Иван Кучеренко, который до недавнего времени практиковал Digital Influence в SPN Communications Ukraine, ушел под крыло группы NOSTRA Communications, чтобы создать диджитал-агентство с символическим названием DIEVO. Нас заинтересовало, зачем рынку еще одно агентство, чем оно будет отличаться и почему команда выбрала космическую тему в айдентике. 

Иван, прежде чем спросить тебя «Зачем рынку еще одно digital-агентство?», спрошу: почему ты решил уйти из SPN Communications? И почему в новое агентство, а не на сторону клиента или в стартап?

В SPN у меня получилось собрать отличную команду, вывести практику digital influence в локомотивы агентства, наладить эффективную работу с клиентами. Как шутят некоторые коллеги, я даже смог монополизировать рынок SMM в Украине, хотя это, конечно, не совсем так. Но согласитесь, что строить свой бизнес значительно привлекательнее, чем быть просто наемным сотрудником. Тут ты начинаешь думать не только о краткосрочных целях, но и планировать будущее, смотреть далеко вперед, стараясь обратить каждую возможность во благо развития собственного бизнеса. В этом-то и заключается кардинальное различие между собственниками и наемными сотрудниками. Как собственник, ты начинаешь лучше понимать клиентов, думать о том, как в первую очередь с помощью диджитала решить их бизнес-проблему.

Сейчас мы находимся на этапе бутстрэппинга, т.е. с минимальными инвестициями пытаемся построить рабочую бизнес-модель. 

Не скрою, что меня всегда привлекали стартапы, но я расцениваю DIEVO тоже как в некоторой степени стартап, который мы планируем превратить в бизнес. Сейчас, например, мы на этапе бутстрэппинга, т.е. с минимальными инвестициями пытаемся построить рабочую бизнес-модель. После того как она заработает и наберет обороты, придет этап масштабирования, к которому будем готовиться заранее. Ну и, конечно, мы, как любой стартап, открыты к инновациям, принимая на вооружение те инструменты, которые позволяют нам оптимизировать свою работу и повысить эффективность. Выражаясь проще, никаких громоздких Outlook и медленных компьютеров, все сотрудники агентства мобильны, файлы и задачи проектов доступны в любой точке мира, где есть интернет. 

Так зачем рынку еще одно digital-агентство? В частности, то, в котором ты –  сооснователь?

Этот же вопрос я задал себе, когда мне поступило предложение Дмитрия Кутового, генерального директора группы компаний Nostra Communications. 

Делать очередное диджитал-агентство было неинтересно, да и рынок воспринял бы это в лучшем случае с легкой ноткой иронии. Поэтому на старте мы с командой сконцентрировались на поиске точек дифференциации. Мы хотели предложить нашим потенциальным клиентам нечто новое. В итоге родилась концепция, которая будет интересна не только клиентам, но и коллегам по цеху. 

Так в чем же этот USP?

Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы воплотить нашу идею в жизнь, и в ближайшее время предложим рынку действительно интересное решение. 

Пока все карты открывать не буду, но поделюсь ключевым инсайтом, на котором основано данное решение, и который мы уже успели проверить: агентство – это не только бренд, но в первую очередь – люди, которые в нем работают. С известностью диджитал-людей на нашем рынке все печально: рекламодатель, как правило, знает только топ-менеджмент агентств, а также менеджера, который ведет проект. В обозримом будущем мы планируем это кардинально изменить.

Агентство – это не только бренд, но в первую очередь – люди, которые в нем работают.

Иван, невнятно! Сказал «А» — говори «Б». В чем фишка, и чем будете отстраиваться? Люди — основа любого сервисного бизнеса. Это аксиома, затертая до дыр в своей очевидности… И если агентский профессионал — дока, о нем знают, даже если он не СЕО и не креативный директор.

Ты, безусловно, права — про команду говорят все, и да, есть профессионалы, которых знают, и с которыми хотят работать. Но, если, к примеру, арт-директор или копирайтер — дока, это не значит, что его знают прям-таки уж все клиенты, скорее, они слышали о проектах, реализованных этими людьми, но не слишком утруждали себя поиском тех, кто стоит за кадром.

Возможно, в целях «сохранности ценных кадров» редкое агентство публикует в релизе по кейсу всех участников проекта, среди диджитал-агентств это делают вообще единицы. При этом все эти талантливые специалисты разбросаны по рынку Украины, да и не только, работают в разных командах, с разными клиентами. Мы же готовим решение, благодаря которому сможем предложить любому клиенту его собственную дрим-тим, состоящую из таких экспертов, которые способны максимально эффективно решить его бизнес-задачу. Больше деталей не дам — я и так рассказал слишком много! :)

Название DIEVO – это потому, что вы, как никто, действенны, результативны, KPI выполняющие...

В название DIEVO мы заложили наше основное позиционирование.

DIEVO – производное от digital evolution, это агентство, предлагающее эволюционный подход к коммуникациям в цифре. И в то же время на украинском языке DIEVO звучит, как «дієво», действенно. Возможно, эта аналогия и не будет понятна нашим международным клиентам, но украинец сразу поймет: эти ребята заточены на результат, ведь к этому их обязывает само название. Текущая ситуация в стране не позволяет экспериментировать. Клиентов интересуют испытанные, эффективные и работающие решения. И мы строим именно такое агентство, которое будет предлагать такие решения.

DIEVO – производное от digital evolution. Это агентство, предлагающее эволюционный подход к коммуникациям в цифре.  

Почему в диджитал-среде мало запоминающегося креатива?

Когда мы разрабатывали стратегию агентства на 2016–2017 годы, то достаточно много внимания уделили анализу конкурентов и разбору кейсов. В оффлайновом мире есть четкое деление агентств, исходя из их специализации: в первую очередь я говорю про креатив и медиа. В диджитале эта грань несколько смазана. Несмотря на то, что есть отдельные интернет-медийные агентства, которые как бы тоже являются диджитал-агентствами в понимании клиента, они куда больше фокусируются на стандартных баннерных кампаниях, ведь это основной источник их заработка. Но печаль наших реалий такова, что для креатива в этих инструментах места остается мало. За бесконечными медиа-планами мы забываем о том, что реклама работает только тогда, когда она запечатлевается в сердце вашего потребителя. Диджитал здесь не является исключением, наоборот, он дает дополнительную возможность понять, кто ваша ЦА, и действительно ли она поверит вашему рекламному сообщению. Понять не с помощью выборки из Gemius или TNS, а «посмотрев им в глаза», пройдясь по профилям потребителей в соцсетях, посмотрев на контент, которым они делятся. Реальность иногда бывает очень далека от красивых, но нерелевантных реальной аудитории инсайтов. 

Почему поставили на «космическую» тему в айдентике?

Космос – это самая яркая метафора эволюции человеческих достижений. 

Несмотря на то, что этап освоения космоса начался достаточно давно и долгое время после завершения космической гонки между сверхдержавами стагнировал, именно сейчас он выходит на новый виток развития. В космос устремились частные инвесторы, которые подходят к этой задаче как к бизнесу, оптимизируя процессы и затраты, чтобы получить оптимальный результат за меньшие деньги. Благодаря Илону Маску стоимость доставки грузов на орбиту снизилась в десятки раз, а с Ричардом Брэнсоном скоро смогут слетать на низкую околоземную орбиту не только олигархи, но и простые смертные. Уверен, что через 15–20 лет слетать на уикенд на Луну будет так же просто и доступно, как сейчас съездить на выходные во Львов, и произойдет это как раз благодаря частному бизнесу и здоровой конкуренции.

Уверен, что через 15–20 лет слетать на уикенд на Луну будет так же просто и доступно, как сейчас съездить на выходные во Львов.

Так и с интернетом, который появился благодаря оборонной промышленности, но эволюционировал в диджитал именно посредством роста аудитории обычных пользователей, числа подключенных устройств и брендов, желающих коммуницировать со своими потребителями с помощью этого современного и интерактивного канала. 

Эти изменения вызвали, в свою очередь, преобразования в рекламной индустрии: сначала появились интернет-агентства, которые затем трансформировались в диджитал, параллельно такие специалисты и экспертиза начали появляться и в классических рекламных агентствах, а также на стороне клиента. 

Процесс диджитал-эволюции необратим, и можно просто наблюдать за ним, а можно его возглавить. ;) 

Космос, как эволюция, отражен в нашем лого в виде буквы «О», стилизованной под спутник на орбите. 

Кто уже есть в твоей команде и кого планируешь привлекать?

Сейчас в нашей команде есть креативный стратег, медиа-директор, аккаунт-менеджеры и недавно пополнивший наши ряды директор по развитию бизнеса. В ближайшее время планируем полностью укомплектовать креативную команду, а дальше расширяться исходя из потребностей клиентов и специфики проектов, которые мы будем реализовывать.

В планах – строить цифровое агентство полного цикла, при этом сохраняя большую долю медийной рекламы.

Если вы желаете стать частью нашей команды – пишите. Я знаю многих отличных специалистов на этом рынке, которым рано или поздно предложу присоединится к нам, но никогда не против знакомства с новыми интересными людьми. 

Как планируешь привлекать новых клиентов и почему они поверят тебе?

Перед запуском агентства мы провели небольшое исследование, которым планируем в ближайшее время поделиться на страницах MMR. Мы опросили более 20 клиентов из различных национальных и международных компаний чтобы понять, какие критерии для них являются самыми важными при выборе диджитал-агентства. Так вот, подавляющее большинство признались, что они выбирают не агентство, а конкретных людей, их опыт и навыки. Поэтому первое, что мы будем «продавать» клиентам, – это услуги опытной команды, способной предложить клиенту эффективные решения его бизнес-задач. При этом, как я уже говорил, мы разрабатываем несколько уникальных сервисов и подходов к работе, которые станут дополнительным аргументом в пользу выбора нашего агентства. В последней задаче нам помогает недавно созданный в рамках группы NOSTRA Communications департамент R&D.

Что сейчас происходит с рынком диджитал в Украине, куда он движется, что наиболее популярно? На что компаниям стоит обратить внимание?

К счастью, диджитал остается единственным направлением рекламно-коммуникационного рынка, который из года в год демонстрирует стабильный рост. Я верю, что эта тенденция продолжится. 

Все большую популярность приобретают интегрированные кампании, и у нас, как у части медиа-группы, есть определенные преимущества. В этом, безусловно, пригодится и мой опыт кросс-медийных решений, ведь проектов уровня «Х-фактор Онлайн» на нашем рынке так и не появилось. 

Также многие компании интересуется мобайлом, что и немудрено, ведь у нас наконец-то появился 3G. Все активно присматриваются к Big Data, но пока по-настоящему интересных решений в этой сфере мы еще не видели – возможно, они появятся в этом или следующем году.