Юлия Трибушная, bigmir.net, о стороне продавца
MMR читателей с участниками . Мы попросили их ответить на три вопроса: как они характеризуют будущее своего сегмента медиарынка, какие навыки нужно развивать профессионалам в этой отрасли и какие советы они могут дать рекламодателям, чтобы улучшить взаимодействие с их медиа.
Представляем вам ответы Юлии Трибушной, директор отдела продаж сейлз-хауса Digimedia
О рынке
Для интернет-рынка в Украине характерно то, что сторона продавца представлена очень большим количеством игроков. Вследствие того, что цена входа на рынок значительно ниже, чем в среднем в медиаотрасли, количество сайтов с каждым годом росло неимоверными темпами. Кроме того, в Украину приходили и активно экспансировали иностранные игроки — как российские, так и международные гиганты, которые по мере роста проникновения интернета все серьезнее воспринимали украинский рынок и все агрессивнее усиливали свое присутствие во всех фрагментах рынка.
Последние два года рынок характеризовался тем, что игроки укрупнялись, сейлз-хаусы объединяли сперва крупные площадки, затем средние и мелкие, интернет структурировался и в итоге сторона предложения сейчас представлена тремя крупными сейлз-хаусами, на долю которых приходится около половины всех рекламных доходов, двумя-тремя средними игроками и еще десятком небольших самостоятельных игроков. И если на данный момент доля игрока зависит чаще от совокупного охвата площадок, которые входят в его портфель, то благодаря появлению и развитию новых технологий уже в ближайшее время ситуация изменится в сторону более интенсивного и качественного развития рынка.
И если прежде укрупнение игроков было во многом продиктовано желанием клиентов наращивать охваты своих кампаний и сопровождалось формированием разного рода пакетных предложений, то теперь рекламодатель понимает, что интернет дает уникальные как для медиа возможности очень точного таргетирования и выстраивания персонализированных коммуникаций с разными группами потребителей.
Например, в этом году появилась возможность покупать не просто показы, а контакты с четкими целевыми группами, и продавец губной помады может теперь платить только за коммуникацию с женщинами 20-40 лет. А производитель водки — с мужчинами 30-40 лет. А в следующем году он сможет таргетировать рекламу на тех, кто в супермаркетах покупает продукцию его конкурентов. А продавец luxury сможет адресовать свои сообщения только людям с очень высоким уровнем доходов, подобранных точечно, специально для данной кампании. Таким образом, задавать тон развитию рынка будут те игроки, которые обладают обширными данными о своих пользователях и умеют внедрять технологии, позволяющие эти данные трансформировать в эффективный продукт и качественное предложения для рекламодателя.
О профессии
Интернет-рынок требует от профессионалов не просто очень быстрого реагирования на изменения, а скорее таланта эти изменения предвидеть и первыми предложить своим клиентам/пользователям. Здесь мало попасть в тренд — нужно уметь эти тренды задавать, недостаточно вовремя подхватить новые технологии — их нужно рынку представить, невозможно следовать правилам рынка — их нужно формировать. У вас не получится работать по накатанной, интернет-рынок настолько масштабный и глобальный, что здесь попросту нет тех границ, которые в иных отраслях принято называть локальными особенностями и на которые можно списать привычные практики. А информации о новых разработках, инновационных идеях, статистических данных настолько много, что попросту не существует той точки, в которой можно было бы сказать «Ну, вот теперь я гуру». Если вы изначально не готовы к такому темпу жизни — лучше осесть в других медиа.
Топ-5 советов интернет-рекламодателям
1. Отнеситесь к интернету как к одному из основных медиа. Это уже не эксперимент, не кейс или вау-эффект, это необходимая составляющая ваших коммуникаций с потребителем. Более миллиона украинцев в 2013 году не смотрели телевизор — это люди от 16 до 34 лет, и если вы не коммуницируете с ними в интернете, они уже потеряны для вас. И с каждым годом их будет все больше.
2. Внимательно следите за тем, что происходит в интернете, держите руку на пульсе: из множества возможностей, которые появляются в сети, выбирайте те, которые вам подходят. И сразу берите их на вооружение, пробуйте, анализируйте результаты, делайте выводы и все время пополняйте свой инструментарий коммуникаций с пользователями — в интернете, в отличие от прочих медиа, он практически не ограничен и постоянно обновляется.
3. Не полагайтесь на чужое мнение и поборите стереотипы. «В украинском интернете нет исследований, которые позволят нам понять, с кем мы там коммуницируем. Так говорит наше агентство», — такую фразу я недавно услышала от маркетинг-директора крупнейшей транснациональной компании. Ну, что скажешь, кроме того, что в Украине до 2013 года было два регулярных независимых международных исследователя, а в прошлом году появился еще один? Можете продолжать верить в надуманные аргументы и оправдывать привычными стереотипами свою работу по-старинке, но… см. предыдущий пункт.
4. Интернет сегодня предлагает уникальные возможности для компании преодолеть «белый шум» — при вполне реальных бюджетах вы можете сделать проект, о котором будут рассказывать друг другу ваши клиенты и которому позавидуют конкуренты. Не поленитесь обсудить те возможности, которые предлагают вам площадки и агентства.
5. Думайте и анализируйте, спрашивайте и добивайтесь ответов — все молодые и активно развивающиеся рынки во все времена будут плодотворной почвой для мошенников и нечестных игроков. Если в тендерном предложении вы видите скидку 90% при среднерыночной 50%, не поленитесь проверить их достоверность у площадок. Если вам предлагают уникальный проект или заоблачный СРМ — заранее спросите об источниках таких прекрасных возможностей и заручитесь рекомендацией тех, кто уже работал с гениальной командой. Это поможет вам сохранить свои бюджеты и репутацию.
Юлия Трибушная, директор отдела продаж сейлз-хауса Digimedia