Фрейд не додумался, или Sex&Marketing
04 Май 2018, 07:28

Фрейд не додумался, или Sex&Marketing

На MMR стартует экспериментальная рубрика Sex&Marketing, где Бренд = Человек, Маркетинг= Отношения и конкуренция, которой вы ее не представляли

Несмотря на то, что маркетинг называют точной наукой, мало кто может предугадать и тем более прогнозировать, как развернётся жизнь рекламной компании. Маркетинг живет по своим законам и ежегодно находит новую форму воплощения. А может быть маркетинг вовсе не точная наука? Возможно, стоит подходить к маркетингу с другой стороны? Стороны интуиции, влечения, чувств.

Алина Баженова, маркетолог из 9-летнем стажем, на счету которой проекты для Rosko Family Design, YA Buro, GO Sport Park, My Choice, M Hub, MDMA, «Фигаро-Кейтеринг», решила подойти к маркетингу по-человечески. Она провела параллели Бренд = Человек, Маркетинг= Отношения. Так родилась философия Sex&Marketing и ее экспериментальная авторская рубрика на MMR. В пилотной статье мы рассмотрим анализ конкурентов как психологическую потребность человека сравнивать себе с другими — и, собственно, сопоставим два эти явления.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Как сделать маркетинг интуитивно понятным, как создавать бренды, которые будут строить отношения со своими клиентами на эмоциональном уровне? В поиске ответов на эти вопросы я обратилась к природе, а именно, к взаимоотношениям людей, как высшей точке ее эволюции, и так родилась параллель: Бренд = Человек, Маркетинг= Отношения.  

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Человек, как и бренд, всю свою жизнь ищет любовь, понимание, поддержку, развивается и растет. В маркетинге, как и в отношениях, нельзя ничего гарантировать, даже если выполнять все алгоритмы правильно. Продажа, как и секс, не является ни началом, ни целью отношений, а лишь их частью, важной, но все же частью. 

Философия Sex&Marketing будет искать ответы на маркетинговые вопросы в психологии людей, и далее, трактовать эти ответы для маркетинга, чтобы сделать его более нативным, интуитивно понятным и простым, а бренды — целостными, гармоничными и привлекательными.

 

Зачем бренду изучать конкурентов?

Все маркетинг-законы, практически вся бизнес-литература и все специалисты по маркетингу утверждают, что любую первичную деятельность в маркетинге — будь то создание бренда, репозиционирование, вывод новых услуг на рынок и даже написание простого контент-плана — стоит начинать с исследования рынка, в том числе с мониторинга конкурентов.

Не работает.

Последние годы эксперты шепотом, но все же говорят, что исследования рынка и аналитика больше не работают и не приносят своих плодов. Данные недостоверны, люди врут, прогнозы не сбываются, и похоже никто, даже гиганты бизнеса, не знают, что их ждет за горизонтом.

Не понятно зачем.

Вновь и вновь тысячи брендов изучают конкурентов, смотрят на данные и не понимают, что с ними делать, а некоторые делают исследования для галочки или не делают вовсе. 

Итак, главный вопрос — зачем?

Зачем бренду изучать конкурентов? 

Согласно моей философии Sex&Marketing, где бренд — это человек, мы перенесем вопрос на человека, и звучать он будет так: зачем человеку оценивать других людей? 

Сравнение себя с другими — это фундаментальный человеческий импульс, заложенный в нас природой, и мы не можем его погасить. Он является абсолютно естественным, я бы даже сказала, что люди, которые не сравнивают себя с другим, вызывают у психологов интерес.

Зачем природа заложила в нас это?

Впервые на этот вопрос ответил психолог Леон Фестингер в 1954 году, который в рамках теории социального сравнения утверждал, что мы относим информацию о других к себе для того, чтобы понять кто мы такие, что у нас есть и достаточно ли это хорошо.

Соответственно: сравнение себя с другими — это способ оценки самих себя. Вы только вдумайтесь, мы сравниваем себя с другими не для того, чтоб найти врага, чтоб изучить его слабые стороны и убить, а лишь как способ оценки самих себя!

Как это работает.

Мы смотрим на людей, которые нас окружают, зачастую на тех, кто достиг больших высот, и чувствуем всплеск разных эмоций, которые является абсолютно естественными. Сравнение себя с другими может привести к хроническому упадку сил или поднять мотивацию и подвигнуть к улучшению своей жизни.

Наш мозг самостоятельно определяет людей для сравнения по тем характеристикам, которые на данном этапе жизни имеют для нас наибольшее значение, будь то внешность, успешность, богатство или что-то другое.

С годами человек все реже сравнивает себя с другими и чаще с самим собой. Это признак зрелости личности и понимания того, что единственный за кем стоит гнаться — это лучшая версия себя самого.

Вернемся к маркетингу

Теперь, когда мы знаем, какой замысел природы касательно человека, давайте попробуем применить это в маркетинге и сквозь призму человеческой психологии ответим на волнующий нас вопрос, зачем бренду проводить исследования конкурентов?

Главное, что становится понятным: изучение конкурентов — это не поле битвы, где мы анализируем слабые стороны противника и разрабатываем план атаки. В первую очередь бренду необходимо изучать конкурентов, чтоб понять какой он сам, обрести самоидентификацию, определить свои особенности, отличия от других, собственные ориентиры и критерии успеха, в конце концов. 

Это невероятно меняет наше восприятие и смещает фокус с конкурентов в сторону своего бренда. Согласно философии Sex&Marketing ключевые акценты при мониторинге конкурентов такие:

 1. Самоидентификация как цель. Все данные о конкурентах, всю информацию, фотографии, прайсы и отзывы — абсолютно все сопоставляйте с собой. Задавайте себе вопросы — хочу ли я так, близко ли мне это, смогу ли я сделать это, принесет ли мне это прибыль и развитие? И что для меня «развитие»? Все эти вопросы и ответы на них сначала приведут вас к глубоким размышлениям, а потом, как результат — к определению своего позиционирования, миссии, ценностей.  

2. Не война, а взаимодействие. Поймите, что конкуренты не всегда угрожают. На растущих рынках конкуренты — ваши союзники, ведь они помогают вам популяризировать услуги или товар, информируя о нем все больше потребителей. 

С другой стороны, конкуренты, которые появились на рынке раньше вас, имеют больший опыт, и глядя на них вы можете не совершать каких-то очевидных ошибок, они фактически становятся вашими наставниками.

3. Определите must have ниши. Потребители зачастую оценивают рынок целиком, а не отдельных игроков в частности. Так, например, детская комната стала must have в ресторанной сфере, и ее наличие не является преимуществом отдельно взятого заведения.

Определите must have ниши. Потребители зачастую оценивают рынок целиком, а не отдельных игроков в частности. Так, например, детская комната стала must have в ресторанной сфере, и ее наличие не является преимуществом отдельно взятого заведения.

4. Место вдохновения. Посмотрите на своих успешных конкурентов. Они ваше вдохновение: если в этой стране, с этими людьми они могут заработать деньги и построить успешную компанию — сможете и вы. И каждый раз, когда вам будет казаться, что все невозможно и бесполезно — смотрите на успешных конкурентов. Смогли они — сможете и вы.

5. Точка отсчета. Наверняка, пройдя путь оценки конкурентов по данному алгоритму вы узнали о себе так много, как никогда ранее. Вы определили, как воспринимается рынок глазами клиента, что вам нравиться, а что нет, какими вы видите свой бренд и свою услугу — это ваша точка отсчета. С нее стоит начинать развитие бренда, написание целей и стратегических задач на будущее.

 

Но помните: с возрастом, а в случае с брендом — с опытом — импульс сравнивать себя с другими теряет свою актуальность, и бренд все больше и больше начинает быть самим собой. Это и есть цель. 

 

Расскажите друзьям про новость