Как распознать плагиат?
21 Сен 2015, 08:59

Как распознать плагиат?

Алексей Филановский о двух аспектах проблемы

Нередко в украинском рекламном поле появляются бренды, дизайнерские решения, коммуникационные материалы, ролики, которые на что-то похожи. Некоторые из них повторяют выходившие ранее в других странах аналоги, как две капли воды. Кое-какие немного похожи, а в части можно усмотреть идейное наследование. И почти каждый раз возникают споры, является ли то или иное произведение рекламно-маркетинговой мысли плагиатом, или просто так совпало. Споры эти нередко принимают характер сплетен, однако, у проблемы есть и два серьезных аспекта. 

 

Алексей Филановский
Сооснователь агентства Filberry, экс-руководитель отдела маркетинга сети «Фокстрот», экс-маркетинг-директор prom.ua, группы компаний EVO

По крайней мере, для компании, такую рекламу приобретающую и размещающую. Первый аспект — моральный. Если вы имеете дело с плагиатом, обнаружили это, и все равно используете в своих кампаниях — значит вы становитесь соучастником банальной кражи, пусть за это и не наступает юридическая ответственность. Вы заявляете окружающим, что не уважаете интеллектуальную собственность, и совершенно осознанно используете краденный материалы.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Второй аспект — материальный. Как следует, и следует ли оплачивать работу, которая фактически не была выполнена. Во всех договорах с агентствами (формальных и неформальных) всегда речь идет о разработке оригинальных идей. Плагиат по определению оригинальной идеей не является, и продажа краденного — явная попытка обмануть клиента.

Учитывая эти два обстоятельства, вопрос, является ли тот или иной материал плагиатом, действительно весьма актуален. 

На мой взгляд, определить, имеет ли место копи-паст, или, например «карго-культ» достаточно просто. 

Алексей Филановский
Сооснователь агентства Filberry, экс-руководитель отдела маркетинга сети «Фокстрот», экс-маркетинг-директор prom.ua, группы компаний EVO

Любой рекламный материал не существует сам по себе. У каждого бренда есть свое позиционирование, своя идея, своя сущность, дифференцирующая его от других, своя коммуникационная стратегия.

В рамках общей концепции находятся, связанные между собой, название, логотип, слоган, цветовая стилистика, основные сообщение, пул рациональных и эмоциональных преимуществ, настроение бренда.

Естественно, весь этот корпус смыслов наполнен множеством деталей. И нередко случается, что отдельные детали напоминают что-то, что уже было раньше. Это естественно, поскольку в мире всего семь цветов, в алфавите ограниченное количество букв, да и набор двухмерных фигур, используемых в графике не такой большой.

Если какая-то деталь, безусловно вписывающаяся в общую канву, и связанная с другими элементами, вдруг напоминает что-то, что уже было — это просто совпадение, но не плагиат.

Это касается так же и использования определенных расхожих образов. В мире отгремели десятки тысяч кампаний с использованием различных животных, птиц, детей и женщин. И если твой бренд-айкон, например, кот, не стоит переживать из-за того, что кто-то когда выпускал рекламу с котами.

При развитии бренда, и появлении новых рекламных кампаний, понять имеем ли мы дело с плагиатом тоже достаточно просто. Если реклама продолжает и развивает смысловые тренды, заданные предыдущими кампаниями, или раскрывает новые рациональные или эмоциональные преимущества, опираясь на семантику бренда — значит, все в порядке, даже если мы можем увидеть сходные мотивы в каких-то других кампаниях. 

Совсем другой разговор, если бренд стартует с кампании, в точности повторяющей, или похожей на то, что уже было в какой-то другой стране.

Если новая кампания никак не связана с предыдущим позиционированием и преимуществами бренда, и при этом очень сильно напоминает какой-то чужой кейс.

Если кампания кардинально отличается от рекламных материалов, использовавшихся до этого, но копирует, например, кампанию из той же или близкой товарной категории.

В случаях, когда не прослеживается внутренняя логика развития бренда, и рекламный материал появляется, как бог из машины (или черт из табакерки, кому как больше нравится), и при этом, до боли напоминает какой-то оригинал, можно быть уверенным, что мы имеем дело с плагиатом.

На самом деле, плагиат зачастую выдает себя с головой, и тогда заказчику материалов надо думать о том, как решать и моральную и материальную проблему, возникающую при использовании ворованных материалов.

 

Расскажите друзьям про новость