Анфиса Хлеб, арт-директор берлинской студии Super an der Spree и спикер международной конференции Creative Loop Kyiv-Berlin, которая пройдет 17 мая в Киеве, рассказала MMR о том, как украинский студент в Германии может попасть на работу в креативное агентство, особенностях немецкой креативной индустрии, сотрудничестве с Philips и государственным сектором, важности экспериментального этапа в творчестве и «мучениях художника» по-немецки.

Как вы стали арт-директором Super an der Spree? Сложно ли было конкурировать с немецкими кандидатами? 

Когда я переехала в Берлин, для меня стал актуальным вопрос заработка. Поскольку я обучаюсь в Берлинском университете искусств, по законодательству у меня нет права заниматься фрилансом, но есть возможность работать на полставки 20 часов в неделю. Поэтому я начала поиски работы в разных агентствах. Предложения искала на сайтах, по типу украинского HeadHunter. Чтобы ускорить процесс, находила контакты и напрямую обращалась к представителю компании. Всего я отослала около 200 резюме за две недели. Руководствовалась правилом: чем больше заявок, тем больше шансов. В итоге меня пригласили на пять собеседований, к которым обязательно нужно было подготовиться, изучить компанию, настроиться на продолжительный разговор. Компании тщательно относятся к выбору сотрудника, так как в Германии высокая социальная защита. Если тебя взяли на работу, потом тебя сложно уволить. Или же придется длительное время выплачивать пособие в размере 100% или 50% от заработной платы. Поэтому здесь нет текучки, и работодателю важно понимать, почему ты хочешь работать именно с ним. Попав на собеседование в Super an der Spree, я сразу нашла общий язык с креативным директором. Ему понравилось мое портфолио, то, что работы были больше креативными, чем коммерческими. Уже через несколько часов я получила положительный ответ. В Берлине высокие требования к кандидатам, но, в то же время, много предложений. Поэтому, если человек хочет найти работу и чувствует себя уверенно в том что он делает, —он ее обязательно найдет. Конечно, важно владение немецким языком —это поможет без проблем вписаться в рабочую атмосферу.

Какие особенности работы креативного агентства в Германии и индустрии в целом? В чем отличия от Украины? 

Могу судить только по личному опыту. Главной особенностью для меня стало отличие рабочей атмосферы: продуманные дедлайны, работа в удобном режиме, высокая ответственность каждого сотрудника, уважительное отношение, высокая степень социальной защиты, отсутствие иерархии. Если говорить о взаимодействии с клиентом, в Германии работа между студиями и заказчиком проходит проще. У компании, которая обратилась с запросом, больше доверия к исполнителю. Обычно это минимум правок и очень конструктивное сотрудничество.

Вы разрабатывали кампанию для Philips. Расскажите подробней об этом кейсе.

С Phillips Super an der Spree работает давно. В основном, мы разрабатываем дизайн-решения для форумов и мероприятий этой компании. Последний форум Phillips был посвящен здравоохранению и приурочен к запуску линейки продуктов, нацеленных на частные клиники. Надо понимать, что в Германии очень мало государственных клиник, и большинство докторов имеют частные практики. Поэтому компаниям сложно зарабатывать, продавая оборудования одной большой сети. Им надо взаимодействовать с каждым отдельным врачом, искать более индивидуальный подход. Форум был призван помочь наладить контакт с этими людьми, познакомиться, создать площадку для общения.

Перед нами стояла очень понятная задача - сделать мероприятие о современных технологиях в медицине более интересным, вовлекающим. Чтобы облегчить формат, но не уйти от образовательной цели мы разработали креативный дизайн помещения и добавили обучающие интерактивные дисплеи с разного вида анимацией. Такие решения полностью удовлетворили запрос клиента.

Работа над моими видео для меня — размышление о том, что меня волнует, поиске идей и экспериментах.

Среди ваших проектов — работы для сети государственных клиник Vivantes и Федерального министерства внутренних дел Германии. Интересно ли вам работать с государственным сектором? Какие сложности возникают? Как проходят тендеры?

После нескольких лет работы в рекламных агентствах я осознала, насколько важно для меня делать дизайн проектов, которые играют полезную и важную роль в обществе — это не только о картинке и попытке продать, но и о смысле того, что ты делаешь. Особых сложностей не возникает, хотя эстетике в таких проектах придается не самое большое значение. В работе с государственным сектором есть свои особенности: консервативный подход, довольно длительный процесс согласований из-за большего количества сотрудников, которые участвуют в принятии решения. Но за два года работы в студии я наблюдаю, как наши проекты становятся все смелее и изысканнее на уровне дизайна, появляется больше свободы для визуальных решений. Мы завоевываем доверие клиентов, и они готовы принимать более рискованные решения. Super an der Spree часто выигрывает тендеры. Главное правило и залог успеха —тщательный и детальный просчет реализации предлагаемой идеи. Презентация в нашем случае —это готовое к воплощению рабочее предложение. У нашей команды из 12 человек на подготовку тендера уходит неделя-две. Работа происходит динамично и плодотворно благодаря высокой самодисциплине каждого участника процесса, организованности, налаженности работы. 

Каким из ваших проектов гордитесь больше всего? Почему?

Каждый проект это вызов и площадка для изучения чего-то нового. Для меня самыми любимыми сейчас являются мои экспериментальные видео, а также исследования в сфере speculative design, которыми я занимаюсь в университете. Работа над моими видео для меня размышление о том, что меня волнует, поиске идей и экспериментах. Последняя видеоработа, например, была посвящена исследованию темы смерти. Я изучила много литературы на тему вероятности биологического бессмертия с развитием современной науки и технологий, ознакомилась с разными восприятия смерти, от духовной до чисто прагматичной. Затем я организовала ряд интервью со своими близкими друзьями об их отношении к смерти, которые легли в основу смыслового ряда работы. Эстетика и саунд-дизайн дополнили идею видео, которая появились в ходе моего исследования.

Под speculative design я подразумеваю создание дизайна для еще несуществующих задач. Зазор между реальностью, которую мы знаем, и разными идеями реальности, предложенными speculative design, создает пространство для обсуждений и размышлений. Такие рассуждения позволяют задавать вопросы касательного того, каким мы хотим видеть будущее, а какого хотели бы избежать. Дизайн становится помощником в повышении осознанности последствий наших действий в роли потребителей. Будущее площадкой для вдохновения, поиска новых идей и смыслов.

Вы также изучаете визуальные коммуникации в Берлинском университете искусств. Какие топ visual-тренды можете отметить? 

В университете мы не уделяем много внимания трендам как таковым. Студенты очень много экспериментируют с разными методами, стараясь найти интересное решение, изобрести новый подход в визуальной коммуникации, внедряют технологии, с помощью которых можно создать новый визуальный язык. Современные программы, которые дают возможность создавать визуализации в трехмерном пространстве или превращать их в интерактивные работы, пользуются сейчас популярностью у европейских дизайнеров. Но креативное общество здесь также активно уделяет внимание качеству дизайна и борется за осознанное отношение к тому, что ты создаешь.

Что изменил берлинский опыт в вашем профессиональном подходе?

На изменение подхода повлияли многие факторы, в том числе и личные. Но Берлин вывернул наизнанку весь мой многолетний опыт в дизайне. Потребовалось полностью перестроить систему ценностей в профессиональном подходе. Раньше мне было интересно делать конкурсные, зрелищные проекты. Теперь я больше внимания уделяю смыслу проекта. Если в Украине ко мне приходили с конкретным референсом и словами «‎‎сделай вот так»‎, то здесь никто не работает таким образом. Этап исследования, экспериментов и поиска новых идей — один из самых важных в работе дизайнера в Европе.

Намного проще создать дизайн, используя хороший вкус и знания, где взять качественный контент для вдохновения. Но в Германии мне потребовалось научиться создавать собственный путь поиска и воплощения идей. Это можно назвать «мучениями художника»ты пытаешься нащупать что-то эфемерное и существующее только в твоей голове. Такой процесс занимает больше времени и усилий, ты постоянно пребываешь в состоянии неизвестности. Но только таким образом рождается свежая и качественная идея. Немецкий подход научил меня через опыт находить решение.

Раньше мне было интересно делать конкурсные, зрелищные проекты. Теперь я больше внимания уделяю смыслу проекта.

Какими креативными приемами чаще всего пользуетесь при реализации проектов? 

За время работы их собралось очень много. Но главное для меня не приемы, а мое внутреннее состояние, при котором креативность является чем-то естественным. Мне очень помогают йога, медитация, ограниченное использование социальных медиа. Парадокс, но еще полнее раскрыть свой творческий потенциал мне помогло то, что я перестала искать конкретные методы, как развить в себе креативность, улучшить или изменить себя. Необходимо просто расслабиться и довериться себе. Это тоже приходит с опытом, когда перестаешь об этом постоянно задумываться, и осознаешь, что та самая желанная креативность была в тебе всегда и нужно было только дать ей возможность быть выраженной. Если в начале карьеры полезно изучать много примеров, вдохновляться, то сейчас я практически ничего не смотрю —даже фильмы. Чтобы не создавать себе внутренние ограничение, не сравнивать, не сомневаться в своих работах, избежать неуверенности и желания действовать по шаблону. Даже если это очень удачный шаблон. Стараюсь много читать, это помогает тренировать мое воображение.

Есть ли украинские компании, с которыми хотели бы посотрудничать? Какие?

На данный момент у меня недостаточно времени для открытого сотрудничества, но мне интересно делиться знаниями в сфере дизайна на украинских просторах.