинотеатры под вопросом

Пока муниципальные кинотеатры безуспешно пытаются доказать властям свою самодостаточность и окупаемость, демонстрируя отремонтированные за собственный счет залы и новое оборудование, их конкурентоспособность в 2-3-годичной перспективе, по мнению участников, под большим вопросом. Кинорынок развивается все динамичнее, зритель становится все более требовательным, а стоимость билета перестает быть решающим фактором, уступая место возможности выбора, который не в силах предложить однозальные, в своем большинстве, государственные кинотеатры. Тем более что средняя стоимость билета, по словам Валентины Рябоконь, директора киевской сети Одесса-кино, по мере насыщения кинорынка будет постепенно снижаться.- Каковы, по вашему мнению, основные критерии успешности любого кинотеатра?- Первым важным критерием является месторасположение кинотеатра. Центр города, наличие метро, транспортная развязка — все имеет значение. Также успешность и прибыльность кинотеатра определяется количеством залов: чем их больше — тем больше сеансов идет одновременно, соответственно, у зрителя есть выбор. Например, у нас (Одесса-кино в универмаге Украина. — Авт.) идет 30 сеансов в день, в ТРЦ Караван еще больше — там пять залов. В однозальном и двухзальном кинотеатрах идут всего от 5 до 12 сеансов в день, они ограничены в выборе и могут заказать меньше фильмов. Многозальные кинотеатры предлагают зрителю самый широкий репертуар и возможность посмотреть любой фильм в удобное для зрителя время. Также для «полного счастья» необходимо наличие премьерного зала, и мы рады, что такой зал у нас появился в Караване — на 474 места. Преимущество премьерного зала заключается в его вместительности: зрителю всегда хочется одному из первых увидеть новый фильм, киноманы же вообще стремятся попасть на премьеру в первый же ее день. Если в репертуаре появляется блокбастер, при зале в 400-500 мест (а в некоторых кинотеатрах и вся 1000) можно рассчитывать на очень хорошие сборы от его проката. При отсутствии премьерного зала, чтобы достичь такого же результата, необходимо иметь несколько копий фильма. Такой вариант не приветствуется дистрибьютором, которому приходится платить за каждую фильмокопию — от $500-700 до $1000-2000. — Расскажите об условиях работы с дистрибьюторами. Существуют ли какие-то определенные сложности, которым вы вынуждены подчиняться?- Кинотеатры находятся в прямой зависимости от дистрибьюторов. Мы получаем фильмы, которые они нам предоставляют, и если фильм кассовый, кинотеатр получает прибыль. Если нет хорошего репертуара, кинотеатр терпит убытки. Когда-то мы самостоятельно занимались дистрибьюцией, но со временем отказались ввиду рискованности этого бизнеса: очень часто закупаются фильмы, которые никто не видел, и сложно предвидеть, чего можно ожидать от их проката. В Украине есть около 10 крупных дистрибьюторов, которые имеют договоренности с производителями по закупке фильмов — либо через Москву, либо напрямую. Дистрибьютор также покупает у производителя авторские права на данный фильм на территории Украины, которые никто не может нарушить, в том числе кинотеатр. Они выставляют нам определенные условия, обозначенные в договоре — по скидкам, прокату, количеству сеансов. В этом плане нас очень ограничивают, но у них есть на это право. — Во сколько обходится поддержание кинотеатров в рабочем состоянии, каковы основные статьи расходов?- Львиная доля наших расходов, как и большинства других кинотеатров, расположенных в торговых центрах,- это аренда. На втором месте — энергозатраты: кинопроекторы очень энергоемкие, так же, как и оборудование кондиционирования кинотеатра. В плане фильмов затрат нет никаких: мы берем фильмокопию напрокат и через две-три недели возвращаем ее в целости и сохранности дистрибьютору. Для кинотеатра нужна постоянная реклама — как имиджевая, так и реклама фильмов. Первая необходима при запуске кинотеатра, но в идеале они должны идти параллельно. Так, под открытие кинотеатра в ТРЦ Караван мы проводили рекламную кампанию в прессе, на биллбордах, радиостанциях, организовали около пяти презентаций плюс масштабное мероприятие, посвященное собственно открытию. Сейчас мы делаем упор на промоушн нашего нового кинотеатра, но в дальнейшем планируем рекламироваться комплексно как сеть. — В отличие от муниципальных кинотеатров, Одесса-кино как частное предприятие располагает большей свободой действий. Но, возможно, некоторые моменты вы обязаны решать на государственном уровне?- Мне сложно говорить о муниципальных кинотеатрах. Возможно, у них есть обязательства перед мэрией, если государство каким-то образом участвует в их ремонте, строительстве и так далее. В этом плане мы, естественно, самостоятельны. На ценовую политику, репертуар, месторасположение кинотеатра государство никоим образом не влияет. Если говорить о зависимости от государственных структур, это Министерство культуры, которое контролирует кинопрокат, в частности, определяет аудиторию, и финансовые органы, которым мы платим налоги. Каждая пленка просматривается в Министерстве культуры, после чего выдается прокатное удостоверение с обозначением аудитории, для которой может быть показан фильм. В этом плане мы подчиняемся государству. Во всем остальном зависим от нашего арендодателя. — Какова стратегия сети Одесса-кино?- Самое важное для нас — иметь самый широкий и яркий репертуар. Второе — построение сети. На данном этапе сеть, в которую входит Одесса-кино, состоит из трех кинотеатров в Одессе (Родина, Москва, Звездный), один в Днепропетровске (Киностанция) и два в Киеве (в ТРЦ Караван и в универмаге Украина). В дальнейшем стоит задача по расширению сети как в Киеве, так и в регионах.- В данном случае одним из путей развития видится рост цен на билеты, которые в частных кинотеатрах и так недешевы…- В любом случае, мы не хотим поднимать цену, чтобы не оттолкнуть своего зрителя, вынудив его уйти в менее качественный, но более доступный для себя кинотеатр. Парадокс сегодняшнего дня как раз в том, что на фоне общего повышения цен стоимость билета падает. — С чем это связано?- Количество кинотеатров растет с каждым годом и в ближайшее время увеличится в два раза. Этот процесс займет не более двух-трех лет. А рост аудитории потенциального зрителя, воспитанного культурно проводить время не перед монитором компьютера, а в кинотеатре при качественном звуке и изображении, отстает от этих темпов. — Ваши прогнозы по развитию кинорынка?- Тенденция такова, что в каждом жилом массиве и микрорайоне появляется свой кинотеатр. Пока что реставрируют старые, в дальнейшем появятся новые многозальные кинотеатры.Трудности коснутся в первую очередь однозальных кинотеатров — в сегодняшних условиях им будет очень сложно работать. Зритель становится все более требовательным: он готов заплатить за сеанс на 5 грн. больше, но получить максимум комфорта: удобство расписания, качественные технические характеристики, обслуживание, интерьер. В связи с этим однозальным кинотеатрам приходится идти на разные ухищрения — понижать цену, предпринимать какие-то шаги в плане рекламы. Это главная проблема муниципальных кинотеатров, которые в большинстве своем имеют одни-два зала. Однозальные кинотеатры могут выжить при условии большого количества мест. Если в одном кинотеатре их 200, а в другом (например, Киевской Руси) 1000, то одним большим залом последний сполна отрабатывает на кассовых фильмах. В кинотеатрах, имеющих два-три зала и качественное современное оборудование, есть все шансы успешно работать. Перспектив развития у этих кинотеатров очень мало. Во-первых, в ближайшем времени в каждом массиве вырастет свой торговый центр, в котором будет свой кинотеатр, и он будет многозальным — как минимум четыре зала. Во-вторых, кинопрокат — довольно затратный бизнес. Кинопроекционное оборудование, кресла, энергоносители — все это требует очень больших затрат. Чтобы сделать качественный кинотеатр, нужны серьезные инвестиции. С каждым годом срок окупаемости становится все больше, а рентабельность меньше. Подорожание энергоносителей еще больше замедлит этот процесс.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео