Украинский диджитал 10 лет назад: около 10 млн пользователей, маркетологи при планировании рекламных кампаний в интернете крайне ограничены инструментарием, индустриальные панели только вышли на рынок. За это время исследователи осуществили прорыв в изучении потребительского поведения в интернете, за что им отдельная искренняя благодарность.
Сегодня на рынке активно развивают свои digital-исследования три игрока – Factum, Gemius и TNS. Все три измерителя – признанные в мире компании, которые используют методики по всем канонам социологии. Разбираем, в чем их отличия, возможности, плюсы и минусы.
1. Методология
У каждого исследователя свои подходы и выборка респондентов. Количество данных у всех исследователей позволяет делать корректные выводы по поведению пользователей в сети и анализировать аудиторию ресурсов. За исключением нишевых и малопосещаемых сайтов – их в панелях не найти. По количеству лидирует выборка gemiusAudience, накопленная за годы активности:
Методика исследований |
OSM Factum |
gemiusAudience |
TNS CMeter |
Тип методики |
user-centric |
fusion (mixed) |
user-centric |
Количество респондентов |
5000 панелистов 7000 сайтов |
13 000 панелистов 2500 сайтов 110-130 тыс. заполненных онлайн-анкет |
5000 панелистов 200 сайтов |
2. Интерфейс и удобство
Ежедневная работа с панелями выявила ряд слабых и сильных мест у каждой. И если интерфейс – дело быстрой привычки, то скорость получения данных и появление багов напрямую влияет на процесс планирования и предоставления информации рекламодателю.
Ниже – итоги нашей коллективной оценки некоторых параметров. Результаты основываются на субъективном мнении сотрудников и могут не совпадать с точкой зрения других специалистов.
В лидерах по всем параметрам gemiusAudience. Если бы не тип доступа: программа привязана к конкретному устройству, что вносит легкий диссонанс в наш облачный мир:
Интерфейс |
OSM Factum |
gemius Audience |
TNS CMeter |
Способ доступа к панели |
online |
software |
online |
Удобство работы (по 5-балльной шкале) |
4 |
4 |
3 |
Скорость получения данных (по 5-балльной шкале) |
4 |
5 |
4 |
Частота появления багов (по 5-балльной шкале) |
3 |
1 |
3 |
3. Возможности для планирования
Здесь начинается самое интересное. Если у вас массовый продукт для широкой целевой аудитории Украины – все три панели практически отлично справятся с анализом.
Но бывают задачи, которые могут решить лишь одна или две панели. Например, если ваша ЦА – те, кто в ближайшие полгода планирует купить авто, выгрузка будет из OSM Factum и TNS CMeter. При этом у CMeter расширенный перечень возможностей для анализа потребительских предпочтений и поведенческих особенностей ЦА, что особенно ценно для формирования стратегии.
Хотите увидеть пики аффинитивности в разрезе часа по дням – смотрим OSM Factum. А дальше используем простую оптимизацию: показ в максимально аффинитивные часы для нашей ЦА дает в 3-4 раза лучше результат – и в отклике, и в поведении на сайте, и в росте бренд-параметров.
В TNS CMeter нет возможности выбрать конкретные области – есть только разделение на Восток, Запад, Север, Центр и Юг (и потому по первому пункту ниже в таблице стоят +-).
Анализ мобильных приложений проводят только Factum и TNS и только по Android-платформам, данных по мобильным приложениям на iOS-устройствах в панелях нет из-за специфики операционной системы.
Лидирует по количеству плюсов OSM Factum:
Планирование |
OSM Factum |
gemius Audience |
TNS CMeter |
Стандартные соцдем-параметры (пол, возраст, география и т.д.) |
+ |
+ |
+ — |
Базовые метрики (доля ЦА, аффинити, охват и т.д.) |
+ |
+ |
+ |
Потребительское поведение (например, покупка вина за последние полгода) |
+ |
— |
+ |
Готовые пакеты сайтов |
— |
— |
+ |
Анализ разделов сайтов |
+ |
+ |
+ |
Анализ мобильных приложений |
+ — |
— |
+ — |
Анализ в разрезе 1 часа |
+ |
— |
— |
Анализ аудитории, которая посещает определенные сайты |
+ |
+ |
— |
Создание кастомных пакетов сайтов |
+ |
+ |
+ |
Анализ пересечения |
+ |
— |
— |
Поведение аудитории за длительный период |
+ |
— |
+ |
Накопительный охват |
+ |
— |
— |
Анализ нескольких ЦА одновременно |
+ |
+ |
— |
4. Трекинг кампаний
Исследователи помогают также отследить и оценить эффективность реальных кампаний – за счет установки кодов в рекламные материалы. Основные типы отчетов есть у каждого исследователя – по разным устройствам, по основным технометрическим параметрам (операционные системы, браузеры), по соцдему.
По дополнительным возможностям лидирует gemiusAudience. Компания справилась также с недавней проблемой, которая всколыхнула диджитал-агентства: Google из-за великого и ужасного GDPR запретил интеграцию сторонних счетчиков. Gemius вернула эту возможность для своих кодов. Открытый API, Gemius Direct Effect (GDE) как альтернатива системам ротации (например, Adriver), URL-отчеты – бонусы в карму Gemius.
+- в таблице означает либо неполноту данных, либо задержки в доступе к ним, либо функционал в процессе доработки:
Трекинг кампаний |
OSM Factum |
Gemius |
TNS |
Отчеты по мобильным устройствам (real users) |
+ — |
+ — |
+ — |
Cross-device отчеты |
+ |
+ |
+- |
Real-time отчеты |
+ — |
+ |
+ — |
Технометрические отчеты |
— |
+ |
— |
Соцдем-отчеты |
+ |
+ |
+ |
Интеграция в инструменты Google |
— |
+ |
— |
Кастомизация отчетов |
+ |
+ |
+ — |
Traffic quality отчеты |
— |
+ |
— |
Открытый API |
— |
+ |
— |
Альтернатива системам ротации (например, Adriver) |
— |
+ |
— |
5. Финансы
Общепринятая ситуация на рынке диджитал-агентств – панели входят в стоимость агентского обслуживания как необходимый инструментарий для работы. Стоимость панелей плавно растет, но спасибо, что по-прежнему не за все деньги мира. Оплата GDE как крутилки осуществляется за 1000 показов, что также общепринято. Приятные бонусы от исследователей: мониторинг активности брендов AdvertTrack от Factum, выгрузки по другим странам от TNS.
Если резюмировать. Мы в NEOS Digital практикуем разносторонний анализ аудитории и эффективности рекламных кампаний. Конечно, отсутствие единых правил игры для всего диджитал-рынка порождает неверные толкования и манипуляцию данными. Но с нашей точки зрения, вариативность исследований и возможность выбора является огромным преимуществом в первую очередь для рекламодателей. Важно лишь доносить клиентам особенности, причины расхождений и их природность, необходимость корректно сравнивать данные по одним и тем же источникам.
В следующей статье разберем основные проблемы при работе с панелями. И самый смак – посмотрим на реальные цифры каждого исследователя по основным параметрам: гео, пол-возраст, доход – и покажем расхождения.