Как изначально строилась структура «Телекритики»: какие проекты относились к ГО, какие — к холдингу «1+1»?
С января 2007-го года владельцем ТМ «Телекритика» и доменного имени http://www.telekritika.ua являлась ТОВ «Телекритика», где у структуры «Главред-медиа», относящейся к «плюсам», мажоритарный пакет акций. ТМ «MediaSapiens» и его спецпроекты «Выборы и СМИ», «Суспільне мовлення» и другие, а также ТМ «ВидеоТека» являются собственностью ГО «Телекритика».
В каких вопросах редакции удавалось оставаться независимыми от мнений руководства холдинга, в каких — нет?
В начале нашего сотрудничества у нас возникали конфликты в освещении некоторых вопросов, связанных с медиа как бизнесом. К примеру, в освещении темы телевизионных рейтингов. «Плюсы» считали, что надо ориентироваться только на панель «Вся Украина», мы — что нужно брать обе панели (помимо всеукраинской, это еще панель городов 50 тыс.+, — ММР). Но в ходе переговоров мы находили компромиссы.
Что же касается критики медиапродукта, вопросов «медиа и политика», свободы слова и так далее — в этом никогда никто не пытался как-то на нас влиять.
Порой возникали споры не столько с руководством холдинга, сколько с пресс-службой и пиаром «плюсов» по поводу материалов на «Дусе» о проектах «1+1». Как и пиарщики почти всех украинских каналов, они считали, что «Дуся» их только критикует и не замечает позитива:). В связи с этим вспоминается забавный эпизод. В каком-то дружеском разговоре «плюсовцы» спросили меня: ну почему вы написали о проекте такого-то канала, а о нашем подобном и очень хорошем — нет? Я ответила: «Так мы же тот проект покритиковали». На что они заметили: «Мда?.. Если бы вы нас так покритиковали, мы бы посчитали это большой похвалой»…
Но это обычный диалог тех, кто критикует и тех, кого критикуют. То есть у нас нет оснований говорить, что «плюсы» после где-то первого полгода-года взаимной притирки как-то вмешивались в редакционную политику даже таблоида «Дуси», а «Телекритики» подавно. Мы освещали все последние скандалы с Игорем Коломойским, и по Андрушко, и с Шустером, например, исключительно так, как считали нужным сами. И ни разу никто нам в ответ не позвонил и ничего не потребовал. Цензуры не было, точно!
Как пришли к решению о том, что все-таки пора уходить? Что стало последней каплей?
Не было последней капли. Просто ГО «Телекритика», прежде всего благодаря поддержке шведской СИДЫ, наращивала свои финансовые возможности. И в какой-то момент и у нас, и у доноров возникло понимание, что ТК может вернуться к самофинансированию проектов. При этом после Майдана, как известно, Игорь Коломойский стал активно заниматься политикой, а привязка к любой политической силе нежелательна для экспертов.
Честно говоря, «достали» и необоснованные упреки в нашей якобы заангажированности со стороны некоторых коллег. Сочетание всех этих факторов побудило нас еще в мае этого года инициировать переговоры с «плюсами» о «разводе».
Каково это — оставлять и, фактически, отдавать другим людям детище, которым занимались 15 лет?
Уточню: 14. Конечно, нелегко. Переговоры потому и длились достаточно длительное время, что мы пытались уговорить «плюсы» разделить бренды: им — «Дусю», нам — «Телекритику». Но юридически для этого нужно было согласие двух сторон. «Плюсы» на это не согласились, это было их правом, поэтому мы приняли решение просто уйти всей командой и создавать новый проект.
Подчеркну, что расстались мы с «плюсами» корректно, никаких претензий у нас к ним нет. Долгие годы финансирование от холдинга «Главред-медиа» были решающими для существования «Телекритики», так что мы благодарны им за эту поддержку.
Что будет с командой сайта «Телекритика», всем ли найдется место на MediaSapiens, у которого есть своя редакция?
Почти вся команда уходит в ГО. Несколько человек, возможно, останется на «Дусе», после переговоров с ними нового руководства ТОВ «Телекритика». Исключительно на MediaSapiens в данный момент работает всего два человека, все спецпроекты у нас велись в условиях практически конвергентного ньюзрума. То есть люди работали и над наполнением сайта ТК, и надо наполнением сайта МS и его спецпроектов. Так что работы хватит на всех, главное, чтобы у нас были средства для финансирования их усилий.
Как изменится MediaSapiens в плане тематики, какие направления заберет из «Телекритики»? Можно ли говорить, что это будет та же «Телекритика», но с другим названием?
Мы еще не приняли окончательного решения, но скорее всего, МS станет более целенаправленно заточенным на тему именно медиаграмотности как таковой. А вместо сайта «Телекритика» будет создан новый ресурс. По своей тематике он будет близок к тому, чем была «ТК», этого ждут от нас и доноры. То есть, очевидно, ГО «Телекритика» начнет работать над тремя основными направлениями с более четким их разделением: как аналитический центр по вопросам медиа, как профильный сайт по медиаграмотности и как «СМИ о СМИ».
Достаточно ли грантового финансирования, чтобы поддерживать MediaSapiens и новые проекты в формате «вся Телекритика»?
На данный момент у нас есть средства для создания нового сайта, и это уже немало. Есть «дыры» в возможностях финансирования зарплат всех нужных всем нашим проектам сотрудников, но мы ведем активные переговоры с донорами, которые, как мы надеемся, нас поддержат.
Будете ли искать нового инвестора?
Новых западных доноров — да, мы их искали, ищем и будем искать. Частного инвестора — нет.