26 Июл 2007, 13:51

Главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны на Западе неконкурентноспособен

Главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны на Западе неконкурентноспособен

Телеканал Russia Today, самый главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны, существует на бюджетные деньги с 2005 года, однако о его деятельности известно мало. В бюджете РФ на этот проект в 2007 году заложены около 90 миллионов долларов. На что они пойдут, неясно: свои расходы телеканал не афиширует. Эксперты, тем временем, считают, что пока канал работает только для внутрироссийской аудитории — на Западе он неконкурентноспособен.

Основатели RT, в том числе Михаил Лесин, не раз открыто заявляли, что канал должен формировать позитивный имидж России за рубежом. Сейчас руководство телеканала позиционирует себя как новостной телеканал, "русский CNN", вещающий в 100 странах мира по-английски. 3 мая Russia Today вышел в эфир в Бельгии и Нидерландах, 4 мая стартовал арабоязычный аналог RT — "Русия аль-Яум".

На финансирование АНО "ТВ-Новости", куда входит англоязычный Russia Today, в 2007 году из бюджета выделено $90 млн (2,4 млрд рублей). Из них собственно RT получит, как и прежде, $30 млн. Остальные будут поделены между "Русия аль-Яум" и готовящимся к запуску испаноязычным проектом. Отметим, что всего на поддержку российских СМИ из бюджета было выделено в этом году 18,2 млрд рублей.

Обозреватель "Полит.ру" по этому поводу замечает: неужели все три канала производят настолько разный контент и совсем не меняются? Если это так, то это повод задуматься над эффективностью расходования средств. Если нет, то странно, что сумма на три канала появляется в результате простого умножения суммы, затраченной на первый, англоязычный, канал. Точные затраты на проект, созданный на бюджетные деньги, получить не удается.

В пресс-службе RT подчеркивают, что телеканал был создан как автономная некоммерческая организация (АНО "ТВ-Новости"), а значит по определению не может получать прибыль. Некоммерческая — это означает, что доходы не могут превышать расходы. Между тем агентство AFP тоже некоммерческая структура, перед руководством которой стоит условие, что доходы должны минимум на 50% окупать расходы.

До этого RT, судя по всему, очень далеко. Директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев в начале июля заявил, что прописанных в бюджете денег для RT хватает только на содержание самого телеканала. "Этих денег совершенно недостаточно, чтобы войти на мировой информационный рынок и составить конкуренцию хотя бы Al-Jazeera, — сказал изданию Газета GZT Агеев. — Я уж и не говорю о таких мировых информационных гигантах, как CNN и BВC. Можно влить в пиар миллиарды долларов и не получить результата, а можно грамотно вложить десятки миллионов рублей и получить невероятный эффект".

По неподтвержденным официально данным средняя зарплата на Russia Today составляет около трех тысяч долларов. При том, что некоторые купленные некоммерческим каналом звезды получают почти $20 000. В таком случае затраты на зарплату, очень приблизительно составляют 1,5 миллиона долларов в месяц (из расчета 500 сотрудников по 3 000 долларов). То есть около 18 миллионов в год. В то же время свои затраты телеканал не раскрывает, хотя он, в отличие от CNN, тратит государственные деньги.

В пресс-службе Russia Today обозревателю "Полит.ру" официально сообщили, что схема распределения бюджетных средств внутри телеканала — закрытая информация, которая никогда не распространялась среди СМИ. При этом зарплаты сотрудников — это только часть текущих расходов Russia Today. Основная часть денег, как и везде в мире, тратится (помимо зарплат) на распространение сигнала, перегон видеоматериалов и т.д., сообщили в RT.

По устоявшемуся мнению коллег на других каналах, новостные сюжеты RT состоят из стэнд-апов собственных корреспондентов и смонтированной "чужой картинки". Обмен "картинками" между телеканалами — нормальная и всеми приемлемая практика, пояснили в пресс-службе RT: "К нам регулярно обращаются как западные, так и российские коллеги с просьбой предоставить эксклюзивные видеоматериалы, интервью или просто выступить в качестве экспертов".

В этом направлении телеканал, согласно пояснению пресс-службы, активно сотрудничает с CNN, SkyNews, Al-Jazeera, среди агентств — Associated Press и Reuters. Доля картинки ВГТРК, Первого канала и НТВ в эфире Russia Today, по его собственным данным, составляет не более 1%.

Общепринятая практика обмена "картинками" на RT превратилась в игру "в одни ворота": Russia Today берет у всех, а у телеканала никто не берет, пишет "Полит.ру". В месяц у других российских каналов Russia Today берет до 300 материалов на безвозмездной основе. Так, в первые дни апрельского противостояния в Эстонии около 50% изображения, выходившего в эфир Russia Today, принадлежали Первому и ВГТРК.

У Russia Today потенциальная аудитория в США составляет 11 миллионов зрителей. При этом 9 из них — это социальная, благотворительная система вещания, которая работает со школами и некоторыми ВУЗами и специализируется на иностранных каналах, культурологической и благотворительной тематиках.

Для сравнения, русскоязычные "Первый канал. Всемирная сеть" и "РТР планета" видят десятки миллионов американцев. При этом сигнал первого канала доступен для просмотра через кабельные сети и спутниковое вещание по подписке, т.е. платно. В целом, эти каналы занимаются тем же самым — рассказывают о России и выполняют пропагандистские функции, но при этом на распространение этих каналов деньги государство не тратит.

В пресс-службе Russia Today подчеркивают, что их продукт — некоммерческий, нацеленный на местное англоязычное население США. Поэтому сравнивать с аудиторией "Первый канал. Всемирная сеть" и "РТР планета" некорректно. Между тем за информацию, которую предоставляют те каналы — американцы готовы платить, а за Russia Today не готовы. "Самый простой вывод — что они делают более конкурентный продукт. И государственных денег на это, опять же, не тратят", — заключает "Полит.ру".

Пока канал Russia Today работает только для внутрироссийской аудитории, заключили участники прошедшего в начале июля в Москве круглого стола, посвященного перспективам развития положительного образа России. В то же время эксперты в целом поддержали идею канала.

После трехчасовых споров члены Общественной палаты (ОП), ученые, представители прессы и общественности решили создать рабочую группу, которая будет разрабатывать основополагающие принципы позиционирования России в стране и мире и формирования ее положительного образа в стране и за рубежом. В рабочую группу должны войти члены ОП, представители разных ветвей власти, общественности, эксперты.

Стоит напомнить, согласно опубликованному 1 мая 2007 года докладу прaвозащитной организации Freedom House, российские СМИ относятся к несвободным. Как говорится в пресс-релизе по поводу публикации исследования, "агрессивные попытки российского правительства изолировать независимые медиа-голоса, перемежающиеся планами регулировать интернет", стоят в ряду наиболее тревожных тенденций 2006 года.

В общем рейтинге свободы СМИ Россия занимает 165-е место из возможных 195. В 2005 году исследователи поставили ее на 158-е место. Ухудшение показателей, в частности, объясняется законодательными ограничениями работы СМИ и отсутствием надлежащего расследования преступлений против журналистов, поясняется в докладе.

Администрация президента РФ Владимира Путина, напоминают авторы доклада, объявила о планах создать механизм контроля за интернетом. Таким образом, Россия может примкнуть к странам вроде Китая, Вьетнама и Ирана, где большое количество журналистов и так называемых кибер-диссидентов подвергается уголовному преследованию.

Россия также попала в группу стран, в которых положение СМИ за последние пять лет существенно ухудшилось. К таким государствам относятся Венесуэла, Таиланд, Эфиопия, Филиппины, Аргентина и Уганда. СМИ в 10 бывших республиках Советского Союза признаны Freedom House несвободными. Пресса Украины и Грузии, по мнению авторов исследования, является частично свободной.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео