25 Июл 2013, 07:00

Медиахолдинг будущего: альтернатива общественному телевидению

Ситуация на украинском телевизионном рынке сейчас достаточно стабильная.

Медиахолдинг будущего: альтернатива общественному телевидению

Ситуация на украинском телевизионном рынке сейчас достаточно стабильная. Доли и концепции отдельных телеканалов понемногу меняются. Иногда появляются новые небольшие телеканалы. Но резких сотрясений и изменений здесь пока не предвидится.

 

А ведь иногда в состоянии размеренного покоя и стабильности вдруг возникает неожиданная, радикальная инновация, которая как цунами все сметает и меняет на своем пути. И уже потом многочисленные эксперты будут писать, что все эти изменения давно и предсказуемо созревали

.

В этой статье я хочу продемонстрировать, каким образом может резко перевернуться весь расклад на телевизионном рынке нашей страны. А также причины и следствия этих изменений.

Во-первых, обратите внимание на активизацию сразу нескольких команд по созданию общественного телевидения на основе интернет-ТВ.

Я не верю, что у кого-то из них получится с такими концепциями создать проект с большой аудиторией и эффективными источниками привлечения денег. И уж точно не верю в готовность массовой аудитории платить за контент, пусть даже совсем небольшую плату.

Но здесь важно другое — постепенно увеличивается количество людей, недовольных качеством информационного продукта большинства украинских телеканалов. Да, пока они жалуются, ругаются, но, как правило, продолжают смотреть то, что показывают по ящику. Но если вдруг возникнет совершенно новая, удачная и бесплатная альтернатива, то народ может массово ею воспользоваться.

Во-вторых, эту альтернативу я вижу в таком проекте, где контент (видео) не будет создаваться или покупаться администрацией проекта, а будет создаваться множеством лицензионных партнеров, т.е. на основе франчайзинга.

Администрация проекта будет выдавать бесплатные лицензии и следить за выполнением условий этих лицензий: требования к качеству видео, соблюдение тематики и т.д. Партнером сможет стать любой желающий — отдельный человек или команда. При этом возможным партнерам будут предоставляться учебные материалы и консультации, а процесс видеопродакшена будет основан на шаблонах: что и как лучше делать, чтобы при минимальной квалификации получилось более-менее качественное видео.

Люди смогут совмещать занятость лицензионным партнером с другой своей работой. Микроскопические продакшен-студии возникнут в вузах, компаниях, государственных организациях и в обычных домашних условиях. Эти студии смогут появляться как грибы после дождя — сотнями, а, возможно, и тысячами.

Результатами деятельности таких студий будут тематические видеоролики, в основном размещаемые онлайн на специальной платформе.

В-третьих, распределенный характер (отсутствие единого центра видеопродакшена) позволит по-новому объединить аудиторию вокруг деятельности таких небольших продакшен-студий.

Возникнут локальные аудитории, состоящие из людей, попавших в кадр, людей, занимающихся видеопродакшеном, а также их многочисленных близких и дальних знакомых, которые будут локальной зрительской аудиторией.

Интеграция с социальными сетями, рейтингование и хороший поиск позволят каждому зрителю находить и просматривать тот контент, который им интересен. Также людям будет интересно посещать те видеоролики, где сняты лица их знакомых и авторитетных людей (у каждого зрителя — свои собственные авторитеты).

Ну и, конечно, будут существовать глобальные авторитеты на всю страну или регион, видеоролики с которыми захочет просматривать аудитория. Ими окажутся те знаменитости (политики, журналисты и т.д.), которые и сейчас активно присутствуют на экране телевизора. Но появится и много совершенно новых «звезд», умеющих интересно и красиво говорить, которых зажжет именно новый медиахолдинг.

Кроме того, появится совершенно новый подход к мультиязычности. В создаваемых видеороликах будет звучать тот язык, который комфортен их целевой аудитории: не только русский или украинский, но и крымско-татарский, венгерский и т.д. Это также позволит расширить деятельность медиахолдинга на другие страны, в первую очередь на Россию.

В-четвертых, как я уже писал выше, в первую очередь контент нового медиахолдинга будет доставляться онлайн, используя интернет-платформу. А лучшие, наиболее качественные и востребованные видеоролики будут демонстрироваться в телевизионном эфире.

Кроме того, активно будет использоваться возможность подключения интернет-соединения к телевизору (IPTV) — так, чтобы зритель мог просматривать интересные ему видеоролики в удобное ему время и на экране телевизора. Обилие недорогих технических решений (сет-топ-боксов) позволит выбрать какое-нибудь недорогое устройство китайского производства и сделать его фактическим стандартом для всей страны — так, чтобы массовая аудитория могла позволить дешево купить такое устройство себе домой.

В-пятых, важной мотивацией для людей стать лицензионным партнером описанного мною нового медиахолдинга будет возможность заработка.

Современные технологии позволяют эффективно размещать онлайн видеорекламу в связке с просматриваемым через интернет видеороликом. При этом существует возможность таргетинга — гибкого настраивания показываемой онлайн видеорекламы согласно интересам посетителей, темам видеороликов, географии посетителей и многому другому.

Это позволит сделать онлайновую видеорекламу более эффективной, чем телевизионная реклама. А широкий охват аудитории повысит ее привлекательность в глазах рекламодателей.

Доход от рекламы будет делиться между медиахолдингом и лицензионными партнерами пропорционально посещаемости (популярности) контента каждого из этих лицензионных партнеров. Для кого-то из партнеров это будет постоянная работа с неплохим заработком, для кого-то — возможность дополнительного заработка, а для кого-то это скорее будет не заработок, а интересное занятие на досуге.

Кроме того, желающие зрители смогут оплатить отключение рекламы при просмотре контента. Получится выбор: или бесплатно, но с рекламой, или платно, но без рекламы

В-шестых, другой важной мотивацией и для желающих стать лицензионным партнером, и для широкой аудитории зрителей будут интересные, цепляющие темы создаваемых видеороликов. Приведу несколько примеров.

Недалеко от общественно-политического шоу Савика Шустера, где одни и те же лица политиков заняты долгими, пространными и популистскими монологами, перебивая друг друга, может появиться новый, интерактивный «Проект мнений», где каждый желающий, кому есть что сказать, сможет высказать свое мнение на разные актуальные темы. Лицензионные партнеры будут создавать соответствующие небольшие видеоролики с мнениями и дискуссиями отдельных людей. А массовая аудитория будет просматривать эти видеоролики, голосовать за понравившиеся и тем самым отбирать наиболее интересные видео и наилучших ораторов из всего множества создаваемого контента. А главное, можно будет оперативно определить, кому (в том числе политикам) и насколько аудитория доверяет.

Рядом со многочисленными песенными телевизионными проектами, где зажигается группа свежих молодых «звезд», отобранных в процессе изнурительных кастингов, может появиться новый «Песенный конкурс», где принять участие сможет каждый желающий, главное только уметь петь. И здесь видеоролики с исполнением песен, как на кастинге, также будут создаваться лицензионными партнерами. А массовая аудитория будет активно участвовать в онлайн-голосовании и отборе лучших исполнителей, а также обеспечит победителям всенародную славу и известность.

Это лишь краткие примеры. Новые идеи и новые темы для проектов, создаваемых на базе описываемого мною медиахолдинга, будут обсуждаться с аудиторией, а также предлагаться самой аудиторией (нечто вроде питчинга идей). Такие проекты смогут стать весьма популярными аналогами многих популярных телевизионных трендов.

В-седьмых, понимаю, критики мне укажут на то, что большая часть украинской аудитории не имеет выхода в интернет в своих домах, а те люди, кто имеет интернет-соединение, скорее всего, захотят разделить просмотр телевизора и использование компьютера.

Но в Украине существует такое состояние повышенного недовольства общей ситуацией на телевидении, что если количество недовольных немного повысить и одновременно предложить новый, интересный аналог, то возможен резкий, лавинообразный отток от традиционного телесмотрения. Даже те, кого традиционное телевидение сейчас полностью устраивает, будут ощущать на себе давление новой моды.

Да, конечно, есть множество домохозяйств, особенно в малых городках и селах, кому кроме просмотра нескольких общенациональных телеканалов и смотреть-то больше нечего.

Но важным моментом здесь является то, что люди, способные позволить себе дома интернет, являются еще и наиболее привлекательной аудиторией для рекламодателей. И не менее важно то, что украинский телевизионный рынок работает на грани (а временами и за гранью) рентабельности, — слишком уж много крупных каналов и пока слишком невелик рекламный рынок. И если изменить баланс на этом рынке, уведя небольшую, но заметную долю аудитории и рекламных бюджетов, то богатые владельцы могут пересмотреть свои подходы к дальнейшему финансированию своих медиаактивов.

Кроме того, описанный мною новый медиахолдинг решит проблему отсутствия общественного телевидения в Украине: ведь теперь каждый желающим может стать носителем и передатчиком тех ценностей, которые считает разумными, добрыми и вечными.

 

Антон Бондаренко, Duploid.com



Расскажите друзьям про новость

Новое видео