08 Апр 2008, 08:49

Не хуже, чем в Европе

Украинскому рекламному продакшну не более 10 лет. Однако за столь короткий период он заметно преуспел – вырос из коротких штанишек съемки ручной камерой до использования оборудования, получившего несколько наград Американской академии киноискусства. Более того, уровень, качество и стоимость работы «на ура» воспринимаются не только отечественными, но и зарубежными заказчиками

Не хуже, чем в Европе

Украинскому рекламному продакшну не более 10 лет. Однако за столь короткий период он заметно преуспел — вырос из коротких штанишек съемки ручной камерой до использования оборудования, получившего несколько наград Американской академии киноискусства. Более того, уровень, качество и стоимость работы «на ура» воспринимаются не только отечественными, но и зарубежными заказчиками. Условно всех украинских игроков рынка продакшн, специализирующихся на съемках рекламных роликов, можно разделить на несколько групп. В тройку лидеров входят Radioactive Film Ukraine, «Кинограф» и Gulliver Film, которые начали свою деятельность в конце 1990-х и снимают до 10 рекламных роликов еженедельно. За ними идут еще около двадцати компаний: PSB-film, Family TVC Production, Lime Lite Studio, Adrenalin Brothers, Anomaly Film и другие. Игроки этой группы появились несколько лет назад, снимают 1-5 рекламных роликов в неделю и уже имеют собственную устоявшуюся клиентскую базу. В третью группу входят более сотни мастеров-одиночек. Чаще всего это продюсеры крупных студий, ушедшие на вольные хлеба, а также новички рынка. «За последнее время появилось много студий. Собираются по два-три человека, снимают квартирку под офис и объявляют себя продакшном. К сожалению, зачастую эти продакшны не отличаются высоким уровнем профессионализма. Мы на такие студии редко обращаем внимание. Предпочитаем работать с проверенными людьми», — говорит Александр Родионов, креативный директор РА SAHAR. Зачастую крупные заказы получают продашн-студии первых двух линий, в то время как новичкам приходится действовать на свой страх и риск, опираясь на личные знакомства с представителями рекламных агентств или перебиваясь мелкими и случайными съемками. Так, по словам Алексея Пасичника, креативного директора РА Adventa Lowe, решающим в выборе продакшн является репутация студии, ее размер, а также как часто и как успешно агентство работало со студией. Юлия Горобец, продакшн-директор Ogilvy Group Ukraine, утверждает, что даже мелкие игроки способны заинтересовать рекламное агентство, предложив интересную идею. «Мы работаем на рынке более 10 лет, хорошо знаем почти всех игроков, регулярно знакомимся с новыми студиями. К каждому проекту подходим индивидуально. Очень ценное качество — проактивность со стороны студии. Для нас это один из критериев при выборе», — говорит Юлия Горобец. Игра по правилам Взаимоотношения продакшн-студия — рекламное агентство — заказчик регулируются детальнейшей документацией, в которой прописываются все основные параметры будущей рекламной кампании, каналы коммуникации с потребителем и потенциальная целевая аудитория. Эти сведения используются при подборе актеров, съемочной команды, локации съемок и даже оборудования. «Главное правило: как пробрифуешь студию, такой результат и получишь. То есть от того, насколько четко и развернуто написаны брифы напрямую зависит конечный продукт», — говорит Юлия Горобец. По словам Юлии Сатыренко, продакшн-директора РА Young & Rubicam, бриф передается студиям вместе с технической информацией из продакшн-отдела, кроме сценария (storyboard) в документах обязательно указывается и временной график реализации проекта (timing). О необходимости брифа говорят и представители продакшн-студий. «Нам нужна структурированная информация. Исходя из базовых данных, мы строим первый план, второй план, разметку данных. Отдельно подбирается визуальный ряд, отвечающий каналу коммуникации — Интернет, ТВ. После этого мы делаем раскадровку, пишем общее видение съемок», — описывает подготовительный процесс съемок Андрей Зинченко, директор студии «Графит Медиа». Выбор студии, которая будет осуществлять съемку, происходит на тендерной основе, и главными критериями отбора, по словам экспертов, являются опыт студии, качество, цена и сроки выполнения работ. Кроме этого, РА обращают внимание на съемочную команду. «Мы всегда отслеживаем, как соответствуют представлению агентства о ролике и его бюджету предложенные режиссеры и принцип съемки», — говорит Алексей Пасичник. Несмотря на декларируемую прозрачность тендеров, большинство агентств работают с достаточно узким кругом студий, предпочитая давнишних и проверенных партнеров. «Нельзя приглашать в тендер слишком много участников. Есть риск захлебнуться в предоставленных материалах», — говорит Александр Родионов. С мнением о необходимости построения долгосрочных партнерских отношений согласен и Борис Киричек, продюсер THINK! McCann Erickson: «Немаловажным критерием является постоянное партнерство со студией, но время от времени, в зависимости от конкретных задач, обращаемся к другим студиям. Особенно это касается проектов, в которых используется специфическая техника или узкопрофильные специалисты». Представители продакшн-студий, в свою очередь, нацелены на построение долгосрочных партнерских отношений и получение позитивной обратной связи с клиентом. Это позволяет студиям войти в узкий круг компаний, получающих бриф. Низкие цены — высокое качество По словам игроков рынка, украинские студии по соотношению цена/качество дают фору многим своим российским и даже европейским коллегам. Так, заказы из-за рубежа, причем не только из России, занимают в некоторых продакшн-студиях до 80% работ. «Мы снимаем в Киеве по ряду причин. Первая и основная — высокое качество съемок и при этом довольно низкие, по сравнению с московскими, цены», — говорит Алиса Никитина, аккаунт-директор «BBDO Москва». В среднем цена на услуги украинских студий ниже аналогичного российского показателя на 15-20% и на 30-50% ниже цены зарубежных продакшн. По мнению Дмитрия Суханова, дешевизна услуг украинских студий относительна. «Успех рекламного ролика состоит из нескольких составляющих. Это хороший креатив + достаточный для этого креатива бюджет + хороший режиссер + доверие клиента и агентства к выбранному ими же режиссеру. Могу сказать, что с начала 2008 года этот минимум составляет около $50 тыс. Но если брать средний уровень бюджета производства рекламы в Украине — это сейчас $90-150 тыс.», — говорит Дмитрий Суханов, исполнительный продюсер студии Anomaly Film. С этим мнением согласен и Андрей Зинченко. По его словам, цены на услуги местных специалистов имеют стойкую тенденцию к повышению. «Одно из наших правил — не работать по демпинговым ценам. Качества все равно не будет, а нам дорога репутация», — говорит он. Рост цен, по словам игроков рынка, вызван тем, что производство рекламных роликов достаточно затратное из-за дороговизны профессиональной техники. Именно поэтому большинство студий предпочитает работать на аутсорсинге, арендуя дорогостоящее оборудование: операторские краны, камеры и прочую технику в специализированных компаниях-ренталах. Таких на рынке Украины несколько — «Патриот», «Фильмотехник», «Операторские технологии», и, по словам игроков рынка, уровень оборудования не уступает мировому. Так, например, в феврале 2006 года, компания-рентал «Фильмотехник» была награждена двумя техническими Оскарами Американской Киноакадемии в номинации «За достижения, которые демонстрируют высокий уровень технического и инженерного развития и важность для прогресса киноиндустрии». Кроме ренталов, на аутсорсинг отдается и поиск актеров. Так, многие студии, не имея возможности самостоятельно искать «рекламные» лица, сотрудничают со специальными кастинговыми агентствами. «У нас собственная кастинг-студия с данными более чем по 5000 лиц только в Киеве. Среди них актеры, профессиональные модели, и непрофессиональные, но талантливые люди», — говорит Дмитрий Суханов. Единственное, что не отдается на аутсорсинг — поиск съемочной команды, режиссера и оператора. По словам Анны Санден, генерального директора Lime Lite Studio, выбор режиссера — одна из самых сложных и важных задач, которые решает продакшн-студия во время съемок. «Каждый ролик имеет собственное лицо, и пара режиссер-оператор во многом определяет, каким именно оно будет. Специалисты нашей режиссерской лаборатории выбирают из обширной и постоянно обновляющейся базы данных профессионалов наиболее оптимальные для каждого проекта варианты, исходя из конкретной коммуникационной задачи и требований клиента или агентства», — говорит Анна. В целом, по словам игроков рынка, съемочную команду второго состава (директора производства, локейшн-менеджера, стилиста) — подобрать несложно, так как часть людей второго состава зачастую работает в штате студий. Кроме этого, существует достаточно большой рынок труда вольнонаемных профессионалов. Трудности возникают с подбором режиссера, так как тандем режиссер-оператор курирует весь съемочный процесс. «Правильно предложенные режиссер и хорошая стоимость — решающие факторы при выборе студии клиентом. Оператора, как правило, выбирает сам режиссер — это на его ответственности. Скажу только, что в поиске правильного режиссера мы задействуем и личные контакты и наработки, и общение на мировых фестивалях, и доступы к дорогостоящим базам режиссеров (есть такие). Над этой задачей у нас в студии постоянно работает отдельный человек, и еще двое подключаются в моменты особых нагрузок», — говорит Дмитрий Суханов. С ростом качественного уровня съемок все большее число украинских рекламных роликов сняты зарубежными режиссерами. «Зарубежные режиссеры с удовольствием снимают у нас. Они видят в нас новый рынок сбыта своего труда, новых людей, свежие идеи», — говорит Дмитрий Суханов. Единственное, чего пока нет в Украине, — студий для проявки и перегона пленки, поэтому для постпродакшн украинские рекламщики едут в Польшу и Чехию. Организованное будущее В целом, как показывает динамика развития, украинский продакшн-рынок постепенно переходит на качественно новый уровень развития, принимая все более цивилизованные формы развития. По мнению игроков рынка, первый шаг к упорядочиванию рынка — это создание ассоциации, регулирующей деятельность продакшн-студий. «Недавно начались совместные попытки основных игроков продакшн-индустрии выработать определенные правила игры путем объединения в ассоциацию. Надеюсь, это поможет решить многие проблемы, а также приблизит нас к более цивилизованным методам конкуренции и в том числе минимизирует грязную тактику, которая все еще присутствует в борьбе за место под солнцем», — резюмирует Анна Санден. Мы спросили продакшн-студии Как вы считаете, почему в Украине так много низкокачественного рекламного продукта? Дмитрий Суханов, исполнительный продюсер студии Anomaly Film Причин несколько. 1) Я бы сказал, что в этом бизнесе работает много зашоренных и стереотипных людей. В большинстве своем вы увидите образованных в другой области специалистов, с предсказуемыми стереотипными желаниями и социальной линейкой ценностей. Есть необходимость работать, работать, работать. Нет элемента творчества. А там, где он есть, он в меньшинстве. 2) Маркетинг превратил рекламу в просчитанный нструмент. Посмотрите работы рекламных фестивалей 1994-1995 годов: все работы индивидуальны, неординарны: смотреть — не оторваться. А сейчас идеи проходят отбор по фокус-группам (очень, кстати, неоднозначный механизм, которым все пользуются) и докатываются до реализации уже ощутимо причесанными к более однородной и понятной всем массе. 3) У нас все строится от клиентов, а не от творцов. Обычная «болезнь» — это когда у компании есть маркетинг-отдел с директором, но после них идею и режиссера принимает еще и большой босс — владелец компании. 4) Неадекватные бюджеты. Большинство идей не соответствуют возможностям/финансовым желаниям клиента. Часто идея, чтобы ее сделать на суперуровне, стоит Х денег, а у клиента в 2 раза меньше. Вот и приходится во многом идти на компромисс. Но кто же вам в этом сознательно признается — ведь это чья-то ошибка. Анна Санден, генеральный директор Lime Lite Studio Причин несколько: 1) осторожность многих клиентов в выборе креативного продукта, что обусловлено молодостью этого рынка. 2) значительно меньшие (по сравнению с европейскими) бюджеты на производство, что не всегда позволяет реализовать некоторые достойные идеи. 3) недостаток высококвалифицированных специалистов в этой индустрии. 4) опять же, по причине ее юного возраста. Андрей Зинченко, директор студии «Графит Медиа» К сожалению, еще не все компании понимают, зачем нужна красивая визуализация. Все слишком увлеклись спецэффектами, убивающими понятность рекламного сообщения. К сожалению, хорошие решения визуализации в основном — западные образцы. Корпоративное видео как инструмент PR Юлия Пряникова, бренд-менеджер маркетинг-консалтинговой компании «Люди» За последние несколько лет в Украине вырос новый сегмент потребителей услуг продакшн-центров и студий, а именно корпоративных заказчиков. Их можно разделить на три основные группы: — представители сферы услуг (юридические, консалтинговые, девелоперские и др. компании); — украинские подразделения международных структур, которые перенимают инновационные подходы и практику компаний, работающих на других рынках; — украинские предприятия (банки, торговые сети и др.), которые используют корпоративное видео для продвижения собственного бизнеса во внешней среде — на презентациях клиентам, конференциях и проч. Кроме того, корпоративные ролики (в том числе транслируемые на ресепшн, во время внутренних встреч, тренингов и т. п.) — хороший инструмент формирования и популяризации корпоративной культуры. Если говорить о целях и способах использования корпоративного видео, то для первой группы компаний наиболее актуально показать заказчикам свою компетентность и качество услуг, в том числе на уровне презентаций. Представители второй группы получают возможность транслировать понимание корпоративного стиля и доносить его до каждого сотрудника, партнера и клиента на локальном уровне. Для представителей третьей, как и для второй группы, важно, что корпоративные ролики «работают» на презентациях, конференциях, их можно выложить в Интернет и проч. Мы спросили РА Как решаются проблемы, возникающие во время съемок? Каковы слагаемые успеха ролика? Юлия Сатыренко, продакшн-директор креативного агентства Young & Rubicam Агентство — это основной участник процесса в производстве рекламы. Именно от него, а не от студии, зависит конечный результат, и именно агентство несет ответственность перед клиентом. Поэтому четкие правила — это залог качественной работы. Проблем на съемке возникать не должно. Но, конечно же, вопросы по ходу съемки иногда возникают. Мы решаем их путем переговоров. Это, как правило, эмоции, интонации в кадре, поиск вариантов. Но я не назвала бы это проблемами — это просто нормальный рабочий процесс. А принципиальные вопросы всегда заранее решены. Рецепт успешного ролика прост: независимо от того, сколько стоит проект, относитесь к нему серьезно. Соблюдайте все необходимые процедуры и требуйте от всех его участников качественных предложений. Делайте работу профессиональной и дружной командой. И успешный рекламный ролик обязательно получится! Александр Родионов, креативный директор РА SAHAR Важно все обсудить и обо всем договориться до начала съемок. Продюсеру нужно доверять. Он не может нормально работать в атмосфере недоверия. Нельзя допускать ситуацию, когда клиент рулит режиссером в процессе съемок. Это вообще признак плохого взаимодействия клиент — агентство — студия. Проблемы в ходе съемок мы решаем сообща. Под чутким взглядом клиента. Всегда приходим к согласию в итоге. Наш рецепт успеха: все продумать до съемок. Правильно выбрать режиссера и оператора. Доверие между участниками процесса и адекватный клиент. Алексей Пасичник, креативный директор агентства Adventa Lowe Работа со студией должна строиться на фундаменте взаимного уважения и всеобщей ответственности за результат совместной работы. Стараемся решать проблемы мирным путем профессионального диалога. В крайнем случае — сами становимся за камеру. Рецепт успешного ролика очень прост — гениальная идея плюс гениальный режиссер плюс качественный продакшн. Юлия Горобец, продакшн-директор Ogilvy Group Ukraine Иногда нам нужно, чтобы креативный вклад студии был минимальным. В этом случае мы подробно прописываем, прорисовываем, объясняем, что мы хотим получить на выходе, и потом достаточно жестко отслеживаем соответствие финального продукта задуманному. Иногда нам нужно гораздо большее участие студии в креативной реализации продукта. Тогда наш бриф выглядит менее конкретизированным. В таком случае студия выступает для нас не в роли просто подрядчика, а скорее «соавтора» проекта. Мы всегда прислушиваемся к профессиональному мнению со стороны продакшна. Лично я очень ценю именно те продакшн-студии, которые не только работают с качественным результатом, но и умеют быстро и креативно решить проблемы, возникшие в ходе съемки. Проблемы бывают практически всегда, и они решаются путем переговоров внутри команды, которая формируется на каждый ролик (клиент + агентский креатив и продакшн + продакшн-студия). Приходим к консенсусу. Успех рекламного ролика зависит от двух составляющих — сильной, интересной рекламной идеи и качественной ее реализации. Бытует фраза на этот счет: «Даже самый хороший продакшн не вытянет плохой креатив, но плохой продакшн может испортить самый лучший креатив». Думаю, универсального рецепта не существует. Тенденции на рынке меняются, меняется мода на стиль съемок, цветокоррекцию. Честно говоря, успешен обычно тот, кто опережает рынок и делает что-то новое, свежее, нестандартное. Часто такие ролики еще долго живут, как песни. Есть однодневки, а есть такие, которые не теряют актуальности десятилетиями. Мне персонально больше импонируют последние. Борис Киричек, продюсер THINK! McCann Erickson Есть определенный порядок предоставления тендерного/съемочного предложения. Как бы там ни было, любая проблема решается в трехстороннем порядке: клиент — агентство — студия (режиссер, продюсер).

Расскажите друзьям про новость

Новое видео