«Не так важно, сколько людей это увидели в офлайне», или Что самое важное в experiential маркетинге
24 Дек 2019, 09:00

«Не так важно, сколько людей это увидели в офлайне», или Что самое важное в experiential маркетинге

Юлия Голота, СЕО Adsapience, и Олег Бертуш, CBDO Adsapience, о том, как переводить музыку для людей с проблемами слуха и довести за два месяца до победы команду пенсионеров-киберспортменов

Незадолго до Effie Awards Ukraine MMR пообщался с номинантом церемонии — агентством Adsapience. Юлия Голота, СЕО Adsapience, и Олег Бертуш, CBDO Adsapience, о том, как переводить музыку для людей с проблемами слуха, создать и довести за два месяца до победы спортивную команду и делать все это одновременно с выгодой для клиента и пользой для общества.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Adsapience — лидер на украинском рынке в сфере experiential маркетинга. Расскажите, что такое experiential и с чем его «едят»? 

Олег: Произошла трансформация продукта, который исторически назывался BTL. Появился такой термин, как experiential, который покрывает в основном все то, что относили к BTL, но включает в себя новые направления. Многое поменялось: и продукт как таковой, и парадигма коммуникации с потребителем. Раньше, когда не было еще настолько сильной пенетрации соцсетей, работал классический сторителлинг, где от третьего лица людям рассказывали, как им выглядеть, что есть и т.д. Это глобальная тенденция: с появлением соцсетей классическая парадигма от третьего лица, когда бренд рассказывает какую-то историю в одностороннем порядке, не работает. Сейчас бренд-коммуникация идет от потребителя к потребителю. Experiential работает над гармоничной интеграцией бренда в поле взаимодействия одного потребителя с другим.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

На кого из мировых агентств равняетесь? 

Олег: Мы не стесняемся признавать, что есть ведущие специализированные агентства за рубежом, которые задают тон и правила игры. Я выделяю два культовых агентства для себя: Momentum в США и агентство Sense в Великобритании. Sense выделяется, прежде всего тем, что они задают правила измерения эффективности. Ведь ведется постоянный разговор: «А можно ли телек сравнивать с тем, что делаете вы? Можно ли мерить качество и стоимость контактов?». Сейчас у нас, как минимум, два больших клиента, для которых мы готовим материалы, чтобы обосновать важность нашего инструмента. 

Юлія: Ну, тобто, треба розглядати все не тільки в форматі «пряма реклама, тєлік, наружка, радіо, преса» і, «о, Боже, діджитал», а ще й звернути увагу на те, що є непрямі канали комунікації. Є офлайнові канали коммунікації, такі як активації. І недарма це є трендом і в світі, і в Україні. Важливо розуміти, на що непрямі канали коммунікації впливають, які цілі вони вирішують і як правильно ці канали об’єднувати між собою.

С появлением соцсетей классическая парадигма от третьего лица, когда бренд рассказывает какую-то историю в одностороннем порядке, не работает.

Олег Бертуш
Директор по развитию бизнеса и инновациям Adsapience

Расскажите про последние активации, которые вы реализовали?

Юлія: Складно виділити якусь останню активацію, бо ми щодня реалізовуємо проекти. Минулого року, наприклад, ми реалізували 669 проектів. Якщо порахувати, то це два проекти щодня.

Хорошо, что не 666 ☺. Расскажите про ваши самые громкие проекты. 

Олег: Первое из того, что приходит на ум, — проект для Masterсard. Masterсard был одним из спонсоров Atlas Weekend 2019, и, помимо всех стандартных элементов, партнерство включало в себя бесконтактные платежи, брендинг-активации и большой социальный проект для людей с проблемами слуха, в рамках которого мы впервые привезли в Украину из США Амбер Галловей Галлео, переводчицу, которая умеет жестами передавать музыку. Более того, она обучила этому искусству местных ребят. 

Я, забегая наперед, скажу, что к нам уже выстроилась очередь из музыкантов, которые просят сопровождать их выступления подобным образом. Была также и технологическая часть, где в бренд-зоне мы сделали 2 сферы, которые вибрировали в такт музыке, люди могли их обнимать и чувствовать ритм.

Юлія: Цей проект називається #MasterсardVibes. Загалом Masterсard — бренд із місією, в рамках якої існує платформа інклюзивності. Те, про що розказав Олег, — це дуже велика та кропітка робота. Тому що треба було не тільки знайти людину, яка вміє перекладати музику, та привезти її, але й попросити її передати своє вміння іншим людям, і, найважливіше, дати можливість людям з вадами слуху рости. Ви ж розумієте, що в Україні люди з вадами слуху, навіть якщо вони геніальні самі по собі, часто не розраховують на професійну підтримку. А можливість для них навчитися перекладати музику мовою жестів може кардинально змінити їхнє життя. 

Важливо розуміти, на що непрямі канали коммунікації впливають, які цілі вони вирішують і як правильно ці канали об’єднувати між собою.

Юлия Голота
CEO рекламно-коммуникационной компании Adsapience, экс-управляющий директор DDB Group

Как измерить KPI в experiential? 

Олег: Тут важно упомянуть один момент: исторически BTL — это достаточно дорогой инструмент, и, когда начинают сравнивать телек и стоимость прямого контакта с потребителем на ивенте, сумма может отличаться в 50 раз. И классический финансовый или маркетинг-директор крупной компании, скорее всего, скажет: «Я не понимаю, зачем мне это нужно?». Если же говорить об эффективности, выделяют четыре типа experiential, и один из них — проекты, которые направлены на медиа-покрытие. И не так важно, сколько людей это увидели в офлайне, — важно, какой медийный потенциал дал этот проект, то есть, в какое бесплатное медиапокрытие это выросло по факту.

Юлія: І якщо говорити про #MastercardVibes в цьому ключі, завдяки проекту в Україні виникла нова професія — перекладачі музики на мову жестів. Усе це привернуло увагу медіа з охопленням понад 17 млн контактів, 89% із яких були безкоштовними. 

Олег: Еще один наш социальный проект — проект, посвященный киберспорту, для Lenovo в партнерстве с благотворительной организацией «Жизнелюб». В продуктовой линейке Lenovo есть мощные ноутбуки, на которых можно играть в компьютерные игры. Lenovo ежегодно организовывает кибер-турниры на арт-заводе «Платформа», но они достаточно нишевые и без медийного резонанса. В этом году нам удалось привлечь внимание к этому проекту с достаточно неожиданного ракурса. Вместе с GameInside и клиентом мы создали первую в Украине команду по киберспорту среди пенсионеров. А, изучив историю киберспорта, поняли что в скандинавских странах есть профессиональные команды среди пожилых людей. Существует социальная проблема — после выхода на пенсию не все понимают, чем им дальше заниматься. Как выяснилось, некоторые из этих людей находят себя в киберспорте.

Юлія: Інсайт полягає в тому, що кіберспорт — єдина галузь, яка не визнає ейджизму і гендерності. Там тебе вимірюють тільки за твоїм результатом, а не за тим, скільки тобі років і якої ти статі. Більшості людей, проти яких ти граєш, нема до цього ніякого діла, вони можуть цього ніколи і не побачити. Також можна формувати команди і грати, знаходячись у різних країнах. Незважаючи на те, що, згідно з останніми даними Newzoo, 15 млн українців називає себе геймерами, у нас все одно існує багато стереотипів та шеймінгу на цю тему. І ми хотіли показати, що геймерство — це те, що дає можливість кожному проявити себе. Так само, як ноутбук Lenovo дає можливість відкрити в собі твоє геймерське «я», твій геймерський азарт.

Олег: «Жизнелюб» и Lenovo отобрали желающих, обустроили в нашем офисе настоящую киберкомнату, где они тренировались на протяжении двух месяцев. У нас была возможность постоянно наблюдать за этим процессом, что мы и делали с большим интересом. Средний возраст участников — 67 лет. Но это были абсолютно разные представители возрастной категории: бабушка, которая вышивает, мужчина, который работал в убойном отделе, маркетинг-директор на пенсии. И между ними возникали какие-то взаимоотношения, по мотивам этого всего можно было даже снять ситком.

Им понравилось? 

Юлія: Їм не просто сподобалось, вони перемогли команду з Швеції. 

Олег: Причем, чтобы вы понимали, наши Ageless Shooters (название команды) выиграли с результатом 16:1, это просто феноменальный результат. А сначала им было так страшно, потому что Silver Snipers (команда из Швеции) — профессионалы, давно и слаженно играют.

Юлія: Наша команда тренувалася 3-4 рази на тиждень. Тренували їх дуже хороші гравці, які їздили на чемпіонати, вони їх навчали не просто грі, а стратегії та тактиці. І по грі було видно, що Silver Snipers діють «как бог на душу положит» , а наші «ходять» та прикривають один одного. Там ще був випадок — ну це тільки наші люди, напевно, так можуть, — у певний момент в грі нашого гравця викрив гравець зі Швеції , і наш дістав коктейль Молотова в стилі «я-то помру, але й ти зі мною». Просто оцініть рівень відданості грі! Це все було неймовірно. Особливо спостерігати за реакцією людей, які проходили повз: «Ого, посмотри, там деды какие-то играют!», «Да не гони!». І шалена кількість людей збігалася за цим спостерігати, хоча я спершу, чесно кажучи, взагалі не думала, що багатьом буде цікаво спостерігати за грою інших. 

Олег: Те проекты, которые мы сейчас озвучили, имеют социальный подтекст. Но это не потому что мы ничего другого больше не делаем, а потому что нам очень нравятся эти кейсы. Мы их подали и на Effie в этом году, посмотрим, что из этого выйдет*. Не так давно мы внутри компании многое переосмысливали и пришли к выводу, что круто иметь возможность делать коммерческие или полукоммерческие проекты, которые при этом приносят пользу людям.

*Уже после интервью стало известно, что из этого вышло

По версии Effie Awards Ukraine 2019: 

— Adsapience вошли в топ-5 лучших агентств Украины

— получили 2 золотых (в категориях «Социальная реклама и благотворительность» и «Спонсорство») и 2 серебряных награды (в категориях Brand Experience и «Потребительская активация») за проект Mastercard Vibes; 

— Lenovo Ukraine — финалист в категории Brand Experience; 

— Mastercard назван самым эффективным брендом. 

To be continued …

Расскажите друзьям про новость