Как оградить себя от мошенничества, покупая на маркетплейсе? С этим вопросом не сталкивался разве что человек, не имеющий интернета, а таких как известно на Земле уже почти не осталось. Итак, если вы активный пользователь интернета и у вас есть банковская карта, то вероятность того, что вы являетесь клиентом той или иной маркетплейс площадки равна почти 100%. Это удобно — не выходя из дома можно пересмотреть кучу товаров в поисках «того самого», тогда как в реальной жизни, бегая по супермаркетам, можно все ноги стереть, так и не добившись результата.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, совершая свой «домашний шоппинг», нужно учитывать особенности работы с клиентами каждой площадки. Ознакомимся с возможными схемами мошенничества и тем, как ему нужно противостоять, на примере самых популярных для Украины маркетплейсов.
AliExpress
Если вы хоть раз покупали на AliExpress, вы наверняка обратили внимание на процедуру покупки, которая, казалось бы, делает обман покупателя практически невозможным. Система защиты покупателей заключается в следующем: вы платите за товар наперед, но до тех пор, пока вы не подтвердите получение товара, можно открыть спор и вернуть деньги. Какие же лазейки для мошенничества придумали нерадивые продавцы из Китая?
Возможные схемы мошенничества
Схема мошенничества первая: «Окончание срока защиты покупателей»
Как это работает? Статус защиты покупателя, в рамках которого можно открыть спор и возместить средства, автоматически открывается после отправки товара продавцом. Продавец выставляет предполагаемый срок доставки, стараясь поставить минимальное количество дней, например, 30. По окончанию этого срока доставка отмечается автоматически, и защита покупателя прекращается. Это значит, что если вы не заходили на сайт в этот период времени и пропустили окончание доставочного периода, сайт автоматически отмечает вместо вас получение товара. После этого открыть спор и вернуть свои деньги уже никак не получится, на это и расчет мошенников.
Схема мошенничества вторая «Личные сообщения»:
Если ориентировочный срок доставки, который выставил продавец, подходит к концу, а товара нет — обязательно открывайте спор. Открыв его обращайте внимание на то, какие системные сообщения вы получаете, не доверяйте личным сообщениям продавца. Продавец-мошенник может писать вам в личном сообщении, что он готов вернуть деньги, отправляя при этом в системном сообщении совершенно другое решение. Смотрите пример на рисунке. Это решение о том, что ни товар, ни деньги вы не получите, при этом в личном сообщении продавец вам может обещать «золотые горы» — не ведитесь на эту удочку и отклоняйте подобное предложение.
Как уберечься?
- На AliExpress очень хорошо развита система отзывов и рейтинга продавцов — обязательно изучайте их перед покупкой.
- Не доверяйте личным сообщениям продавца, в случае возникновения проблем с доставкой действуйте строго по инструкции: открывайте спор и до получения товара или денег не поддавайтесь ни на какие уговоры.
Amazon
Возможные схемы мошенничества
Мошенничество на Amazon в большинстве случаев связано с получением данных учетной записи продавца или покупателя. Администрация маркетплейса ведет очень жесткий контроль за соблюдениями правил на торговой площадке, однако в случае взлома учетной записи, маркетплейс бессилен в предотвращении онлайн преступления. Компания настоятельно рекомендует использовать двухфакторную авторизацию как продавцам, так и покупателям для обеспечения максимальной защиты своих учетных данных.
Как уберечься?
- Проверьте рейтинг продавца. Если рейтинг продавца за последний месяц положительный меньше, чем на 90% — лучше поискать другого.
- По требованиям Amazon все продавцы должны иметь зарегистрированную Торговую марку, поэтому если название магазина вызывает у вас недоверие — это тоже повод для проверки и бдительности.
- У надежного продавца должны быть качественные фотографии с большим разрешением, т.к. у него есть доступ к товару, и он без затруднений может сделать фото.
- Хорошие отзывы еще не признак хорошего продавца. Смотрите даты размещения отзыва — если между ними промежуток не больше недели, скорее всего это фейковая обратная связь. Такой вид мошенничества как накрутка отзывов больше всего распространен именно на Amazon, на других международных площадках он также встречается, но значительно реже.
Prom
Возможные схемы мошенничества
Классические виды «развода»:
- Предоплата на карту — без отклика и отправки.
- Присылают не тот товар.
- Товар неисправен или не соответствует заявленному описанию.
В феврале 2020 года OBOZREVATEL описывал скандальные заявления клиентов площадки, в которых они обвиняли администрацию сайта в умышленном удалении с сайта плохих отзывов покупателей, что способствовало дальнейшему развитию мошенничества на сайте. В свою очередь, пресс-служба Prom заверила, что продавцов-обманщиков удаляют из каталога и в скором времени на площадке будет работать сертификация по отзывам и рейтингам продавцов.
Как уберечься?
- Общайтесь с продавцом только через кабинет.
- Используйте переписки, а не телефонное общение.
- На площадке уже подключена в beta-версии услуга Prom-платеж. Товары, которые можно по ней купить, обозначены специальным значком (см. на рисунке ниже). Покупая через эту опцию ваши деньги удерживаются на счете в банке до получения вами товара.
- На Prom.ua работает программа защиты покупателей и, если вам удастся подтвердить факт мошенничества, площадка компенсирует покупку до 3000 гривен.
Bigl
Возможные схемы мошенничества?
Классические для всех маркетплейсов на территории Украины.
Как уберечься?
На Bigl.ua работает программа покупка без риска, которая «удерживает» ваши деньги пока вы не получите и не проверите товар на Новой почте и только после этого деньги перечисляются продавцу. Кроме того, на площадке работает программа защиты покупателей, согласно которой покупателю, который столкнулся на сайте с мошенничеством может быть возмещено до 5000 гривен.
Zakupka.com
Возможные схемы мошенничества
На маркетплейсе Zakupka.com не исключены традиционные виды мошенничества: предоплата без отправки товара, товар без соответствия или ненадлежащего качества.
Как уберечься?
- Смотрите на рейтинг магазина.
- Изучайте отзывы о продавце.
- На маркетплейсе работает программа “Безопасная покупка”, благодаря которой маркетплейс может компенсировать вашу покупку на сумму до 3000 гривен при условии доказанного мошенничества, для этого необходимо обратиться в службу поддержки, предоставив все необходимые данные.
OLX
Возможные схемы мошенничества
Самые опасные в плане мошенничества — это маркетплейсы, которые работают по схеме С2С, то есть предложения покупки/продажи от клиента к клиенту. Опасность заключается в том, что площадка в большинстве случаев не несет никакой ответственности за то, что вы потеряли деньги, так как сделка заключается между клиентами напрямую. Поэтому старайтесь быть начеку, схемы классические: предоплата на карту, без отправки товара и т.д. Кроме того, как и на Amazon в последнее время на OLX участились случаи фишинга (незаконный захват конфиденциальных данных пользователя). Информация о том, как предостеречься от данного вида мошенничества указана на самой площадке.
Как уберечься?
- Проявляйте осторожность при слишком низкой цене.
- Не делайте оплату зарубеж.
- Проверяйте соответствие между фото и описанием товара.
- Давняя дата регистрации не является залогом того, что продавец надежный, т.к. мошенники покупают старые аккаунты для своих афер.
Покупайте через OLX-доставку — это, пожалуй, единственный безопасный метод покупки на площадке, ну и вариант с постоплатой на почте. Если вы все же столкнулись с мошенничеством, пишите в центр поддержки клиентов OLX и в киберполицию.
Правила безопасности покупок на любом маркетплейсе
- Избегайте покупок по предоплате. Используйте только постоплату почтовых сервисов или оплату по счету с реквизитами продавца и указанием назначения платежа. Если продавец выставляет счет на оплату, просите его это делать через его личный кабинет на маркетплейсе.
- Изучите среднерыночную стоимость товара, который вы хотите купить. Если предложенная цена ниже среднерыночной более чем на 60% — скорее всего вы имеете дело с мошенниками.
- Оформляйте заказ только через корзину маркетплейса, в таком случае у вас будет шанс на получение компенсации.
- Не игнорируйте отзывы и информацию о рейтинге продавца на сайте. Обязательно изучите всю доступную на сайте информацию о продавце прежде, чем платить деньги.
- Внимательно проверяйте товар при получении на почте, даже если вы уже его оплатили. В процессе транспортировки он может быть поврежден и претензии к его состоянию важно выдвигать именно до оформления получения товара, а лучше сделать возврат.
- Ведите всю переписку с продавцом только через кабинет на маркетплейсе, не переходите в личную почту или мессенджеры. Помните — все, что вы обсудили с продавцом по телефону, остается только между вами.
- Изучайте правила безопасных сделок перед покупкой. У каждой торговой площадки свои правила и ограничения, важно ознакомиться с ними до совершения покупки.
Что делать, если мошенничество уже произошло?
Представим ситуацию: вы решили что-то купить на маркетплейсе, возможно, покупаете здесь уже не в первый раз, как постоянный покупатель в процессе покупки потеряли бдительность и столкнулись с недобросовестным продавцом — что делать дальше?
- Напишите обращение в сервисную поддержку маркетплейса. Обязательно приложите полное описание ситуации и скриншоты переписки с продавцом, а также чеки оплаты.
- Обращайтесь в правоохранительные органы. Если вы покупали на маркетплейсе, который оформлен в Украине, заявление в полицию — это обязательный этап для возмещения ущерба. У вас есть все шансы на возврат денег при прямом обращении в киберполицию.
- Оставляйте отзывы на интернет ресурсах, сообщайте как можно больше информации о мошеннике, возможно вам удастся уберечь других покупателей от такой же участи.
Помните, если соблюдать все меры безопасности по интернет-покупкам, то ваши деньги будут в безопасности, а ваш заказ всегда будет при вас.
Кавер: Unsplash