26 Фев 2017, 09:00

Маркетинг здравого смысла

Порция здравого смысла для тех, кто планирует лонч нового продукта

Возрождаем вечнозеленые материалы, которые вне времени. В этот раз решили вспомнить, как проверить идею на прочность. В помощь всем МСБ Вадим Пустотин, директор бренд-консалтинговой компании «Следопыт», о том, как протестировать свою бизнес идею на прочность.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Большинство хороших идей для бизнеса рождается в общении с друзьями, друзьями друзей, знакомыми и так далее. Кто-то что-то заметил или кому-то чего-то не хватает — и пошло-поехало. Но чтобы потом не попасть впросак, важно проверить свою идею двумя тестами здравого смысла.

Первый тест можно назвать тестом проверки на прочность самой идеи бизнеса. Важно «переспать» с ней пару дней — неделю, а затем задать самому себе два вопроса: насколько эта идея уникальна (хотя бы на 60%) и насколько я лично в нее верю и готов самоотверженно трудиться над ее воплощением. 

Если ответ на оба вопроса положительный, идею стоит проверить. Сначала походить по торговым точкам, покопаться в интернете и оценить на самых разных людях по принципу «надо/не надо». Для получения первой «картинки» необходимо пообщаться хотя бы с десятью-двадцатью разными по роду деятельности людьми. Уверяю вас, что даже такой беглый опрос даст множество пищи для размышлений.

Среди тех, кто должен войти в «тестовую двадцатку», должно быть хотя бы три-четыре человека, имеющих отношение к каналам продаж (супермаркеты, специализированные магазин и пр.), и хотя бы два-три маркетолога. Остальные могут быть родственниками, журналистами, обычными людьми, которым гипотетически может понадобиться продукт/услуга, созданные на основе вашей идеи. 

Опыт подсказывает, что если идея имеет потенциал, эти простые шаги выявят ее основные риски и плюсы. 

Помните, что в вашем ассортименте обязательно должен быть простой, понятный для массового потребителя продукт. Хотя бы один — но тот, на который можно сделать ставку. Например, в свое время сеть
ОККО придумала у себя на заправках продавать хот-доги. Ну куда проще продукт? Но оказалось, что там хорошая маржинальность. Еще один пример: на рынке еды для собак есть такой сегмент — лакомства. Завялил свиное ухо или хрящик, «одел» их в вакуумную упаковку — и вперед! Опять-таки простой и маржинальный продукт.

Когда оцениваете идею, создаете или улучшаете пилотный продукт, спрашивайте мнение о нем у людей разного возраста

Вадим Пустотин
директор бренд-консалтинговой компании «Следопыт», преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы [kmbs]

Второй тест — тест пилотного продукта. На этом этапе нужно создать пробный продукт или услугу, понять, какой будет его затратная часть, и попробовать продать его. То есть показать и предложить купить тем людям/компаниям, которые теоретически могут ими заинтересоваться. Посмотреть на обратную связь. 

Практика показывает, что камнем преткновения нередко оказывается цена — более высокая, чем та, которая нужна покупателю. Поэтому после теста пилотного продукта часто происходит его упрощение и доведение до цены, которая будет приемлема для рынка.

Важный момент: продукт должен быть таким, чтобы быть интересным для достаточно большого количества покупателей. Для этого во время встреч с представителями разных каналов продаж нужно понять и оценить, в каком объеме продаются аналогичные товары, и если их нет — в каком объеме торговые точки готовы брать новый продукт. 

Очень важно постараться провести пилотные продажи во всех основных каналах продаж, через которые реализуется товар/услуга в вашей категории.
И еще один небольшой совет. Когда оцениваете идею, создаете или улучшаете пилотный продукт, спрашивайте мнение о нем у людей разного возраста — от молодежи до экспертов «со стажем». Тогда риски появления на свет неперспективных продуктов значительно уменьшатся.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео