04 Авг 2016, 09:28

АнтиТалант Форте: как правильно отпугнуть талантливую молодежь?

Ответные вредные советы: 12 вещей, которые нужно сделать каждому горе-работодателю для того, чтобы правильные соискатели уж точно его возненавидели

Начитавшись материалов, в том числе колонки Светланы Павелецкой с советами для горе-соискателей, молодых специалистов, мне подумалось, что несправедливо на них все набросились. Ведь несмотря на то, что опыта у них нет, большинство из них может оказаться хорошими сотрудниками.

Сегодня модно давать рекомендации о правилах собеседования для соискателей: как нужно себя вести, как разговаривать и как подать себя потенциальному работодателю.

А так ли идеальны представители компаний, которые обладают властью принимать людей на работу: рекрутеры, начальники отдела кадров, сами боссы? Не бывает ли такого, что из-за звездности первого контактного лица компания со старта теряет уникального потенциального сотрудника?

Яна Петрова
Менеджер по коммуникациям

Вдохновленная симуляцией «Успешное собеседование», которую недавно представила платформа Business Games Club, я задумалась об обратной стороне вопроса.
Наши девелоперы собрали самые распространенные «грабли» для вчерашних студентов, молодых специалистов, которые не имеют обширного опыта поиска работы. Игра учит, как составить грамотное резюме, как говорить с кадровиком по телефону, на чем сделать акцент, а что лучше упустить в финальной беседе с боссом.

Итак, мои советы работодателям, как сделать так, чтобы соискатели вас ненавидели:  

1. Сразу главный совет рекрутеру. Не забывайте, что вы — первый человек, которого видит потенциальный сотрудник. Именно Вы — лицо компании, формирующее образ работодателя в глазах соискателя. Если сотрудника не рекомендовал лично СЕО, почувствуйте всю власть и насладитесь временем собеседования. Это ваш бенефис, блистайте и сыпьте цитатами из бизнес-книг, а еще лучше, специальной никому не понятной лексикой. Вопрос в лоб «Чем Вы можете меня удивить?» поможет респонденту утвердиться в мысли, что вы точно самая важная персона в компании.


2. Не надо долго думать над тем, кто вашей компании действительно нужен, и соответственно, над названием и сутью должности.
Напишите, как попало, а потом разберетесь. Зачастую вчерашние студенты не привередливы, боятся потерять первую-вторую работу, готовы учиться новому, молчат и делают. И следовательно, ничего страшного, если на позиции «PR-специалист» человек будет днем выполнять весь комплекс работ по формированию репутации компании, утром и вечером полностью замещать секретаря, офис-менеджера, а по ночам разруливать вопросы customer care в соц. сетях.


3. Не мечите бисер перед свиньями. Мир бизнеса, как вы узнали за 25 лет работы рекрутером, — суров. Человечные боссы, взаимное уважение, эмпатия, вовлеченность и демократичный стиль управления — это все про заграницу. Предложить чай-воду — значит, на века продемонстрировать свою слабость желторотикам. Тут вам не равнины, тут климат иной. Опоздал на 1 минуту и не успел умыться-причесаться перед аудиенцией — в топку. Это личная проблема соискателя, что он на трех автобусах ехал из своих Горишних Плавней в столицу на интервью, и успокоительное перестало действовать, а прическа поломалась.

4. Попался неразговорчивый респондент? Сразу сделайте выводы о его компетенциях и выскажите их. Соискатель должен быть радостным, счастливым и разговорчивым. Говорит, портфолио подготовил? Все: от ИТ-магов до энологов — должны иметь дар оратора. Иначе что ж это за стеклодув или техник-осеменитель, если двух слов связать не может? И вообще, исследования говорят, что счастливые люди работают лучше.

5. Обратите внимание на внешний вид соискателя. Он должен вписываться в ваш идеал мужчины\женщины или как минимум походить на телеведущего ВВС. Это в Google или Apple пусть идет такой лохматый и в футболке. Подумаешь, чемпионаты хакерские он выигрывал и в Англию на математические сборы от Украины летал.

6. Врите, не стесняйтесь. Особенно, на прямые вопросы сотрудника. Он же просто так спрашивает о ежедневных обязанностях, загрузке, подчинении, программах, деталях. Не знаете точный ответ — пофантазируйте о будущем, от бесплатных обедов до занятий на скалодромах и комнатах сна с массажерами для сотрудников. Это же так просто: обещайте, что на выходные и после работы задач никогда не бывает. О том, что обеденный перерыв — это святое свободное время человека на еду и прогулку, и вы заботитесь о здоровье команды. Главное же, чтобы человек уволился с текущего места работы и принес трудовую. Потом-то ему некуда будет деваться: за съемную квартиру нужно платить, беременную жену содержать. В общем, стерпится-слюбится.

Если сотрудника не рекомендовал лично СЕО, почувствуйте всю власть и насладитесь временем собеседования

Яна Петрова
Менеджер по коммуникациям

7. Кстати, игнорируйте вопрос о деньгах. Такие все меркантильные стали и с амбициями! Нет, чтобы поработать на авторитет, а потом, глядишь, и он начнет работать на тебя. Попался особо активный и наглый соискатель, требующий уточнить оклад? Совет: забейте. Пусть вообще скажет «спасибо», что ему разрешают дышать одним воздухом с вами (см. пункт 1) и вашим Акционером\СЕО\Президентом \Председателем Правления.


8. Беспроигрышный способ запомниться и влюбить в вашу компанию соискателя — это сначала задавать вопросы, а потом спорить с мнением визави.
Просто спорьте или высмеивайте неудачника. Например: в какой компании Вы бы никогда не стали работать? Ответ: я, пожалуй, не стал бы сотрудником бизнесов из алкогольной и табачной промышленности, это противоречит моим принципам. Тут стоит возмутиться: вы посмотрите, какой принципиальный! Можно применить фразы «без году неделя», «от горшка два вершка», «молоко на губах не обсохло», «чайник», «пешком под стол», «пороху не нюхал»… Напомните, кстати, ему Веспасиана, который на эту тему заметил: «Деньги не пахнут».


9. Тестовое задание.
Это мой любимый пункт, так как на него соискатель, которому ночью все равно нечего делать, тратит часы своего времени. Сделайте саму задачу максимум расплывчатой и не конкретной, лучше скажите, что нужно сделать, устно, в трех словах, и формат — на его усмотрение. А потом, когда все будет выполнено, возмутитесь, почему материал подан в презентации PPt, а не в Project, например. Уже по тестовому заданию и обратной связи о нем молодое дарование должно понять, что оно не на радугу попало. Поэтому пусть уж изучит компанию, отрасль, законодательство Украины и соседних рынков сбыта, подготовит стратегию, защитит это все по скайпу за три часа перед тремя потенциальными боссами. А там посмотрим.

10. Стрессовые и провокационные вопросы. Превратите это интервью в кошмар в лучших традициях Хичкока. Так ваш визави в тот же день, не приходя в сознание, расскажет о вашей компании друзьям, а то и напишет отзыв в соц сетях.


11. Критично важно. Ненавязчиво рассказывайте гадости о рынке и конкурентах
, априорной несправедливости мира, не преминув упомянуть, какая ваша компания на фоне всего этого безобразия социально ответственная и честная. Тут вам пригодятся опусы о рейтинге работодателей, ордене «компания года», титулах и знаках качества. Ваш визави однозначно ни слова не знает о рынке и понятия не имеет о вполне возможном гэпе между вашим рассказом и настоящим брендом работодателя. Ведь в Горишние плавни точно еще не добрался интернет.


12. Все офисные клерки, особенно мидл-менеджмент, люди страшно занятые и важные.
Вашу важность может подчеркнуть ваше невнимание к гостю. Не слушайте его, много чести. Читайте почту, листайте корпоративное издание, отвечайте на звонки, общайтесь в чате, играйте в игрушки. У вас таких соискателей полный коридор стоит. А Articuno — один из редчайших покемонов. Вы же не можете допустить, чтобы эту уникальную птицу поймал другой рекрутер, и с помощью хлопанья ее крыльев вселял ужас в сердца врагов?

Расскажите друзьям про новость

Новое видео