В одиночестве на премиальной сервисной вершине: интервью с CMO и PRD SOCAR Energy Ukraine
03 Сен 2019, 07:30
PR

В одиночестве на премиальной сервисной вершине: интервью с CMO и PRD SOCAR Energy Ukraine

Маркетинг-директор SOCAR Energy Ukraine Дмитрий Джеджула и руководитель направления PR и коммуникаций Яна Лестева о WOW!-послевкусии премиум-сервисного позиционирования

Маркетинг-директор SOCAR Energy Ukraine Дмитрий Джеджула и руководитель направления PR и коммуникаций Яна Лестева в интервью рассказывают об информационной активности компании, когда хвастовство и пустословие тебе не к лицу, о запуске акционного предложения «Президентское комбо» после посещения заправки президентом Владимиром Зеленским, о коммуникационной стратегии и о том, насколько сложно азербайджанскому, восточному плюс премиальному бренду работать на украинском рынке.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Вы заявляете, что являетесь единственной премиальной сетью АЗК на топливном рынке Украины. Расскажите, каково быть монополистом в премиум-сегменте? Ожидается ли в ближайшем времени появление конкурентов? Вы готовитесь к этому? 

Дмитрий Джеджула: Иногда я уверенно заявляю, что SOCAR — это в первую очередь самый массовый полностью люксовый сервис в стране. Это история об изначально высоких ожиданиях клиентов и дополнительных усилиях для того, чтобы им соответствовать и предвосхищать ожидания. Наши лояльные гости часто сами признаются, что только от нас ожидают хотя бы маленького WOW-послевкусия, того, что их приятно удивят. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Подобное премиальное сервисное позиционирование долго и сложно строится и очень сложно и медленно копируется. Почти 60% клиентов выбирают нас именно за сервис, 15% — за комфорт и дополнительные удобства, вкусные еду и кофе, 74% — за качество топлива. Цифры по другим сетям автозаправок составляют 18, 2 и 50% соответственно (это данные международного исследовательского агентства 4Service Group, весна 2019-го). SOCAR не выбирают, ориентируясь на стоимость бензина, от него не ожидают мегаскидок. У нашей целевой аудитории есть понимание, что она достойна лучшего, поэтому и готова платить за это лучшее. 

Нам не холодно в одиночестве на нашей премиальной сервисной вершине. Нам жарко, потому что очень много еще нужно сделать, для совершенствования нет пределов. Круто, если рядом появится еще один игрок. Обострится конкуренция — выиграет клиент. Но шансов мало, так как эта бизнес-модель не строится на быстром возврате инвестиций или легком масштабировании. 

Какой долей топливного рынка вы владеете в Украине? Планируете расширяться? 

Дмитрий: Согласно политике компании, мы не раскрываем информацию о доле рынка. Могу только сказать, что в целом она коррелирует с нашей долей в количестве АЗС среди ключевых игроков. В то же время с начала года наблюдаем динамику роста свыше 16% в розничной сети и свыше 13%, если учитывать мелкий опт и топливные талоны для корпоративных клиентов. 

Я уже говорил, что в силу премиальной сервисной бизнес-модели расширять сеть ударными темпами существенно сложнее. Эйчары подтвердят, что даже наем соответсвующих сотрудников — непростое дело. Нужны особенные люди с искренней сервисной душой. Нужна тщательная проработка даже мелких деталей, из которых состоит жизнь АЗК. 

Тем не менее мы растем и количественно, и качественно: недавно открылся новый АЗК на Столичном шоссе, 100 в Киеве в новом, черном, сервисно-визуальном концепте. Со временем мы хотим привести к этому формату всю розничную сеть SOCAR в Украине.

Нам не холодно в одиночестве на нашей премиальной сервисной вершине. Нам жарко, потому что очень много еще нужно сделать, для совершенствования нет пределов.

Дмитрий Джеджула
Маркетинг-директор в SOCAR Energy Ukraine

Минимум масштабных рекламных кампаний на радио и ТВ, отсутствие спама пресс-релизами, ноль скандальных интервью. Это сознательный выбор такой информационной пассивности или отсутствие инфоповодов? 

Яна Лестева: Тонны пресс-релизов не всегда эффективны, они скорее раздражают. Проактивная работа с медийными каналами необходима бизнесу, который находится в стадии активного роста: экспансия в регионы, открытие новых объектов, развитие новых видов деятельности и прочее. Мы на данном этапе сфокусированы на качественных показателях: совершенствуем внутренние процессы, тестируем спрос на экспериментальные услуги и товары. 

В коммуникациях также акцент на повышении узнаваемости, укреплении доверия к бренду, отработке основных месседжей. В приоритете социальные медиа, работа с лидерами мнений, антикризисные коммуникации. 

Не стоит забывать, что аббревиатура SOCAR расшифровывается как State Oil Company of Azerbaijan Republic. Этот факт изначально достаточно серьезно влиял на коммуникации бизнеса с внешним миром. От руководства шел посыл, что хвастаться и пустословить не к лицу солидному, премиальному бренду, клиенты — мы называем их гостями — должны на собственном опыте убедиться в том, что SOCAR — это нечто особенное для украинского топливного рынка. Скандалы, интриги, надоедливость — не наша история.
Конечно, все меняется, меняются приоритеты. Сейчас мы активнее в информационном пространстве, чем три-четыре года назад. 

Какое восприятие бренда вы хотите заложить в умах потенциальных и существующих клиентов? 

Яна: Drive your life. Enjoy your road. Наслаждайся дорогой, жизнью, возможностями! Будь успешным, активным, будь впереди, на острие прогресса. Выбирай самое лучшее и наслаждайся комфортом, где бы ты ни был — на работе, дома, в дороге.

В коммуникациях акцент на повышении узнаваемости, укреплении доверия к бренду, отработке основных месседжей. В приоритете социальные медиа, работа с лидерами мнений, антикризисные коммуникации.

Яна Лестева
Руководитель направления PR и коммуникаций SOCAR Energy Ukraine

Расскажите о своей ЦА. Что она думает о компании? Проводили ли вы исследование своей ЦА? Насколько позиционирование, которые вы для себя выбрали, совпадает с тем, как вас воспринимает ЦА? 

Дмитрий: Проводим исследования по уточнению сегментации клиентов АЗК в регионах нашего присутствия и их категорийный U&A, проводим исследования репутации, сервисные замеры «тайными покупателями», а в режиме «большого уха» собираем и реагируем на отзывы и жалобы гостей во всех каналах. Мой любимый канал? — это отзывы из нашего мобильного приложения level, которые моментально получают на корпоративную почту все начальники АЗК, руководители розницы и маркетинга. У себя в Facebook-профиле я завел рубрику #CMOGuiltyPleasure, где делюсь скринами самых любимых отзывов со своими комментариями. Меня до сих пор поражает то, что свыше 90% этих сообщений положительные, хвалебные и благодарные. Гости искренне благодарны за сервис, который получают, и это невероятно окрыляет даже такого циничного и опытного маркетолога, как я. В будущем мы будем больше исследовать наших гостей и их клиентский опыт с целью его непрерывного улучшения. 

На чем сфокусированы ваши коммуникации сейчас? Какие месседжи доносите ЦА? 

Яна: SOCAR — это качество топлива, высокий уровень сервиса, инновации. Восемь лет мы стабильно держим эту высокую планку, не идем ни на какие компромиссы в угоду текущей конъюнктуре рынка. 

SOCAR — это выбор успешных людей и тех, кто стремится таковыми стать. Мы премиальный бренд, наш ассоциативный ряд – успех, статус, амбиции, мобильность. При этом атмосфера демократичности, без ощущения снобизма или высокомерия. 

SOCAR — это группа компаний, холдинг. Помимо сети автозаправочных комплексов мы успешно занимаемся оптовыми поставками всех видов топлива, и не только топлива, работаем с корпоративными клиентами, имеем собственный автопарк, нефтебазы.

Скандалы, интриги, надоедливость — не наша история. Конечно, все меняется, меняются приоритеты. Сейчас мы активнее в информационном пространстве, чем три-четыре года назад

Яна Лестева
Руководитель направления PR и коммуникаций SOCAR Energy Ukraine

Какие каналы коммуникации задействуете для донесения этих месседжей? 

Яна: Премиальность предполагает персонализированные коммуникации, где индивидуальный подход становится первостепенным. Поэтому делаем ставку на рассылки через мессенджеры, e-mail, push-уведомления. Соцсети как наиболее оперативный канал донесения информации и получения обратной связи. Для освещения позиции по актуальным отраслевым вопросам используем отраслевые и бизнес-онлайн-площадки. Печатные журналы — для имиджевых материалов. 

Расскажите о самой запоминающейся/успешной кампании SOCAR в Украине. 

Яна: Посещение заправки президентом Владимиром Зеленским и дегустация донер-кебаба, который, правда, был назван по-другому. А также продолжение — запуск акционного предложения «Президентское комбо». Быстро отреагировали, хайпанули на ситуации и в имиджевом плане, и в финансовом, несмотря на то что кампания была краткосрочной, и просто получили удовольствие. Кстати, деньги от продаж «Президентского комбо» не в карман положили, а направили на доброе дело. С прошлой недели в детские дома и интернаты Киевской области приезжает брендированный Robobus. Опытные инструкторы знакомят ребят с новыми технологиями, проводят мастер-классы. Роботы, дроны, 3D-ручки, простейшие микросхемы. По-моему, интересно не только детям, но и взрослым. 

Не припоминаем также каких-либо резонансных репутационных скандалов, связанных с именем SOCAR. Кто у вас занимается антикризисными коммуникациями? 

Яна: Лучший кейс по антикризисному реагированию тот, о котором не узнала широкая общественность. Значит, хорошо работаем! 🙂

Антикризисом занимается PR, но в тесной связке с юристами, с розницей и оптом. Мы готовы к разным сценариям развития событий. Есть разработанная система управления рисками, так называемые «красные папки». Она включает и матрицу потенциальных рисков, и алгоритмы решения таких ситуаций, и схему реагирования на негатив в соцсетях, и базу тезисов для официальной позиции. Это стратегически. 

А тактически мы очень тщательно работаем с негативом и обращениями в соцсетях. Ежедневно. Для нас высокий уровень сервисности как религиозные догмы. Если жалоба конструктивная, пять-шесть человек из разных подразделений могут бросить текущие дела и заниматься решением ситуации.

Премиальность предполагает персонализированные коммуникации, где индивидуальный подход становится первостепенным. Поэтому стратегически делаем ставку на рассылки через мессенджеры, e-mail, push-уведомления.

Яна Лестева
Руководитель направления PR и коммуникаций SOCAR Energy Ukraine

Насколько явно ваше присутствие в digital? Какие digital-инструменты задействуете? 

Дмитрий: Ключевые точки нашего присутствия в digital — это наше мобильное приложение level для iPhone (более высокая доля использования среди гостей SOCAR) и Android, веб-сайт socar.ua (который как раз находится в процессе большой реформы), группы в Facebook и Instagram. Ключевые задачи всех точек — продлить и развить опыт SOCAR, проинформировать и заинтересовать. 

Премиум, как уже сказала Яна, нетерпим к агрессивному продвижению. У нас большие планы по развитию наиболее подходящих нам digital-инструментов, но планами до внедрения мы не делимся. Просто оставайтесь с нами на сервисной волне SOCAR, и вы будете первыми, кто узнает обо всех новинках. 

Чем ваш сервис отличается от сервиса других АЗК? Что нестандартного вы предлагаете клиенту? 

Яна: Все. У нас все нестандартное — необычный дизайн, чистота, приветливый и дружелюбный персонал, множество непривычных и, кстати, бесплатных услуг. Где вам еще почистят туфли, если вы спешите на свидание? Много вы знаете историй, когда забытый в магазине кошелек, битком набитый деньгами, две недели бережно хранится в кабинете начальника станции в ожидании хозяина?! У нас таких историй вагон и маленькая тележка. Сервис, который предвосхищает ожидания. WOW-послевкусие для человека, который хочет получать от жизни лучшее. 

Насколько сложно азербайджанскому, то есть восточному, плюс премиальному бренду работать на украинском рынке? Расскажите об особенностях, сложностях, преимуществах. 

Яна: Нельзя сказать, что очень сложно. Подводные камни в украинском законодательстве, конечно, существуют, а в SOCAR корпоративные стандарты ведения бизнеса транслируются из Баку: деятельность только в рамках правового поля, четкая финансовая дисциплина, прозрачность всех выплат, в том числе налогов. В последнее время энергетический рынок стал более открытым, упростились тендерные процедуры, регуляторная политика. Проще стало работать и иностранным компаниям. 

Но преимуществ больше. SOCAR — амбассадор своей страны. Для компании очень важна коммуникация национальной идентичности, которая проявляется в оформлении интерьера, упаковок, в перечне блюд и напитков в Buta-кафе, в ассортименте товара в маркете. Трепетное отношение к сервису — это отсылка к традиционной восточной гостеприимности. Мы отмечаем ключевые азербайджанские праздники и знакомим с ними гостей, рассказываем о культуре, традициях. Все это становится дополнительным эмоциональным триггером, который производит впечатление на клиентов и мотивирует их возвращаться к нам снова и снова.

Ключевые точки нашего присутствия в digital — это наше мобильное приложение level для iPhone (более высокая доля использования среди гостей SOCAR) и Android, веб-сайт socar.ua (который как раз находится в процессе большой реформы), группы в Facebook и Instagram.

Дмитрий Джеджула
Маркетинг-директор в SOCAR Energy Ukraine

Расскажите друзьям про новость