Горящий Костел, авторитетность партнера, эмпатия: искусство фандрейзинга по-украински
16 Сен 2021, 14:27
PR

Горящий Костел, авторитетность партнера, эмпатия: искусство фандрейзинга по-украински

Пожар в Костеле Святого Николая в Киеве 3 сентября всколыхнул общественность и бизнес-истеблишмент. События, произошедшие чуть позже, имеют шанс войти в историю отечественной КСО-практики. Основатель Rozetka Владислав Чечеткин на своей странице в Facebook заявил, что выделяет 1 млн грн для восстановления Костела и призвал других объединить усилия. Более 25 млн собрал бизнес за сутки. Станет ли этот кейс показательным и основой подобного взаимодействия между бизнесом и государством?

MMR обсудил качественный фандрейзинг с теми, кто выделил средства на восстановление Костела — Аленой Шевцовой, акционером IBOX BANK, CEO fintech-компании LeoGaming (компания выделила 1,7 млн грн), Ниной Мищенко, директором по развитию экосистем и стратегических коммуникаций SAGA Development (компания выделила 1 млн грн), Юлией Чудновец, PR-директором группы компаний Эпицентр (компания выделила 1 млн грн).

Само понятие «фандрейзинг» возникло в США, и в первоначальном смысле означает привлечение внешних ресурсов для реализации различных задач или проектов. В мире существует даже отдельная профессия — фандрейзер — человек, который ищет ресурсы. Фандрейзинговые кампании могут быть как материальными, так и нет, но в любом случае максимально прозрачными. В фандрейзинге, как и в любом социальном проекте, важна креативность, эмоция и понимание конечной цели сбора средств.

Алена Шевцова
акционер IBOX BANK,
CEO fintech-компании LeoGaming
Вы не сможете убедить никого, если не верите в проект и не сопереживаете ему лично.

Алена Шевцова говорит о том, что «в каждой сфере есть свои особенности, однако едва ли не главным общим поинтом будет четкое понимание, как собранные деньги смогут помочь людям. Общая идея, которая проходит через каждый абзац и каждый аргумент. Идея эта обязательно должна вызывать эмпатию: не только у потенциальных доноров фандрейзинговой кампании, но также у тех, кто ею занимается. Вы не сможете убедить никого, если не верите в проект и не сопереживаете ему лично. Люди очень тонко чувствуют такие вещи».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Юлия Чудновец
PR-директор
группы компаний Эпицентр

Юлия Чудновец называет основные принципы успешного фандрейзинга: «Проект должен иметь высокое социальное значение для аудитории, на которую рассчитан. Важны честность и открытость на всех стадиях проекта. Важна как личность собирающего пожертвования, так и персонализация обращения при поиске пожертвования».

В бизнесе фандрейзинг стал частью КСО стратегий, что в свою очередь привело к возрождению культуры меценацтва и донорства. Корпоративный сектор демонстрирует готовность если не взять на себя часть государственных забот по решению остро социальных проблем, то точно выступать партнером. Краеугольным камнем остается вопрос прозрачности и контроль целевого использования помощи.

«Пример Костела показал, насколько бизнесу и гражданам не все равно. В Киеве есть исторические здания, которые хотят снести или перестроить — и люди готовы их защищать, как словами, так и действиями. Главная задача государства — вести адекватную медиацию процесса, а также прозрачную отчетность о процессе изменений, на которые были собраны деньги: как с точки зрения разработки проекта реставрации, так и по его воплощению в жизнь», — делится Алена Шевцова.  

Об открытом диалоге говорит и Чудновец: «Если анализировать на примере Костела, прежде всего, это публичность всех процессов: от утверждения смет на ремонтные работы до анализа стоимости видов ремонтных работ.  В рабочей группе с Минкультом мы предложили такой формат, как публичный лендинг, на котором будут публиковаться все расходы по проекту с указанием их стоимости. Таким образом рабочая группа, состоящая из представителей бизнеса, внесших пожертвования на ремонт Костела, сможет оценивать эффективность использования средств. Также к этой информации будут иметь доступ СМИ, общественные организации и все граждане».

Нина Мищенко
директор по развитию экосистем и стратегических коммуникаций
SAGA Development

Фандрейзинговая кампания не заканчивается на этапе передаче денег или другого ресурса. Партнер должен отчитаться о привлеченных средствах. Если вы не видите таких отчетов по прошлым проектам, задумайтесь о чистоплотности реципиента. Нина Мищенко акцентирует внимание на том, что «публичной должна стать не только итоговая отчетность и информация по ходу сбора средств, а также проведение тендеров, кто станет победителем, и контроль выполненных работ по реставрации».

В Украине особенно важен контроль в реализации проектов, где партнером выступает государство. Шевцова говорит о том, что такими инструментами быть «прозрачные закупки через существующие в Украине платформы, регулярная финансовая отчетность и независимый выбор подрядчика с публичным обсуждением проекта. Тогда ожидания и реальность никогда не будут расходиться». 

Для бизнеса больше “сработал” пост Владислава Чечеткина передать 1 млн грн, чем призывы чиновников.

Принимая решение стать частью фандрейзинговой кампании, необходимо учитывать и авторитетность партнера. «Для бизнеса больше “сработал” пост Владислава Чечеткина передать 1 млн грн, чем призывы чиновников. Сейчас предприниматели, которые хотят помочь Костелу, самоорганизовались и разрабатывают механизмы контроля собранных средств», — говорит Нина Мищенко

На вопрос, может ли кейс с Костелом масштабироваться и на другие проекты», эксперты MMR уверены, что да. 

Единственный спорный вопрос на этом пути — вопрос доверия к государству.

«Уверена, что этот кейс масштабируется в другие проекты. В рабочей группе, состоящей из представителей бизнеса, внесших пожертвования на ремонт Костела, уже обсуждается возможность совместных действий относительно других значимых для украинцев объектов. Единственный спорный вопрос на этом пути — вопрос доверия к государству. Финансирование объектов государственной собственности усложняться невозможностью полного контроля использования средств. 

В то же время бизнес может создавать и собственные совместные социально-значимые проекты. Кейс Костела показывает, что бизнес способен очень быстро аккумулировать средства. Но тут возникает другой вопрос: проект или объект, на который собираются деньги, должен быть безапелляционно значим для всех возможных участников, только тогда средства можно собрать быстро и в нужном количестве», — рассказывает Юлия Чудновец. 

«В Киеве есть исторические здания, которые хотят снести или перестроить — и люди готовы их защищать, как словами, так и действиями. 

Главная задача государства — вести адекватную медиацию процесса, а также прозрачную отчетность о процессе изменений, на которые были собраны деньги: как с точки зрения разработки проекта реставрации, так и по его воплощению в жизнь», — резюмирует Алена Шевцова.

Новость по теме
«Краще б ви…». Які уроки має винести бізнес після кампанії по збору коштів на відновлення костелу святого Миколая в Києві

Расскажите друзьям про новость