Дмитрий Джеджула: Перепрыгнуть по другую сторону стола переговоров
31 Июл 2015, 08:56

Дмитрий Джеджула: Перепрыгнуть по другую сторону стола переговоров

Управляющий партнер DirectBrand @ OSD Group, о том, как подготовиться к переходу из корпоративного бизнеса в свой проект

« — Куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть?

— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

— Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.»

(«Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла) 

Дмитрий Джеджула
Маркетинг-директор в SOCAR Energy Ukraine

В свете громких переходов из корпоративного бизнеса на сторону его маркетинговых партнеров или в свои проекты, редакция журнала, который знает о маркетологах все — MMR — предложила мне поделиться моими ключевыми выводами после двух лет в своем бизнесе (30 июля ровно два года и исполняется). Возможно, кого-то они простимулируют меньше бояться, и наконец решиться, а кто-то уверенно скажет «чур меня так мучиться, пойду еще у босса задание попрошу». 

Многие мои знакомые сегодня еще считают наемную работу более стабильной, защищенной и гарантированной. В ответ им, на фото ниже один из отцов маркетинга Филипп Котлер на своей лекции по латеральному маркетингу в 2004 году руками показывает, как выглядит «стабильность в маркетинге». Он еще тогда ее не видел, а где вы хотите сейчас ее рассмотреть? 

Ну и еще, я пока не создавал продуктовых IT-стартапов, коксохимзаводов и цветочных лавок, потому писать я буду о переходе в свой бизнес все в той же сфере маркетинга. 

Подготовка к маркетинговой фирме:

К переходу в свой бизнес я бессознательно готовился всю сознательную жизнь, поэтому в 2013 году, спустя 13 лет в управлении маркетингом на клиентской стороне, мне было не страшно и даже не волнительно, а скорее очень интересно. Для вашего бизнеса будет очень неплохо, еще вы начнете выстраивать свою экспертную репутацию и создавать необходимые связи за три, а лучше за пять лет до того, как вам придет в голову мысль «хочу свой бизнес и готов к нему». Более того, желательно, чтобы к этому моменту вы плотно ассоциировались не исключительно с компанией Х или заводом Y, а со сферой деятельности — в нашем случае, с маркетингом, или его подразделом, например, розничным маркетингом.  

С одной стороны, у меня за плечами и в руках было живое понимание бизнес- моделей и особенностей маркетинга в FMCG, производстве и продвижении продуктов питания, IT-дистрибуции и потребительской гаджетомании, разноаспектном телекоме, бизнес-образовании, медиа и рознице с девелопментом, да и еще все это в B2C и B2B разрезах. И даже членом правления ВРК (за клиентскую сторону) я два года успел поработать.

Для вашего бизнеса будет очень неплохо, еще вы начнете выстраивать свою экспертную репутацию и создавать необходимые связи за три, а лучше за пять лет до того, как вам придет в голову мысль «хочу свой бизнес и готов к нему» 

Дмитрий Джеджула
Маркетинг-директор в SOCAR Energy Ukraine

С другой — отличное образование, где были одна из лучших в стране Executive MBA-программ в kmbs в 2003–2005 годах, на базе года Нархоза, четырех в Могилянке и четырех на экономическом отделении лицея «Наукова Зміна». Мне повезло вживую наблюдать способ мышления у Адриана Сливоцкого, Филиппа Котлера, Джека Траута, Тома Питерса, Чана Кима, Дана Ариели, Ицхака Адизеса, Ричарда Брэнсона и даже Лины Костенко, и сделать выводы, которые вросли в мою ДНК.

В третьем измерении готовности находилась моя горячая любовь к и вера в идею PSF — фирмы оказывающей профессиональные услуги, с подходом ко всем, как к клиентам, с соответствующей мотивацией участников, типологией проектов и процессов и т. д. Именно о PSF была моя дипломная MBA-работа и, именно используя этот подход, я перестроил — к слову радикально успешно для бизнеса — функцию маркетинга в украинском «Голден Телеком» в 2005 году. Более того, если бы не грянул гром общекорпоративного слияния с Beeline, с очень высокой вероятностью еще в 2008 году я бы запустил на основе департамента маркетинга GTU in-house маркетинг-PSF, обслуживающий и внешних клиентов, превратив бы его и в центр прямой прибыли. Разговоры об этом в 2007 году с моим руководителем — генеральным директором «Голден Телеком» Андреем Милиневским были. Было и понимание с принятием, но дальше двигаться с этим не сложилось.

Даже если все в жизни маркетинг-директора и его команды не так ярко, как было у нас, никто не мешает позаимствовать продуктивные PSF подходы. Как минимум, вы поймите, что у вас есть один важнейший внутренний многоликий B2B-клиент в лице компании-работодателя и сфокусируетесь на том, как качественно и эффективно вести его к развитию по-другому, все время при этом держа внимание на его бизнес-задачах и целевых аудиториях. Вы увидите, что работа кардинально изменится в лучшую сторону, да и вы сами в «момент Ч» будете свежи, бодры и гораздо более конкурентоспособны. Больше здесь об этом не напишу, читайте об этом в моей будущей книге и в новых колонках, если будет интересно читателям MMR. 

7 MUSTS от Джеджулы:

Если вы все же решились перестать быть «рабом лампы» (SMS-ки о поступлении зарплаты на счет в ожидаемые сроки), и готовы к этому, попробую очертить несколько шагов. Предупреждаю сразу, я не буду здесь рассказывать о том, как сбалансировать свои финансы и какой вид регистрации избрать, об этом лучше спросить у экспертов.

1. Знать своего клиента (сегмент).

Поймите с кем вам интересно и полезно для него работать. Если не сделаете этого на старте, потом будете возвращаться к этому пониманию ценой набитых крупных шишек. #тыжмаркетолог, или нет? 🙂

Читать на эту тему: Paul Garrisson, Exponential Marketing


2. Сфокусироваться на нем.

Начиная с того, что крупного карпа никто не будет ловить в мелкой луже, заканчивая продуктовой линейкой, отвечающей на точки боли именно вашего целевого клиента. Все сервисы и процессы постройте так, чтобы было удобно и понятно ему, но, очень важно, со временем прибыльно вам.

Читать на эту тему: Майк Микаловиц, «Метод тыквы»


3. Подобрать толковую команду и изначально четко сообщить ей ваши правила игры.

Поймите какие-люди вам нужны и где вы их сможете привлекать в случае необходимости в интересах клиентских проектов. И как вы будете эту команду удерживать неподалеку в безрыбный период: из подкожно-инвестиционного жира, светлой идеи ради (непродолжительно возможно, если все в команде имеют долю в будущем мегабизнесе и уже чувствуется запах близких денег) или будете привлекать на проектной основе из партнерской организации. Про важность коммуникации правил игры не буду расширять, #тыжмаркетолог!

Читать на эту тему: Дениэл Пинк, «Драйв: что на самом деле нас мотивирует.

4. Построить правильное симбиотическое партнерство.

Еще в детстве я слыхал злую, но правдивую украинскую поговорку «Гуртом і батька легше бити». Даже самый гениальный Вы сильны в чем-то одном, другом, третьем, но вас совершенно не драйвит четвертое, пятое и десятое. Потому найдите партнера, с которым вы вместе будете крутой целостной силой. Главное, на берегу договориться о принципах партнерства и неукоснительно им следовать. Или вовремя обоюдно передоговариваться. Очень круто, если у партнера уже есть организация, решающая сходные, но другие задачи, тогда вы в целом решите вопрос из пункта 3. Мое партнерство с маркетинговым холдингом OSDGroup и Валентином Калашником в рамках нашего совместного бизнеса DirectBrand — живая иллюстрация именно этого подхода. Похоже, по этому пути пошел еще один известный корпоративный эксперт 🙂

Слушать на эту тему: мастер-класс о партнерстве в бизнесе крутого Владимира Орлова


5. Понять, куда ты будешь эффективно аутсорсить неключевые процессы.

Никто не обязан быть компетентен и эффективен сам во всем — тогда это история не о чем. Я патологически не люблю кипы бух-юр бумаженций, хотя если надо, со всем справлюсь (даже 1,5 года когда-то главбухом проработал в домаркетинговый период жизни). Отлично, если вы можете передать эти в аутсорсинг в партнерскую структуру, как я, и сконцентрироваться на основном — любимом деле и любимых клиентах. Конечно же, это невозможно без доверия, но что без него вообще возможно? Принять на старте решение, куда вы не будете инвестировать свой основной самый ограниченный ресурс — время — критически важно, но сразу же определитесь, чем вы готовы платить за аутсорсинг важного, но не ключевого.

Читать: Leo Babauta «Focus» и 100500 других книг, также советую использовать инструментарий системы Getting Things Done с помощью клевых и понятных программ типа OmniFocus 


6. Делать только то, что ты любишь. Любить все, что ты делаешь. Не прекращать развиваться в любимом деле.


Я люблю маркетинг. Но я не обязан любить все, что делают с его помощью. Поэтому лет 10 назад я внутренне для себя полюбил его в первую очередь, как трансформационный инструмент, с помощью которого можно изменить любую человеческую систему. Это работает, начиная от личной жизни, заканчивая большими странами. Само по себе вовлеченное желание создать бренд, фиксирующий и выполняющий обещание — самая большая трансформация, которая может произойти в жизни организации. Инструменты маркетинг-менеджмента, заряженные на ценность потребителю и прибыль для компании — прекрасны, ими нельзя не любоваться, как и теми, кто мастерски ими владеет. Еще очень важно замечать, находить и отмечать редкие поначалу лучи радости. На старте очень легко скатиться в рутину и постоянную борьбу, в результате демотивироваться, разочароваться и плюнуть на всю эту затею. Лучи радости могут стать толстыми спасательными канатами.

Читать: Манн-Иванов-Фербер и Coursera.org вам в помощь.


7. Любить людей. Балансировать свой желаемый профиль ЛСД.

Нашим ресурсом, топливом в великих достижениях в бизнесе является ЛСД. Не та, про которую вы подумали, а Любовь, Слава и Деньги. Любовь — отношения с нашими целевыми аудиториями, Слава — способность делать новый бизнес, благодаря выполненным ранее проектам и доверию. Деньги — желаемый уровень потока денежных средств и прибыли. Все начинается с любви, которая не может быть неискренней.


Читать: Дэн Вальдшмидт «Быть лучшей версией себя»  

При горячем желании всегда можно вернуться


Да-да, именно так. Меня никак не тянет возвращаться в стабильный (ха!) корпоративный кабинет, но когда мне 5–6 раз в год звонят уважаемые рекрутеры, хантеры или предлагают перейти к ним на некоторое время целиком клиенты, я с ними обязательно общаюсь: вдруг проморгаю мегавызов всей жизни? И есть истории счастливых возвращений. Пока мы живы, все возможно изменить.

Самое главное:

Вы прочли этот лонгрид, и вам ничуть не захотелось в свой бизнес с насиженной маркдирской позиции? Ну так и задача в чем-то вас убедить не стояла. Самое главное, что теперь вы можете начать относится к своей рабочей грядке с ответственностью владельца бизнеса, который работает с внутренними и внешними целевыми… Заново начинать не буду, #тыжмаркетолог и уже во всем, наверняка, разобрался. Будьте счастливы, занимаясь любимым делом! 

Читать еще, если все-таки душа лежит к маркетинговому консалтингу:

  • Дэвид Огилви, «Огилви о рекламе»
  • Дэвид Мейстер, «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» — серьезная системная книжка о том, как построить и, главное, успешно жить, с рабочей системой
  • Tom Piters, «Managing PSF-50»
  • Джеральд Вайнберг, «Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга» — очень веселая книжка, которая в шутливой форме подготовит вас к самым неприятным моментам жизни консультанта. 

Расскажите друзьям про новость