12 Окт 2016, 08:21

Три маркетинг-спасения Николая Такзея

Вместо предисловия: маркетинг-директор Phillip Morris International в Украине написал это перед презентацией маркетинг плана с элементами design thinking в канве shared value с очень agile командой

Вы же помните, что 20 октября мы проведем Наверняка MRKTNG Марафон — первый марафон емких смыслов и кратких формулировок, в рамках которого маркетинг-директора нескучно выступят с двадцатиминутными полезными докладами о том, что они знают о маркетинге НАВЕРНЯКА?

Спикер Марафона, маркетинг-директор Phillip Morris International в Украине Николай Такзей прямиком с борта самолета оттелеграфировал нам колонку о трех подходах, которые вселяют надежду, что профессия маркетолога не умрет, но изменится и будет двигаться вперед.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Нет никакого сюрприза в том, что сегодня маркетинг как никогда переживает драматичные изменения. Все об этом говорят. И причин на это несколько:

  • Пролиферация выбора — всего очень много и потребитель хочет еще больше (кастомизации, эксклюзивности, удобства, стиля… продолжать до бесконечности)
  • Вокруг нас поток рекламных сообщений — говорят про цифры в районе 5,000 рекламных сообщений в день
  • Общее недоверие к маркетингу — все эти люди только и думают как мне впарить упаковку побольше и гаджет подороже, а на то, что мне по-настоящему важно им плевать (что в принципе правда)

Это конечно ̶к̶а̶т̶а̶с̶т̶р̶о̶ф̶а̶ просто прекрасно! Ведь это заставляет изменяться суть профессии, оставляя за бортом традиционного толка бренд-менеджеров и их немного обрюзгших от классических моделей и линейных воронок продаж руководителей. Как результат, традиционные компетенции маркетологов (см. объявления на сайтах поиска работы) стремительно обесцениваются, а налет мистики и избранности профессии разбивается о реальность.

Для себя я нашел вдохновение в трех новых (для меня) подходах. Каждый из них по-своему меняет маркетинг, к которому привык я — FMCG маркетолог из большой и не самой быстро меняющейся корпорации. Эти подходы не только возвращают меня в реальность из мира слайдов презентаций и топлайнов сотен страниц исследований. Они вселяют надежду, что профессия изменится, будет двигаться вперед не только на примере старт-ап кондитерских и барбер-шопов, но и в крупном бизнесе:

  • Дизайн мышление в создании продуктов, услуг, да чего угодно, когда первый шаг — понять потребности и/или болевые точки своей целевой аудитории и держать их в голове (а лучше на бумаге) на всех этапах от набрасывания идей до прототипирования и тестирования в реальном рынке с реальными клиентами.
  • Agile подходы в (не IT) маркетинге, где нет места многомесячному процессу создания одной, единственно правильной стратегии в мире (которой, к слову, нет и быть не может), а есть мантра выдачи продуктов рынку по мере готовности β-версий для максимально быстрой обратной связи, а команды объединены не связями в организационных структурах, а желанием создать то, что сделает отдых, работу, да любую часть жизни клиентов лучше, легче и т. д.
  • Компании, маркетинг которых понимает, что генерирование ценности (прибыли), хоть и является необходимым для существования бизнес организации, но при этом не является достаточным. Потому что вокруг есть не только клиенты, конкуренты и целевые рынки, но и общество, сотрудники, окружающая среда.

Ну конечно все три пункта — не новость. Но есть ли они в украинском маркетинге? Дизайн мышление со всевозможными производными в сервис дизайн (service design), клиентский опыт (customer experience design), клиенто-ориентированный дизайн (human centered design) движимы немногочисленными энтузиастами внутри компаний и на рынке консалтинга.

Agile маркетинг для не IT — загадка для многих и для меня лично, с которой я пытаюсь разобраться вместе с командой благодаря профессионалам из все того же IT, терпеливо помогающим меняться к лучшему, умело скрывая удивление и немой вопрос «а как вы вообще раньше работали?».

Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility), правда, обсуждается вовсю. У меня вот правда остается впечатление, что КСО — скорее реакция на то, что бизнес уже сделал. В то время как мне намного ближе философия shared value (общей ценности), когда бизнес закладывает ценность для общества в широком смысле, а скорее для разных сегментов клиентов непосредственно в процессе создания продуктов, услуг, маркетинговых коммуникаций, да и ценообразования в том числе.

Но процесс идет, все больше и больше внимания уделяется поднятым темам. На недавнем образовательном мероприятии по маркетингу и PR, 2/3 участников подняли руку, отвечая на вопрос «а слышали ли вы о дизайн мышлении». У интернов в моем отделе загораются глаза, когда рассказываешь об организациях, построенных по принципам холократии и так далее.

Чувствуете ли вы потребность в изменении привычного маркетинга? Насколько вы согласны с моим выбором «горячих» областей и было ли бы вам интересно почитать развитие моих мыслей по каждому из пунктов?

Расскажите друзьям про новость

Новое видео