04 Янв 2013, 07:15

Евгения Корнеева (Шелудько), креативный директор GRAPE, о прелестях и опасностях внедрения новых технологий

Технологии как когнитивный инструмент — т.е. как способ познания мира — стремительно меняют конфигурацию нашего сознания, самоидентификации, способов социализации

Евгения Корнеева (Шелудько), креативный директор GRAPE, о прелестях и опасностях внедрения новых технологий

Технологии как когнитивный инструмент — т. е. как способ познания мира — стремительно меняют конфигурацию нашего сознания, самоидентификации, способов социализации. Давайте посмотрим, как технологии воздействуют на разные аспекты взаимоотношений человека с действительностью, и постараемся определить, в чем плюсы и минусы этого влияния.

1. Человек и опыт

Плюсы:

Мы больше ничего не запоминаем, не наращиваем знания. Наша память свободна от лишних цифр и фактов. Побеждает не «зубрила», а тот, кто быстрее ищет и анализирует новую информацию.

Минусы:

Энциклопедист, эрудит, специалист широкого профиля — эти понятия все менее релевантны опыту и все менее востребованы. Опыт устаревает быстрее, чем создаются учебники. Институт передачи опыта — образование — умирает, теряется понимание важности связи между фундаментальными и актуальными (ситуативными) знаниями.

2. Человек и потомство

Плюсы:

Вывод, проистекающий из предыдущего пункта: зрелость не в почете. Взрослым позволено оставаться детьми значительно дольше.

Минусы:

В гонке поколений взрослый не имеет никаких шансов. Никогда больше взрослые не будут умнее своих детей, и граница разрыва поколений сдвигается на все более ранний возраст.

3. Человек и социум

Плюсы:

Наша социальная жизнь обогатилась. Мы обрастаем связями в социальных сетях. Мы не знаем лично половину людей, с которыми общаемся по всему миру. Границ для общения нет — нужно очень постараться, чтобы оставаться одиночкой.

Минусы:

Реальная жизнь вынуждена выискивать себе местечко в жизни виртуальной. Ценность виртуального друга стала измеряться не тем вкладом, который он вносит в мой мир (или хотя бы в мое информационное поле), а тем, как он содействует резонансу моего собственного информационного потока. Диалог умер — мы живем в потоке монологов.

4. Человек и человечество

Плюсы:

Нам доступна любая информация, любое мнение. Каждый имеет голос, и каждый голос может быть услышан. В социальных сетях можно собрать соратников и провернуть революцию.

Минусы:

Медийное пространство не модерируется и плохо самоорганизуется. Поток информации не имеет акцентов и приоритетов — в нашей френдленте на равных правах соседствует информация о том, что соседка купила новое бикини, и о том, как прошли последние президентские выборы.

5. Человек и реальность

Плюсы:

Здесь и сейчас мы можем получать все, что хотим — купить еды, получить совет, заказать билет.

Минусы:

В целом мы понимаем, что если отключить нас от этой системы жизнеобеспечения и доставки комфорта в нору — мы выживем. Но боже мой, как же мы нервничаем, если сел мобильник или пропал коннекшн!

Куда будут развиваться технологии в ближайшем будущем:

  1. Назад к прямохождению! Все наверно помнят пародийную картинку, которая показывает эволюцию обезьяны в человека и обратно. Так вот — скоро мы распрямимся! Lean forward устройства (компьютеры, за которыми мы работаем, опираясь на стол впереди себя) скоро полностью уступят место lean back девайсам — мобильным планшетам, которые мы будем использовать на ходу.

  2. Контент превратится в интерфейс. Не будет текстов и картинок. Будет сплошное интерактивное пространство, в котором время, посвященное конкретной единице контента, будет стремительно сокращаться. Учебник надо будет суметь уместить в инфографическую картинку.

  3. У экранов больше нет границ! Ситуация потребления контента, привязанная к одному типу экрана, исчерпает себя. Мы не будем «сидеть за компьютером» — все технологии должны будут подстроиться под режим «на ходу». Мы начинаем разговор по скайпу в мобильном и продолжаем его на планшете. Наш контент синхронизирован между всеми устройствами.

  4. Интерактивный опыт перестанет быть плоским. Технологии управления жестами и 3d соединятся в интерфейсах. Планшет больше не будет плоским — экран перестанет быть экраном. Мы будем управлять 3d-проекциями одним движением пальца или головы.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео