08 Авг 2014, 06:28

Михаил Ганницкий, УНИАН: За новости платить не принято

Михаил Ганницкий в колонке для MMR рассуждает о барьерах, сдерживающих развитие интернет-медиа в Украине.

Михаил Ганницкий, УНИАН: За новости платить не принято

Шеф-редактор "1+1 Интернет" и Информационного агентства УНИАН Михаил Ганницкий в колонке для MMR рассуждает о барьерах, сдерживающих развитие интернет-медиа в Украине.

 

Я работаю в двух сегментах медиарынка: информационном агентстве, которое производит новости, и в интернет-СМИ — потребителе продукта ИА.

Рынок услуг информагентств в Украине испытывает недостаток конкуренции и в то же время пресыщен: спрос на услуги ИА стабилен, но ограничен. Информагентства делят ограниченный пул клиентов, некоторые из которых одновременно являются подписчиками нескольких агентств-конкурентов. Условия, при которых у рынка ИА могло бы открыться "новое дыхание" — становление в стране фондового рынка и снижение уровня медиапиратства.

Первое сделает наше медиапространство похожим на западное, где информагентства предоставляют биржевым брокерам оперативную информацию, оказывающую влияние на котировки акций и фьючерсов. В таких условиях игрок на бирже, получивший банальный прогноз Гидрометцентра об ожидаемом урожае зерновых на считанные секунды раньше конкурентов, может заработать большие деньги — потому спрос на продукты ИА значителен даже среди большого пула частных лиц.

Второе — необходимое условие для развития медиарынка в целом. Сейчас в Украине общепринята практика, когда СМИ воруют друг у друга, перепечатывая эксклюзивную информацию конкурентов как собственную. Редакторы часто ставят корреспондентам задачу "приватизировать новость" — дополнить чужой эксклюзив подробностями, комментариями и выдать как собственный продукт. На рынке интернет-медиа в Украине за новости платить не принято — считается хорошим тоном взять чужой текст и, даже его не меняя (в лучшем случае, снабдив собственным заголовком), опубликовать у себя, лишь с гиперссылкой на исходный материал. Порой — даже без такой ссылки.

Цивилизованный формат ведения бизнеса улучшит положение информагентств как производителей новостного контента. Но давать здесь прогнозы пока не приходится.

Хотя подвижки к изменениям на рынке электронных СМИ все же есть: изменения в поисковых алгоритмах Google и Yandex, проведенные в прошлом году и убившие спрос на услуги SЕО-спамеров, вселяют надежду, что в Украине наконец-то прекратится бессмысленная гонка по наращиванию "серой" ссылочной массы и бездумное копирование контента ради приумножения количества проиндексированных страниц, и скорость, вкупе с уникальностью контента и эксклюзивностью информации, станут главными китами успеха для реальных новостников. Что, вероятно, позволит убрать с рынка тех, кто лишь делает вид, что является медиа.

Актуальный тренд вообще — увеличение популярности видеоконтента в интернете и рост рекламы в сегменте онлайн-видео. СМИ инвестируют в онлайн-видеоплатформы, экспериментируют с YouTube и уже неплохо на этом зарабатывают. Но наращивание объемов видео на новостном сайте без существенных затрат возможно лишь при активном использовании бесплатного продукта от пользователей. Таким образом, дальнейшее сближение СМИ с аудиторией, бурно происходящее с момента возникновения соцсетей, еще больше актуализируется.

Для информагентств эта ситуация дает возможность зайти в новую нишу, приносящую доходы западным ИА — производство/продажу видео.

Другая особенность нынешнего этапа развития медиа — потребление новостей через мобильные устройства, это влияет на дизайн сайтов, формирует все еще новый для нас рынок приложений и требует новых форматов рекламы. Здесь Украина, вероятно, повторит успешные кейсы западных коллег: СМИ дадут автоматическую возможность смотреть новости, связанные с местонахождением читателя — с помощью служб геолокации в мобильных устройствах; пользователи получат удобные интерфейсы для загрузки фото, видео и текстовых сообщений на сайты СМИ (либо для отправки редакторам этих СМИ).

 

Михаил Ганницкий, шеф-редактор "1+1 Интернет" и Информационного агентства УНИАН

Расскажите друзьям про новость

Новое видео